ПОИСК
Події

Николай джига: «я думаю, заказчика убийства вадима гетьмана уже нет в живых»

0:00 6 травня 2000
Інф. «ФАКТІВ»

Служба борьбы с организованной преступностью в системе МВД Украины появилась на несколько лет позже возникновения самой организованной преступности -- требовалось время на осознание нового явления и на то, что оно требует особых подходов. Сегодня, 6 мая, этой службе исполняется девять лет. На грядущем новом этапе реформирования всей системы МВД Главное управление по борьбе с организованной преступностью планируется переименовать в одноименный департамент. Правда, сделать это будет возможно, только внеся изменения в закон об организационно-правовых основах по борьбе с организованной преступностью, но это никого в МВД не останавливает. Накануне своего профессионального праздника первый замминистра внутренних дел, начальник Главного управления по борьбе с организованной преступностью Николай Джига побывал в редакции «ФАКТОВ». Два часа (а именно столько длилась беседа с журналистами), по словам генерала Джиги, пролетели совершенно незаметно.

Бандиты не лоббируют законы. Но ведомственные, нормативные документы вспомнить можно

-- На прошлой неделе в министерстве внутренних дел Молдовы был проведен брифинг, на котором журналистам сообщили о том, что в Кишиневе сотрудниками Управления внутренних дел Одесской области были задержаны четверо жителей Молдовы по подозрению в совершении преступления на территории Украины. Как сообщило агентство «Интерфакс», эта операция была проведена одесскими оперативниками без согласования с местными правоохранительными органами. Прокомментируйте, пожалуйста, эту ситуацию.

-- Я, к сожалению, этого факта не знаю, для меня он незначителен. Хотя проблема преступности на сопредельных территориях Одесской, Винницкой областей и Молдовы в целом очень сложная. Как такового инженерного кордона там не существует, есть условная граница. Вы знаете, что есть такая темная территория, как Приднестровье, где процессы совершенно не контролируются. Оттуда очень много идет зла, криминала… Дело в том, что там есть такой населенный пункт Колбасное, где расположены громаднейшие склады вооружений. Они остались еще со времен Советского Союза. Там находится около 60 тысяч боеприпасов, взрывчатки, оружия… Существуют спецслужбы, которые обмениваются иногда задержанными без согласия, потому что процедура экстрадиции -- месяцев пять-семь.

Кстати, с 10-го по 18-е апреля в Вене проходил 10-й конгресс Организации Объединенных Наций, приуроченный проблемам борьбы с транснациональной преступностью. В нем принимали участие 119 государств. Мне пришлось возглавлять украинскую делегацию, выступать там. С трибуны ООН легко выступать -- там никто никого не останавливает и все, что бы ты ни сказал, воспринимается нормально.

РЕКЛАМА

-- Какие-то упреки в адрес Украины прозвучали?

-- Упреков нет, но Украину все еще считают частью России. Наши группировки они называют «русской мафией», или русскоязычной… Проблема у всех стран одна и та же, даже на Черном континенте -- организованная преступность. Это понятие возникло где-то к концу 80-х годов, в 85-м уже вовсю говорили об организованной преступности… Ее назвали проблемой XX -- начала XXI века.

РЕКЛАМА

-- Известны ли вам случаи лоббирования криминальными группировками принятия нужных законов?

-- Законопроекты я не припомню, но ведомственные, нормативные документы, скажем, постановления и решения Кабинета министров, вспомнить можно. Вчера состоялось заседание Кабмина, которое проводил Виктор Андреевич. Проблема одна: наполнение бюджета. Из уст премьера прозвучало, что в 99-м году более чем на 19 млрд. государству нанесен ущерб из-за освобождения от налогов и других обязательных платежей целого ряда -- более ста тысяч -- разных коммерческих структур. Это, я считаю, лоббирование. Государство недополучило огромную сумму денег из-за того, что где-то кто-то что-то подписал… Я думаю, что премьер стоит сейчас на правильном пути, что все должны думать о бюджете. Бандиты не лоббируют законы, они не имеют доступа…

РЕКЛАМА

-- Можете ли вы назвать коммерческие структуры, находящиеся под влиянием преступных группировок?

-- Такой статистики нет. Есть конкурирующие структуры, которые ведут между собой войну при помощи силовых методов: убивают, расстреливают, а есть действующие при помощи спецслужб… Были такие факты: к нам поступали заявления о том, что кто-то скрывает доходы, хранит оружие, еще что-то… Естественно, мы реагировали. Наезжали, изымали документы. Проходил месяц-другой, структура, на которую наехали, падала, другая за это время подросла -- та, из которой поступало заявление.

-- Говорят, что многие банки контролируются криминалитетом, который через них отмывает грязные деньги. В мире имеется опыт расследований, определения источников этих денег, существуют банковские документы, проводки, по которым это определяется. Можете ли вы назвать такие банки у нас? А если нет, почему?

-- В коммерческих банках происходят процессы, которые иногда мы не можем отследить… Кредитно-банковская система -- большое поле деятельности для отмывания денег. У нас оно не вошло еще плотно в юриспруденцию, хотя на Западе отмывание денег -- это одна из самых ходовых статей уголовного законодательства. Придет, наверное, время, когда, увидев красивую дачу с большим забором, с бассейном, налоговый инспектор начнет выяснять: за какие средства это сделано? На заседании Комитета Верховной Рады по борьбе с коррупцией и организованной преступностью мы добивались принятия этого закона, чтобы потом вынести его на сессию… Не удалось. Говорят, у нас и так достаточно законов. Есть люди, которые тормозят прохождение этого закона.

-- На заседании Координационного комитета Президент упрекал, что протоколы о борьбе с коррупцией составляются исключительно на мелких чиновников. Вам есть что ответить? Если ли у вас материалы на крупную рыбу?

-- В прошлом году мы составили протокол на мэра Кировограда, на одного из министров Крыма. Арестован ряд высоких должностных лиц: замминистра тогда еще угольной промышленности Подгайный, другие… В его действиях содержатся признаки множества коррупционных действий. Если поставить цель составить протокол на любого министра -- нет проблем! На любого человека и УБОП, и система в целом накопают, найдут что-то… Но мы такой цели не ставим.

-- Это значит, что протоколы составляют в тех случаях, когда сверху (или еще откуда-то) поступает приказ?

-- Протокол -- это сопутствующее действие, не основное. А цель -- выявление теневых потоков и выравнивание экономической ситуации в конкретных отраслях. Для чего человека изолируют от общества? Потому что опасен для окружающих. А если человек ведет себя нормально, он не опасен, но он виновен, он может платить деньги. Его надо заставить работать, платить деньги… Нет необходимости сегодня на какого-то министра собирать материал. Новое правительство, новые люди, и в областях -- новые люди. Есть, конечно, такие, которых надо привлекать, зарвавшиеся.

Ровенский УБОП предотвратил попытку вывоза редкоземельных металлов

-- Год-полтора назад в ГУБОП был брифинг, на котором затронули тему убийства крупнейшего авторитета Закарпатья Токаря. Тогда прозвучала фраза: «Мы даже представить не могли, какие люди заказали его». Намекали на то, что заказчик нардеп. А потом вдруг появилась версия, что заказчик -- некто киллер Игнаткин, арестованный в Чехии. Не был ли Игнаткин просто посредником между исполнителями и депутатом-бизнесменом?

-- Пока Игнаткин находится в Праге, пока его у нас нет, мы не можем сказать окончательно, кто заказчик. Да, мы кое-кого подозревали, в том числе и человека, который тоже арестован -- Ратушняка (бывший мэр Ужгорода. -- Ред. ). Потому что они с Токарем в самом начале начинали очень серьезный бизнес, потом у них появились разногласия, взаимные претензии друг к другу… Из Испании Ратушняк мне прислал письмо, когда об этих подозрениях написала одна местная газета. Депутатов мы пока не подозреваем.

