ПОИСК
Україна

Если водитель, застраховавший свою гражданскую ответственность, совершит аварию, страховая компания может заплатить потерпевшему до 34 тысяч гривен

0:00 25 липня 2000

Не так давно Кабинет министров Украины принял постановление, содержание которого непосредственно затрагивает интересы как водителей, так и пешеходов. Этот документ внес существенные изменения в условия обязательного страхования гражданской ответственности (ГО) владельцев транспортных средств перед третьими лицами. А именно: расширены границы ответственности страховщиков (страховых компаний), то есть теперь предусматривается выплата страхового возмещения не только за ущерб, причиненный жизни и здоровью, но и имуществу пострадавших.

Кроме того, значительно увеличился размер страхового возмещения, которое смогут получить третьи лица, пострадавшие вследствие дорожно-транспортного происшествия (ДТП).

Теперь эксплуатация транспортных средств без полиса страхования ГО не допускается.

За разъяснением вопросов, касающихся сущности, необходимости и перспектив развития обязательного страхования гражданской ответственности в Украине, «ФАКТЫ» обратились к президенту Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ) Николаю Лутаку.

-- Что такое обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств?

РЕКЛАМА

-- Думаю, никто не задумывается о масштабах ущерба, наносимого автотранспортом, который выпускают даже лучшие мировые производители. Приведу статистические данные: в среднем ежегодно на дорогах Украины происходит 120--150 тысяч ДТП, в результате которых гибнет около 5 тысяч и получают телесные повреждения различной степени тяжести 30--35 тысяч человек. И эти показатели из года в год, к сожалению, не уменьшаются.

Естественно, увеличение количества ДТП приводит к огромным непрогнозируемым убыткам. По оценкам экспертов, ежегодный материальный ущерб от ДТП составляет как минимум 1,8 млрд гривен (официальной статистики на сегодня не существует).

РЕКЛАМА

Прежде чем сесть за руль автомобиля, человек должен отдавать себе отчет в том, что это не только средство передвижения, но и источник повышенной опасности для окружающих. Этим и определяется необходимость обязательного страхования ГО владельцев транспортных средств, поскольку этот вид страхования направлен на защиту интересов потерпевших в ДТП.

В случае аварии водитель несет, прежде всего, административную либо уголовную ответственность, а также ответственность перед другими участниками ДТП за ущерб, причиненный их здоровью и имуществу. Последнюю юристы определили как гражданскую ответственность. Страхование ГО обеспечивает возмещение потерпевшим материальных потерь, при этом защищает также интересы виновного водителя, сокращая его непредвиденные расходы, порой катастрофические.

РЕКЛАМА

Надо отметить, что по законодательству ряда стран именно владелец транспортного средства несет ответственность за нанесенный ущерб здоровью и имуществу третьих лиц, за исключением случаев, когда причиной ДТП были непреодолимые обстоятельства (стихийные бедствия, массовые беспорядки и т. д. ) или умысел потерпевшего. Таким образом, в любом случае водитель несет гражданскую ответственность.

-- В чем разница между страхованием имущества и гражданской ответственности?

-- В страховании имущества, например, автомобиля, участвует две стороны -- страховщик и страхователь -- его владелец. Оно направлено исключительно на защиту материальных интересов автовладельца. В нашем же случае субъектами страхования являются страховщик, страхователь и неопределенный круг третьих лиц (потенциальных потерпевших), в пользу которых и заключается договор страхования.

При этом, что очень важно, человек, имеющий страховку, защищает и себя, потому что теперь расходы по возмещению причиненного им ущерба берет на себя страховая компания.

Часто пострадавшие не осознают, что им выплачивают страховое возмещение, хотя они не заключали никаких договоров. В данном случае интересы потенциальных потерпевших защищены законодательством Украины, которое регламентирует обязательное страхование ГО владельцев транспортных средств.

Отныне максимальная страховка за вред, нанесенный жизни и здоровью, составляет 8,5 тысяч гривен

-- Как быть в том случае, если столкнулись два транспортных средства и при этом были травмированы случайные прохожие? Получат ли потерпевшие страховку?

-- Наверное, читатели «ФАКТОВ» могут привести массу примеров подобных ДТП, в которых пострадавшие, случайные прохожие, не получили компенсации за причиненный им ущерб.

Но определенно можно сказать, что если бы водители имели необходимую страховку, потерпевшие обязательно получили бы достойную компенсацию.

-- Какую страховую компенсацию может получить пострадавший?

Согласно постановлению правительства N 842, страховые компании осуществляют выплаты в следующих пределах: при нанесении ущерба жизни и здоровью третьих лиц -- до 8,5 тыс. грн. , имуществу -- до 25,5 тыс. грн.

-- Николай Дмитриевич, сколько стоит страховой полис?

В последнем правительственном постановлении приводятся размеры страховых платежей в не облагаемых налогом минимумах доходов граждан на день заключения договора страхования (см. таблицу). Такая норма применяется сегодня в большинстве законодательных актов, связанных с социально-экономической жизнью нашего общества. На сегодняшний день необлагаемый минимум составляет 17 гривен.

-- И теперь каждый владелец автомобиля должен ждать визита страхового агента?

-- Нет, необходимо обратиться в компанию, имеющую право заниматься этим видом страхования. В Украине работает 66 таких компаний, поэтому найти их не составляет труда.

Без страхового полиса выехать за границу невозможно

-- Согласно постановлениям Кабинета министров Украины, страхование гражданской ответственности является обязательным для всех владельцев транспортных средств. Предусмотрены ли какие-либо санкции за нарушение этой нормы?

-- Да, действительно, согласно Закону Украины «О страховании» данный вид страхования является обязательным. Но, к сожалению, законодательного механизма по контролю за его выполнением пока нет. Поэтому правительство вынуждено регулировать эти вопросы с помощью постановлений. В результате формально страхование ГО обязательно, но никаких финансовых санкций за невыполнение этого требования не предусмотрено.

В то же время во всех европейских странах использование транспортного средства без договора страхования угрожает собственнику большим штрафом. В прошлом году и Белоруссия ввела этот вид обязательного страхования. При этом автоинспекция жестко контролирует наличие полисов у водителей, введены значительные штрафные санкции.

-- Многие граждане Украины выезжают за рубеж на своих автомобилях и иногда попадают в аварии. Действителен ли вышеупомянутый страховой полис в других странах?

-- Дело в том, что полис страхования ГО покрывает ущерб только на территории Украины. А при въезде на территорию наших западных соседей каждый водитель обязательно должен приобрести международный страховой полис автострахования «Зеленая карта».

Это вызвано тем, что, в отличие от Украины, во многих европейских странах водитель обязан застраховать свою ответственность в полном объеме, ведь размер ущерба в отдельных случаях может достигать миллиона долларов. Естественно, такая страховка требует соответствующего страхового платежа. А вообще это сложный вопрос, и о нем нужно говорить отдельно.


«Facty i kommentarii «. 25-Июль-2000. Экономика.

790

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів