Бывшие кагэбэшники еще пожалеют, что в свое время проглядели тризубого стаса
Тризубий Стас, концертная программа «Трижды -- в десятку!.. » (Дом учителя, 28 сентября)
Украинский бард Стас Тризубый -- явление уникальное, но неизбежное. И не случайно он обьявился именно сейчас, после довольно долгого отсутствия. Хотя свои песни он поет уже десять лет, и десять альбомов вышло, и компакты имеются, и Имя. Но. Именно сейчас людям, перекормленным официозом эстрады и заказными песнями, эрзац-культурой и псевдонародностью, понадобилась, наконец, отдушина, и мавр (в данном случае -- Стас) сделал свое дело. Так было всегда. Именно такой отдушиной были поэты -- в 60-е, барды -- в 70-е, рок-музыканты -- в 80-е годы. И в конце 90-х, после очередной утряски и усушки всерьез, мы явственно ощутили потребность в живом слове, в живом смехе, в живом трехаккордном переборе гитарных струн.
Но весь фокус в том, что Стас Тризубый (настоящее имя -- Станислав Иванович Щербатых, уроженец города Станислава, позже -- Ивано-Франковска, русский(!) -- не столько бард, сколько оракул, певец народного смеха сквозь слезы. И именно этим в первую очередь, а не принципами написания текстов и музыки он заслужил журналистский штамп «украинский Высоцкий». Широтой взглядов и тем, как говорится. Что же до «украинскости» Стаса, то тут он счастливо избежал (тьфу-тьфу!) и откровенной тупости многих галичанских «спiвцiв про народ i УПА», и заполитизированности «сумуючих» бардов от РУХа, и узости любителей фольклора. При том, что этого человека в свое время преследовал КГБ двух (!) областей -- ох, какой политкапиталец можно было бы сколотить на этом еще не так давно, и многие так и сделали, -- Стас остался Себе На Уме. Подчеркивая, что «творчий псевдонiм «Тризубый» -- це не тому, що герб Укра ни». Просто так. Истинный талант не нуждается в политической или национальной привязке.
Есть и еще две вещи, за которые Стаса стоит увековечить. Во-первых, он научил украинцев смеяться над собой. Над собственной глупостю и забобонностью, над узостью кругозора «пересiчного укра нця». Во-вторых, его тексты формируют настоящий, а не суржикообразный и не галичанский, живой украинский разговорный язык. Каковым и написаны его лучшие вещи: «Пiсня голодного студента», « сти дай» (»музыка Джона Леннина, слова Ринго Старрина»), «Iспанська басанова», «Нема валюти!.. » (очень почему-то любимая автором этих строк), «Свинячий бунт», «Зубопротезний романс» и много, очень много других. Плюс -- невероятная актуальность многих Стасовых вещей, написанных в жанре политической сатиры и очень давно, когда все еще не знали, чем все закончится, а Стас почему-то уже знал. Ну, насчет всех этих демократов-депутатов, чиновников и высших лиц, которые по странному стечению обстоятельств очень часто предстают в текстах Стаса вначале в образе «шановного свинства», а позже -- «зрiлого кабанства». Правда, в последнее время Стас написал мюзикл, в котором все действующие лица -- коровы. Что ж вы хотите -- поэт растет вместе со своими героями. И вот когда люди в очередной раз расхохочутся, послушав его умные, едкие и добрые песни, когда станут хоть на каплю больше «себе на уме», тогда мы еще увидим, какие чудеса может творить искусство, а кое-кто из бывших кагэбэшников даже пожалеет, что поленился тогда, в 89-м, пришить ему дельце. Пока же от всего сердца спасибо им за халатность и политическую близорукость.
P. S. И это только начало. Следующий концерт Тризубого состоится в октябре. Точную дату мы укажем позже -- следите за публикациями!..
693Читайте нас у Facebook