-- После развала СССР централизованный контроль за радиоактивными веществами исчез, и в нашем государстве уже около 10 лет постоянно воруют как изотопы, так и редкоземельные металлы. Недавно в Ровно была задержана группа контрабандистов, попытавшихся вывезти из Украины германий, на Рава-Русской таможне задержан немец, несколько раз перевозивший гафний. Как работает УБОП с этими видами преступлений?

-- Да-да-да, было, было… Хоть у нас нет конкретных подразделений, которые занимались бы именно этой задачей. Как правило, такие преступления выявляются на границе. У нас были два случая провоза контейнера с радиоактивными материалами -- в одном случае стронций, в другом -- плутоний… А что касается редкоземельных металлов -- они, может быть, не являются радиоактивными, но очень ценны по своему содержанию… Тот же Ровенский УБОП задерживал их при попытке вывоза. Но это металлы не украинского происхождения, а транзитные, из России.

В Киеве есть три влиятельные группировки, участвующие в переделе столицы

-- Как вы оцениваете ситуацию в Киеве? Проходит тут криминальный передел или нет?

-- Как сложную. Криминальную ситуацию в столице сейчас проверяет министерство. В Киеве сконцентрирована большая часть капитала Украины. Я рассказывал об освобождении от обязательных платежей -- 30 процентов таких «освобожденных» структур расположены в Киеве. Киевские криминальные группировки не замыкаются на одной столице, их хорошо знают и за рубежом. Последние расстрелы в Киеве, конечно, свидетельствуют о переделе.

-- Можете ли вы назвать основные столичные группировки, участвующие в нем?

-- В Киеве есть три влиятельные группировки, лидер одной из них находится в суде… Другая группировка -- депутата местного уровня -- сводит с ней счеты. Кроме того, сейчас начинается приватизация «Облэнерго» и, кажется, «Киевэнерго». Из-за перераспределения сфер влияния на энергорынке можно ожидать стрельбу. Будут делить рынок -- будут кого-то… И пока не поделят, пока не разберутся, это не прекратится. Все страны через это прошли, но у нас это будет продолжаться уже недолго.

-- В столице одни так называемые преступные авторитеты, получившие сроки (Саид, Фашист), сели по нетяжким статьям и скоро могут выйти по амнистии, другие скрылись, дела третьих разваливаются в судах…

-- Так всегда. Наша система правосудия пока на этом стоит… Мужичка упрятать -- это очень быстро… За мешок пшеницы, 10 пачек плиток… Редко кто сидит в наших тюрьмах за серьезные коррупционные действия. А когда, как в Печерском райсуде, судят человека другого плана, сразу возникает масса вопросов, обязательно находят какие-то нарушения процесса… То свидетель отказывается, то заседание откладывают… Опять отложили рассмотрение дела Бориса Савлохова до 15 мая -- уже полгода его судят. А ведь это простое одноэпизодное дело по вымогательству. Здесь можно предполагать одно: есть какое-то давление на суд. Может, срабатывает теневой капитал, который есть, действует и является основой организованной преступности. Тяжело подозревать, что суд попал под это влияние.

-- Свидетели по делу Савлохова жаловались, что во время предварительного следствия на них оказывали давление сотрудники УБОП.

-- Сейчас они говорят, что УБОП оказывает давление, потому что, как только начинается суд, весь УБОП сидит в зале. Никто из блатных не может зайти -- просто мест уже нет. Вот они и говорят: УБОП давит. А УБОП просто хочет, чтобы решение было справедливое. И судьи, кстати, говорят: УБОП нас слушает, УБОП нас преследует… Но мы просто отслеживаем свое дело. Это нормально -- мы хотим, чтобы оно было объективно рассмотрено.

«Я думаю, заказчика убийства Вадима Гетьмана уже нет в живых»

-- При расследовании убийства начальника ЮЗЖД Бориса Олийныка отрабатываются в основном экономические версии. Насколько реальна та из них, согласно которой это убийство связано с деятельностью «Укрвагонсервиса», одной из структур ЮЗЖД, с которой у Олийныка незадолго до гибели возникли трения?

