ПОИСК
Політика

Секретарь снбо евгений марчук: «желание делать добро для украины -- это не индульгенция от критики просчетов правительства»

0:00 29 вересня 2000
Інф. «ФАКТІВ»

Для национального возрождения Украина выбрала рыночные механизмы. И нравится нам это или нет, но мы должны считаться с правилами, действующими в мире рыночных отношений, который является одним из наиболее значимых достижений цивилизации. Нам придется смириться и с тем, что рынок — жестко прагматичен. Такие категории, как «родина», «национальные интересы», «социальная справедливость», «патриотизм» и т. п. , на рынке воспринимаются весьма условно. Отстаивать и защищать их — функция государства. Что же касается мирового сообщества, которое живет по законам рынка, то в нем нет белых и черных, верующих и атеистов. Оно делится на тех, кто имеет деньги и умеет их зарабатывать, и тех, кто к этому стремится. Ведь рынок не требует извинений и не наказывает за ошибки. Он признает лишь результат. А таковым является экономически сильное и независимое государство, в котором деньги — наиболее эффективный инструмент распределения, накопления и приумножения средств для поддержки производства и сферы услуг, для решения социальных проблем общества.

Сейчас мы постепенно приходим к пониманию того, что государство и рынок никоим образом не могут быть взаимозаменяемыми категориями. Ведь государство — это всеобъемлющая система общественно-политических и социально-экономических коммуникаций. А рынок — всего лишь система организации товарооборота. То есть рыночной должна быть только экономика, а не общество. Между тем, последние события в отечественном топливно-энергетическом комплексе свидетельствуют о том, что это утверждение является аксиомой не для всех высокопоставленных чиновников. С просьбой прокомментировать сложившуюся в связи с этим ситуацию в национальной экономике «ФАКТЫ» обратились к секретарю Совета национальной безопасности и обороны Украины Евгению Марчуку.

Экономика не признает красивых патриотических деклараций -- она адекватно реагирует лишь на профессиональные действия

-- Евгений Кириллович, недавние комментарии некоторых правительственных чиновников и отдельных СМИ по поводу ситуации в топливно-энергетическом комплексе Украины должны, по идее, вселять веру в завтрашний день. Но могут ли эти лозунги улучшить реальное положение в ТЭК, а также убедить общественность в том, что правительство выработало механизмы, которые способны хотя бы на первых порах согласовать массу внутренних и внешних экономических интересов? Ведь без этого движение вперед попросту невозможно…

-- Все, что происходит сегодня в ТЭК и вокруг него, только подтверждает истину: экономика не признает сантиментов и красивых патриотических деклараций -- она адекватно реагирует лишь на гармонизацию интересов, на профессионально выверенные и системные действия. Если этого нет, последствия непродуманных решений не заставляют себя долго ждать. К тому же они весьма болезненны, поскольку положение в топливно-энергетическом комплексе моментально отражается на общеэкономических процессах в стране. Представляете себе, что значит в течение полугода запретить, а затем разрешить взаимозачеты? Затем снова запретить. Опять же разрешить, а затем запретить фьючерсные закупки электроэнергии, да еще с 20-процентным удешевлением…

РЕКЛАМА

-- Во что же выльются украинскому обществу нынешние эксперименты в энергетической сфере? Как они могут повлиять на экономику Украины?

-- Судите сами. Постановление правительства N 755 от 5 мая нынешнего года обязало всех покупать электроэнергию только за «живые» деньги. Прекрасно. Чем, спросите вы, не государственнический подход, в чем проблема? В том, что очень тяжело рассчитывать на молниеносное внедрение всеобщих денежных расчетов в одной отдельно взятой отрасли при остром дефиците оборотных средств в других, не менее важных секторах экономики — и обойтись при этом без потерь. О том, что именно это и происходит, что промышленность несет убытки, вам расскажет директор любого предприятия, даже производящего продукцию на экспорт.

РЕКЛАМА

Если переход к исключительно денежной форме внутренних расчетов еще можно считать логичным в контексте реализации комплексных мер по реформированию структуры национальной экономики, то ликвидация товарных форм расчетов с зарубежными партнерами выгодна только иностранцам.

-- И к каким негативным последствиям она привела?

РЕКЛАМА

-- Прежде всего, украинская промышленность стала стремительно терять российский рынок. Ведь наши предприятия, по сравнению с зарубежными, оказываются в весьма уязвимом положении: у них нет оборотных средств, крайне лимитированы кредитные ресурсы, которые правительство к тому же мобилизует на оплату импортного топлива. В итоге тормозится развитие отечественной энергетической сферы.

Показатель затрат топлива на производство электроэнергии в Украине — один из самых высоких в мире

-- Неужели в правительстве есть чиновники, не заинтересованные в развитии отечественной энергетики?

-- Это вопрос не ко мне. Я оперирую конкретными фактами. Вот, скажем, недавно, 31 июля появилось поручение руководства правительства N 13420/96, согласно которому Казначейство выделило бюджетные средства областным энергопоставляющим компаниям. Спустя несколько дней Национальная комиссия по вопросам регулирования энергетики своим постановлением N 808 от 2 августа переправляет эти средства на распределительный счет и делит их… между отдельными произвольно(!) выбранными предприятиями. Таким образом, видимо, покупаются симпатии отдельных руководителей и профсоюзных деятелей, которые в ответ создают позитивный фон мнимым успехам на топливно-энергетическом рынке.

-- Что это значит?

-- Это значит, что за счет бюджетных средств и соответствующего механизма увеличивается поток денег через распределительный счет. Создается иллюзия роста уровня платежей за электроэнергию. При этом ни на заработную плату, ни для ремонтных работ энергопредприятия средств не получают. Не рассчитываются они и по обязательным платежам в госбюджет.

Некоторое относительное увеличение платежей на энергорынке за счет применения жестких административных мер, которые могут быть оправданы лишь как временные действия, не способно стать устойчивой тенденцией без реальных рыночных реформ. Поэтому сегодня мы и наблюдаем ухудшение базовых показателей деятельности отечественной энергетики. Растет себестоимость производства электроэнергии, энергогенерирующие компании работают в убыток. Они резко сократили платежи в бюджет. Показатель затрат условного топлива на единицу произведенной электроэнергии в Украине — один из самых высоких в мире. О какой конкурентоспособности нашей продукции можно тогда говорить?

-- Хорошо, но предпринимаются ли хоть какие-то меры для решения этих проблем?

-- Скорее, создаются новые проблемы. Постановление Кабмина N 1138 от 19 июля нынешнего года, по сути, предлагает Минтопэнерго «уговорить» генерирующие компании подписать с коммерческими банками договоры на кредиты под залог своего имущества и имущественных прав. Несложно догадаться, что, учитывая реальное положение дел в генерирующих компаниях, это приведет к невозврату кредитов. Таким образом искусственно создаются условия для далеко не прозрачной долговой приватизации генерирующих компаний.

А как же Указ Президента относительно ускорения прозрачной и справедливой приватизации энергообъектов с участием стратегических инвесторов? Его не только игнорируют, но и пытаются использовать всякие антирыночные механизмы времен «военного коммунизма». И надо отдать должное Генеральной прокуратуре, вовремя приостановившей правительственную акцию, которая проводилась с нарушением прав собственности и имела целью ввести так называемых внешних управляющих, не несущих ответственности перед собственниками.

-- Но «Энергоатому» от навязанного сверху кредита отвертеться не удалось…

-- Совершенно верно. Вмешавшись в хозяйственную деятельность и лишив Национальную атомную энергогенерирующую компанию «Энергоатом» права выбора, ей просто приказали(!) взять кредит в Сбербанке Украины на 141 млн. грн. под залог активов на сумму, которая вдвое превышает сам кредит, — 290,8 млн. грн. Кроме того, атомщики недосчитались 193 млн. грн. в результате введения в действие постановления Кабмина N 881 от 24 мая и протокола совещания в правительстве от 10 марта 2000 года. А выполняя поручение вице-премьер-министра по вопросам ТЭК N 37 от 15 мая 2000 года, «Энергоатом» недополучил еще 75 млн. грн.

Создалась катастрофическая ситуация по финансированию ремонтных и профилактических работ на ядерных объектах. Посмотрите сегодняшнюю сводку. Из 14 энергоблоков пять не работают -- на ремонте. Один действует не на полную мощность. Еще лет пять назад это было бы энергетическим ЧП, все правительство стояло бы на ушах. А многие точно лишились бы должностей.

Украина была на грани потери своей доли участия в азиатско-европейском транспортном пути

-- Складывается впечатление, что за страстями, которые кипят вокруг энергорынка, где создаются и оборачиваются огромные капиталы, правительство не замечает еще одной чрезвычайно важной проблемы. Речь идет о нерациональном использовании энергии…

-- В нынешнем году планировалось начать конкретные работы по установлению счетчиков горячей воды и тепла в жилых домах и отдельных квартирах, а также устройств для регулирования температуры и квартирных терморегуляторов. Но они практически не проводятся. Президент своим Указом N 457 в очередной раз обязал Кабмин заняться ею. Однако воз и ныне там. Между тем, мы несем огромные потери из-за нерационального использования энергии.

Вдобавок к этому в последнее время чрезмерно возросли объемы «собственных нужд» энергогенерирующих предприятий и потерь энергии в сети. В некоторых областях они достигают 20--30 процентов. Вдумайтесь, сколько это газа, угля, а в конечном счете -- сколько денег вылетает, образно говоря, в трубу. Списывается же все это под видом «коммерческих затрат» (ранее такого термина не было).

-- Что же на самом деле стоит за «коммерческими затратами» энергогенерирующих компаний?

-- Все предельно просто: энергопредприятия вынуждены отдавать электричество ниже себестоимости. Они несут убытки, а коммерческие посредники получают сверхприбыли. Таким образом маскируются элементарные бесхозяйственность и разворовывание. Именно поэтому еще в феврале нынешнего года Совет безопасности и обороны обязал правительство откорректировать нормы рентабельности предприятий топливно-энергетического комплекса, принять меры для уменьшения затрат. В Кабмине же о выполнении этого поручения попросту… забыли.

Вот, к примеру, одна из схем, которую обнаружили эксперты Совета безопасности. Одной электростанции понадобилось некое оборудование. И хотя производители этого оборудования хорошо известны энергетикам, они обратились к посредникам — частной фирме. Последняя закупила у производителя необходимое оборудование по цене 700 с лишним тысяч гривен. После нескольких «перепродаж» через посредников «наивная» электростанция заплатила за оборудование уже более 12 млн. гривен! Получая сегодня на эту сумму электричество, «группа товарищей», именуемая посредниками, расплачивается с энергетиками векселями, претензии к оплате которых будут действительны только через… пять лет! И в последнее время такое коммерческое поветрие, образно говоря, одолевает ряды руководителей государственных предприятий и отечественных предпринимателей.

-- Евгений Кириллович, несмотря на давность проблемы, до сих пор неясна судьба отечественной газотранспортной системы. Будет ли она приватизирована, передана в концессию или в управление? В правительстве ничего конкретного по этому поводу не говорят. Даются, в основном, политические оценки различных вариантов…

-- Известно, что на данный момент расчетная стоимость активов украинской транзитной газотранспортной системы колеблется от 20,5 млрд. до 28,5 млрд. долларов. Сопоставляя эти цифры с фактическим объемом украинских долгов за использованный российский газ (около 2 млрд. долларов), а также принимая во внимание то, что значительная часть этих долгов не является государственными, можно смело утверждать, что предложения передать всю газотранспортную систему в счет долгов являются просто абсурдными. Тем не менее, это не аргумент для того, чтобы вообще не поднимать вопрос о том, нужно или не нужно сохранять государственную монополию на газопровод. Возможно, и стоит пойти на его частичную приватизацию, но прежде надо все просчитать. Надо искать пути решения этой проблемы, а не заниматься политической трескотней.

В конце концов, нельзя упускать из виду, что названная стоимость активов газотранспортной системы базируется не на привычном для нас понятии «балансовая стоимость», а на реальных и потенциальных объемах транспортировки голубого топлива. Пустой газопровод будет стоить копейки. Понимая это, Россия, руководствуясь собственными национальными интересами, угрожает нам строительством обходного газопровода через Белоруссию. И каков будет «наш ответ Чемберлену»?

Кстати, правительству еще в марте было поручено в течение двух месяцев разработать энергетическую стратегию до 2010 года. Конечно, это непростое дело, но у Кабмина руки до него так и не дошли. Зато мы вволю наслушались сенсационных заявлений вице- премьер-министра! О строительстве газопровода Туркменистан-- Украина, да еще в обход России. О коварных противниках нефтепровода Одесса--Броды, затаившихся в Совете национальной безопасности и обороны. О страшных антипатриотических планах отдать за бесценок России отечественную газотранспортную систему… К сожалению, эта саморекламная нелепица тиражировалась некоторыми введенными в заблуждение СМИ без малейших попыток разобраться в сути проблемы.

Выплаченные долги по зарплате и пенсиям съедает инфляция и возросшие цены на коммунальные услуги

-- Все развитые государства поднимали свою экономику за счет поддержки и развития внутреннего рынка. Иными словами, там заботились о платежеспособности населения. В нынешнем году такую заботу ощутили и граждане Украины: правительство погасило практически все долги по пенсиям и зарплатам, старается вовремя рассчитываться с бюджетниками. Почему же мы реально не ощущаем роста благосостояния?

-- Это хорошо, что долги погашаются. Такое задание правительству было поставлено руководством страны. Но давайте посмотрим глубже.

Если граждане отдают две трети своей зарплаты только за жилищно-коммунальные услуги, то получается, что две трети населения прямо или косвенно работают на поддержание эксплуатации жилищного фонда. А на самом деле там трудится не более 6 процентов работающих граждан. Чтобы окончательно разобраться в этой болезненной для всех проблеме, глава государства в марте дал поручение Кабмину в двухмесячный срок проанализировать себестоимость жилищно-коммунальных услуг и принять меры для снижения их стоимости. Но к решению этой проблемы никто даже не приступал. Между тем, ситуация продолжает обостряться. Выплаченные долги по заработной плате и пенсиям съедает инфляция и возросшие цены на коммунальные услуги.

-- Евгений Кириллович, а чем, на ваш взгляд, вызвана критика отдельными членами Кабмина идеи создания так называемого энергоострова в трех областях — Харьковской, Сумской и Полтавской? Ведь это должно быть выгодно Украине, испытывающей дефицит электроэнергии?

-- Действительно, идею подключения этих областей к энергосистеме России, что гарантировало бы стабильную поставку дешевого электричества в энергодефицитные регионы, некоторые правительственные чиновники подвергли политической обструкции. Между тем, полгода назад Президент поручил Кабмину разработать совместно с российскими партнерами схему взаимовыгодных расчетов, базовым элементом которой было увеличение поставок в Россию энергетического оборудования, производимого на предприятиях этих областей. Выгода -- очевидна. Однако решение этой острой проблемы в правительстве по сути заблокировали, прикрываясь патриотическими лозунгами.

Проигнорирован и Указ Президента о создании в Донецкой и Днепропетровской областях регионально интегрированной топливно-энергетической компании. Неужели в правительстве не сочли нужным поддержать инициативу регионов о загрузке простаивающих там энергомощностей, об обеспечении непрерывных поставок энергии областям, о постоянной работе угольной промышленности за счет использования региональных ресурсов и финансов? Актуальность решения этого вопроса еще больше возросла в связи с подготовкой к осенне-зимнему периоду, но соответствующего постановления Кабмина по реализации этого президентского указа до сих пор нет. Как нет и объяснений причин отсутствия такого решения. Зато есть исключительно политические заявления вице-премьер-министра по этому поводу.

За пределами Украины действуют «почтовые ящики» для отмывания средств, извлеченных из ее ТЭК?

-- Россия заявила о сокращении объемов потребления, а значит, и экспорта газа. В случае, если так оно и будет, сможем ли мы компенсировать недостачу голубого топлива за счет других ресурсов? Например, угля.

-- Пока ситуация выглядит следующим образом: весной Президент поручил правительству выделить 200 млн. грн. для введения новых мощностей на шахтах, которые добывают энергетическое топливо, чтобы к зиме накопить достаточное его количество и отказаться от импорта угля. Этот вопрос решается с огромным опозданием. А между тем добыча энергетического угля с начала года сократилась на 7 процентов.

Правительством не решаются вопросы, связанные с повышением качества отечественных энергетических углей. Ежегодно железная дорога перевозит примерно 2 млн. тонн породы. Поэтому наш уголь горит в топках электростанций, только если осуществляется так называемая подсветка газом или мазутом, что, естественно, приводит к удорожанию электроэнергии. На фоне этих, мягко говоря, недоработок чисто политическим заигрыванием с шахтерами выглядит направление всех денежных средств на зарплату, независимо от объемов добычи. Выходит, возвращаемся к несправедливой уравниловке, действовавшей во времена административно-командной системы?

Глава государства, кроме того, требовал от Кабмина разработать топливный баланс с учетом уменьшения доли в нем природного газа, настаивал на разработке собственных топливных ресурсов. У нас же в последнее время происходит все наоборот. Более того, параллельно мы наблюдаем монополизацию отечественного газового рынка одной из зарубежных компаний. В немалой степени из-за этого в последнее время возросла цена на природный газ. Некоторые независимые поставщики этого топлива продавали его до недавнего времени по цене 25 долларов за тысячу кубометров, так как им приходилось работать в условиях естественной конкуренции. Сейчас же монопольный поставщик газа получил возможность диктовать более высокую цену.

-- Немалые средства уходят и на закупку импортного угля. Откуда же берутся на это такие большие деньги? И вообще странно слышать, что Украине ежегодно надо покупать именно энергетический уголь за рубежом.

-- Да, Кабмин всячески изыскивает механизмы мобилизации внутренних финансовых ресурсов, задействует иностранные кредиты для приобретения более чем 3 млн. тонн энергетического угля в России и Польше. Пока из запланированного закуплено только 1,5 млн. тонн. И это в том числе за деньги, которые должны были идти с энергорынка непосредственно украинским шахтерам! В частности, в Луганской области решением правительства в этом месяце изъято около 70 млн. грн. Из-за этого расчеты за электроэнергию в этой области снизились до 5 процентов, ведь основными потребителями электричества в регионе являются угольные предприятия. Вдобавок к этому, в нарушение действующего законодательства, вице-премьер по вопросам ТЭК отдельным распоряжением N 37 от 1 сентября приказала(!) открытому акционерному обществу «Западэнерго» срочно подписать договор с коммерческой фирмой «Орсиаль» на поставку «максимально возможных объемов» энергетического угля. Какие точные формулировки! О выполнении приказано «доложить лично». Таким образом, «благодаря» вмешательству в хозяйственную деятельность не государственного предприятия, а акционерного общества, а также определению без проведения тендера коммерческого поставщика, закупается топливо, по сути, для государственных нужд. Нужны ли здесь комментарии?

Анализ информации о других коммерческих посредниках, привлеченных правительством для поставок в Украину энергетического угля, наводит на мысль о возвращении во времена компаний, созданных по типу «Рогов и копыт». Например, компания «R. HOLDING» создана только в марте этого года в Англии. Ею руководит англичанин, являющийся директором, по крайней мере, еще 65 фирм! Чем не новоявленный Фунт? Никому не известная иностранная компания, никогда не работавшая на этом конкурентном рынке топлива, получает возможность открывать для себя кредитные линии под гарантии украинского правительства(!) и завозить в Украину сотни тысяч тонн угля. Другой фирме (»Bear») удается заключить контракт на сумму около 106 млн. грн. , хотя ее кредитоспособность не превышает 30 тыс. грн. Что тут еще скажешь? На языке специалистов по теневой экономике это, по сути, называется «почтовыми ящиками» для отмывания за пределами Украины средств, извлеченных из ее топливно-энергетического комплекса.

Спасая положение с запасами топлива на осенне-зимний период, правительство пошло на сознательное уменьшение доходов госбюджета: согласно распоряжению Кабмина N 366, с 15 сентября на территорию Украины можно ввозить газ, мазут и уголь с отсрочкой погашения налоговых обязательств по НДС на 90 дней. Задолженность оформляется простым неавалированным векселем, хотя подобная вексельная форма расчетов в ТЭК себя полностью дискредитировала: она абсолютно не защищает от риска непогашения долгов. В результате этой акции правительства в бюджет не поступит, по скромным подсчетам, около 500 млн. гривен. А уже на данный момент задолженность энергопредприятий перед госбюджетом составляет астрономическую сумму — 12 млрд. 200 млн. грн. И весьма сомнительно, что этот долг будет возвращен государству. Потому события станут, скорее всего, развиваться по заранее известному сценарию: Государственная налоговая администрация, требуя погасить долги, заблокирует счета. Предприятия подключат финансовых посредников. И с этого момента начнут действовать различные теневые схемы.

Неразберихи с платежами в бюджет добавляет и совсем недавнее решение премьер-министра, основанное на докладной Минтопэнерго N 9041 от 19 сентября сего года. Генерирующим компаниям с 20 сентября теперь разрешено использовать на собственные нужды все средства, получаемые от хозяйственной деятельности. Для компаний это прекрасно. Но ранее, по договоренности с налоговыми органами, до 15 процентов их доходов все-таки отчислялось в бюджет. А при отсутствии надежных механизмов контроля за целевым использованием этих средств и бюджет потеряет, и топлива к зиме существенно не прибавится.

Реформирование энергорынка — это экзамен для Украины на способность реформирования экономики вообще

-- Евгений Кириллович, а не кажется ли вам, что такая массированная критика действий Кабмина на энергорынке может вообще отбить охоту у правительства что-либо предпринимать в этом направлении?

-- Ни у кого нет сомнений в том, насколько сейчас тяжела и проблемна энергетическая отрасль. Очень много негативных последствий осталось от предыдущей системы хозяйствования. Правительство Виктора Ющенко получило чрезвычайно сложное наследство в энергетике: это и конфликты интересов различных коммерческих групп и регионов, и масштабные злоупотребления, и массовые неплатежи…

Так что реформирование энергетического комплекса — это действительно экзамен для Украины на способность реформирования экономики вообще. Именно поэтому Леонид Кучма в январе взял эту проблему под личный контроль, задействовал весь механизм для наведения порядка в энергетической сфере. Ведь это, без преувеличения, проблема национальной безопасности государства. А посему здесь надо вести ежедневную напряженную, профессиональную работу, в которой должна присутствовать полнейшая ясность. А еще должна быть абсолютно достоверная информация о реальном положении вещей и результатах принятых мер. И тут недопустимы никакие льготы и привилегии для обласканных коммерческих структур. И уже тем более недопустимы непрофессиональное экспериментаторство и недостоверная информация. В энергетике, как в никакой другой отрасли, нельзя выдавать желаемое за действительное или манипулировать цифрами в политических целях.

-- О каких манипуляциях идет речь?

-- Можно, например, обязать «Энергоатом» продать электроэнергию избранным предприятиям на полгода вперед по цене почти на уровне себестоимости, а деньги, поступившие одноразово, представить непосвященной публике как резкое увеличение платежей за электроэнергию. И скромно умолчать о том, что до конца года эти предприятия уже ничего платить не будут и что купили они электроэнергию с дисконтом, то есть дешевле на 20 процентов. Именно такая схема и была задействована.

Можно в день республиканского совещания по энергетике, проводившегося Президентом, отключив пол-Украины и подняв частоту в электросети до 50 герц, громко заявить, что энергетический кризис в стране преодолен навсегда. И снова умолчать о том, что через день частота в сети упала до уровня, угрожающего развалом энергосистемы государства умолчать. Так оно, собственно, и было недавно.

А еще можно громко заявить об увеличении запасов угля на зиму, но ничего не сказать о том, что делается это за счет дополнительного сжигания дорогого импортного газа, за который платить придется долларами.

-- Значит ли это, что вы не в восторге от работы правительства?

-- Я не оцениваю работу правительства вообще. Это, как говорится, есть кому делать. Мне как должностному лицу поручено осуществлять контроль за ходом выполнения Указа Президента по наведению порядка в энергетике. Естественно, работа, проводимая правительством по увеличению платежей за электроэнергию, всячески поддерживается. И наличие определенных результатов никто не отрицает. Но они еще не устойчивы, к тому же зачастую противоречиво их происхождение. Поэтому и делать из них пропагандистскую шумиху явно не стоит. Тем более, что упущений и просчетов действительно много.

Но приходится сожалеть о том, что именно из правительственных коридоров энергетическая тема попадает в сферу политических заявлений, пикетов, митингов. При этом используется лексика времен гражданской войны. И явно проглядывает стремление упростить проблему до примитивных схем: мол, есть правительство реформаторов, а все, кто говорит о его просчетах, -- враги. И вообще, дескать, они не патриоты.

К сожалению, некоторые национал-демократические силы и их авторитетные лидеры клюнули на эту банально простую схему, не утруждая себя ознакомлением с выводами экспертов, не анализируя все нюансы проблемы. В итоге раздаются легкомысленные заявления о якобы неконструктивной критике всего правительства Ющенко. Снова, как на заре независимости, стала главным критерием оценок патриотическая риторика, а не конкретные результаты.

Впрочем, от того, что пострадает репутация этих «патриотически настроенных» защитников, трагедии большой для них не будет. Они потом заявят, что ошиблись. Как это совсем недавно уже было.

Патриотизм в рыночной экономике — очень многогранная категория, и основной критерий тут -- позитивный результат для всей нации. Конкретные же последствия патриотических действий — это создание действительно равных условий хозяйствования для предпринимателей всех форм собственности. Когда не надо отключать половину Украины, чтобы спасти единую энергосистему от развала, когда украинские деньги идут отечественным шахтерам, а не их зарубежным конкурентам, когда не увеличивается неожиданно долговая зависимость от иностранного государства из-за неумелого хозяйствования, когда отечественные производители надежно защищены и на родине, и за рубежом. В конце концов, желание делать добро для Украины — это не индульгенция от критики просчетов.


«Facty i kommentarii «. 29-Сентябрь-2000. Политика.

469

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів