Ради «пигмалиона» и любви к искусству бенюку пришлось удочерить сумскую
Всем сразу угодить трудно. Но можно. Это доказал своим последним спектаклем «Пигмалион» Театр имени И. Франко, которому удалось очаровать зрительское сословие -- от взыскательной критики до театральных неофитов. Главный режиссер франковцев Сергей Данченко поставил его на редкость быстро, за два месяца. Так он и смотрится -- на одном дыхании. Слово «работа» к нему даже применять не хочется, потому что не видно в нем тяжкого труда, требующего уважения хотя бы за пролитый пот. Все легко, изящно: вещь, сделанная с удовольствием и для удовольствия, сыгранная с озорством и наслаждением.
История о барышне из предместья, цветочной торговке Элизе Дулитл, превратившейся стараниями доктора Хиггинса в девушку из высшего общества, стала популярнейшей пьесой Бернарда Шоу. Ведь сюжет о том, как гадкий утенок вырастает в прекрасного лебедя, а Золушка оборачивается принцессой, был, есть и будет самой любимой сказкой для взрослых. К этому гимну энергичного талантливого провинциала, который «уважать себя заставил» весь цвет столичного бомонда, композитор Фредерик Лоу сочинил блистательную музыку. Шоу и Лоу навсегда спелись в мюзикле «Моя прекрасная леди», почти полвека продолжающему триумфальное шествие по сценам мира. Эту «песню» франковцы подхватили в варианте первой джазовой версии, записанной еще в 1957 году, когда люди понимали толк в джазе. Компакт-диск был обнаружен почти случайно на уличной раскладке, когда в театре уже отчаялись добиться от нынешних аранжировщиков нужного звучания. И в свободной, виртуозной джазовой манере -- о, йес, биччел! -- сыграли «Пигмалион». Солируют в нем Наталья Сумская, разумеется, Элиза Дулитл, Анатолий Хостикоев, само собой, профессор Хиггинс, и Богдан Бенюк, неожиданно в роли папаши Элизы. Ради любви к искусству Бенюку пришлось удочерить Сумскую. Кстати, это трио в полном составе уже приглашали в антрепризный проект, финансируемый теми же спонсорами, что и «Пигмалион». Но тогда его идея не увлекла воображение артистов. Однако денежные люди такие упрямые: уж ежели они чего захотят, так непременно добьются. Для новой постановки снова «заказали» трех народных. И на этот раз сбылось -- сидели они на премьере в первом ряду и хлопали прежестоко.
Но, чтоб вы знали, не только в столицах умеют ценить таланты. В глубинке народ тоже чтит своих героев и знает их в лицо. Например, заблудившийся в каком-то глухом селе Хостикоев, выйдя из машины спросить дорогу у местного мужика, услышал от зачаровано уставившегося на него аборигена: «Вы Бенюк?!» А в своем дачном поселке на Десне Анатолий Георгиевич пользуется популярностью не только как артист, но и как известный любитель рыбы. Местные рыбаки тащат щук и сомов к его двору с самого утра. Недавно к поклонникам-поставщикам прибавился новенький, который ходил по поселку с кошелкой толстолобиков, интересуясь, где тут живет артист Хлестаков.
Последняя премьера Театра имени И. Франко -- это своего рода миллион в цветочной корзине. В смысле образа, конечно, выражающего его предсказуемый кассовый успех. Публика любит, когда на сцене смешно и красиво. А тут все это есть. Английские классические костюмы на мужчинах, которые они меняют с периодичностью, достойной представления о гардеробе джентльмена. Шелковые и шифоновые наряды дам, подчеркивающие все их прелести и изгибы. Отдельными аплодисментами встречают Элизу в белом шелковом платье в облипочку и умопомрачительной шляпе, восхитительной, как свадебный торт. В общем, господа оформители, художник по костюмам Татьяна Соловьева и сценограф Андрей Александрович-Дачевский угодили и актерам, и тем, кто будет на них смотреть. Правда, неуемному зрителю хочется еще и окончательного хэппи-энда, то есть любви между Хиггинсом, исповедующим кредо убежденного холостяка, и его твореньем в образе прекрасной леди. Но, видимо, Шоу решил, что это уже чересчур. Тот еще был фрукт. Сам прожил не холостяком, а еще хуже -- в платоническом браке, хотя и женился правильно -- на зеленоглазой миллионерше, которую ласково называл «моя булочка». Но талантливым людям прощаются странности и причуды. За «Пигмалиона» тоже великодушно можно отпустить имеющиеся грехи всем участникам спектакля.
«Facty i kommentarii «. 05-Декабрь-2000. Культура.
385Читайте нас у Facebook