-- Там сейчас идет большая проверка. «Укрвагонсервис» как раз очень интересует нас. Сейчас произошли изменения, назначены новые руководители «Укрзал›зниц›»… За этой структурой стоят определенные теневые лидеры, один из которых сейчас находится в Москве. Мы не исключаем версию, что, возможно, заказ был оттуда. Это одна из рабочих версий. Все остальные -- тоже в работе. Хочу сказать, что по Олийныку работа не прекращается, мы себя чувствуем в большом долгу перед ведомством, прежде всего, и перед людьми, и перед Президентом нашим, что нам не удалось быстро раскрыть его убийство.

-- И, видимо, заказчик убийства Вадима Гетьмана тоже не будет определен никогда.

-- Я думаю, что сегодня этого человека нет в живых…

-- У вас есть для этого основания?

-- Я так думаю. Мы арестовывали одного человека, против которого были достоверные данные. Но факт заказа убийства Гетьмана был не доказан. Хотя стечение многих данных, многих обстоятельств указывало на это -- человек этот погиб в аварии, никакого заказа на его устранение не было. У нас много информации, но построить на ней обвинение невозможно.

-- Раскрыто ли преступление, когда жене сотрудника столичного УБОП, работающего с этническими группировками, плеснули в лицо кислотой?

-- К сожалению, это преступление осталось нераскрытым, молодая женщина ослепла. Я думаю, что это месть, потому что это произошло после задержания Савлохова. В этой акции принимал участие ее муж.

-- Будет ли раскрыто убийство председателя одесской арбитражки Бориса Вихрова?

-- Один человек мне сказал: просто так не убивают. Кто видел дом Вихрова, вопросов, за что его убили, не задает. Вероятнее всего, он был связан обязательством перед кем-то… Авторитетный, грамотный юрист был…

Лидеры преступных группировок почти не пьют спиртное, а когда встречаются для обсуждения дел, надевают смокинги

-- Если внедренный в преступную группировку агент совершает правонарушение в процессе работы, освобождается ли он от уголовной ответственности?

-- Как правило, освобождается. Хотя до конца в законодательном плане этот вопрос не решен. Как правило, агентов инструктируют не совершать правонарушения и преступления…

-- Действует ли у нас программа защиты свидетелей?

-- Закон о защите свидетелей у нас пока не принят, а его проект находится в Верховной Раде. Аналогичный закон есть в Словакии… У них 19 человек в прошлом году защищались по нему. На это нужны большие деньги. Ведь по закону свидетелю может потребоваться смена места жительства, полное изменение документов, а в случае необходимости -- пластическая операция… В Словакии эти деньги нашли.

-- Не было ли у вас информации, что лидеры преступных столичных (или других) группировок собирались вместе обсуждать дела, заключать перемирие или наоборот?

-- Не было. Обычно они собираются на день рождения. Не с ломами или дубинками, а в ресторане, где заранее заказывают место. Это бывает очень часто! Делегируют от одной группировки в другую двух самых авторитетных человек, те садятся в стороне. Кстати, спиртного они пьют очень мало -- в основном сок или еще что-то… Обсудив проблемы, выходят и сообщают о решении. При этом они могут быть даже в смокингах. Мне один «авторитет», Мартиросян по кличке Самвел, сказал: ни одна преступная группировка, какая бы она ни была, не может существовать и пяти минут без поддержки правоохранительных органов. Я ему не верю. Этого не может быть. Хотя я не исключаю, что может быть поддержка криминала со стороны властных, управленческих структур. Кстати, внизу чиновники больше этим занимаются, от них больше зависит…

В беседе принимали участие Александр ШВЕЦ, Ирина ДЕСЯТНИКОВА, Надежда КУТОВАЯ, Ирина КОЦИНА, Анатолий ГАВРИШ, Ярослав ШАПОЧКА.


«Facty i kommentarii «. 6 мая 2000. Право

467

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів