ПОИСК
Україна

Начальник государственной налоговой инспекции печерского района киева анатолий дрыга: «частая смена законодательства не способствует тому, чтобы его честно выполняли»

0:00 28 жовтня 1999
Інф. «ФАКТІВ»

Свое нынешнее положение налоговые службы «завоевали» буквально за два-три года. За это время они превратились из рядовой структуры при Министерстве финансов во влиятельную и могущественную организацию. И это вполне соответствует нынешней ситуации в обществе. Ведь государство без денег не существует. А пополнение государственной казны обеспечивают именно налоговики.

«Шестнадцать областей уступают нам по объемам поступлений»

Следует отметить, что «ФАКТЫ» в основном обращаются к теоретической части налоговой политики в нашей стране: законам, постановлениям, нововведениям. Но сегодня мы решили рассказать о том, как эта теория применяется на практике, и побеседовать с человеком, который возглавляет рядовую налоговую инспекцию. Знакомьтесь -- начальник Государственной налоговой инспекции Печерского района Киева, Анатолий Дрыга:

-- Анатолий Борисович, трудно ли руководить налоговой инспекцией?

-- Скажем так: нелегко. Дело в том, что наша налоговая инспекция является одной из крупнейших в Украине. И по количеству плательщиков, и по суммам, которые мы перечисляем в бюджет. В 1998 году мы обеспечили поступления в размере более полумиллиарда гривен. А по результатам девяти месяцев этого года мы увеличили их почти на 40%. Шестнадцать областей (!) уступают нам по объемам поступлений.

РЕКЛАМА

Кроме того, у нас в районе зарегистрировано около двадцати тысяч налогоплательщиков -- восемнадцать тысяч юридических лиц и около двух тысяч физических.

-- Почему так много?

РЕКЛАМА

-- Печерский район -- один из центральных столичных районов. Сами знаете, иметь офис на Печерске очень престижно. Это признак благополучия фирмы, свидетельство ее надежности, ее лицо…

Кроме того, по мнению плательщиков, у нас более уважительное отношение к ним. Способствует также и то, что Печерская госадминистрация сделала шаг навстречу предпринимателям и создала благоприятные условия для регистрации плательщиков. Документы у нас в районе оформляют без проволочек -- в течение трех дней. А если необходимо, то и за один день.

РЕКЛАМА

-- Простота регистрации может привлечь в ваш район любителей легкой наживы. Не боитесь засилия фиктивных фирм?

-- Конечно, для налоговиков облегченная процедура регистрации представляет определенные трудности. Нам действительно не всегда удается изучить намерения предпринимателей. Но фиктивные фирмы -- это всеобщий бич. Мы ими занимаемся вместе с налоговой милицией. С другой стороны, все наши сограждане имеют конституционное право на ведение предпринимательской деятельности. И мы не можем его нарушать.

К слову сказать, большинство наших плательщиков -- солидные предприятия, которые беспокоятся о своем имидже. В нашем районе зарегистрировано также очень много иностранных представительств и посольств, что обязывает наших работников иметь более высокий профессиональный уровень.

-- А есть какие-то особенности в работе с солидным налогоплательщиками?

-- Самое главное -- это формирование идеологии честного налогоплательщика. Мы стараемся подходить к налогоплательщику как к партнеру. Ведь именно он наполняет государственный бюджет.

-- Это очень похоже на отношения «государство -- предприниматель» в развитых странах. Только там у бизнесмена есть возможность гордиться тем, что он налогоплательщик…

-- В последнее время психология наших налогоплательщиков изменилась. Они наконец-то начинают осознавать, что быть законопослушным налогоплательщиком не только почетно, но и необходимо. Как говорят наши коллеги из развитых стран: «В мире существуют две неизбежности -- смерть и налоги». И у нас многие гордятся тем, что честно платят налоги. Хотя это не так уж и просто, потому что наше налоговое законодательство, мягко говоря, нуждается в усовершенствовании.

Частая смена законодательства не способствует тому, чтобы его добросовестно выполняли. Даже налоговый инспектор тратит на его изучение полгода-год. Но ведь плательщик в первую очередь занимается делами своего предприятия. И уже во вторую очередь он знакомится с нормативными документами. Но никто не гарантирует, что он сможет так подробно изучить наши налоговые законы, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.

-- Как же быть?

-- По-моему, эта проблема разрешима. Например, при помощи упрощения налоговой системы и отчетности. Я считаю, что нынешняя отчетность используется в лучшем случае на 50%.

Кроме того, многие жалуются на то, что в Украине высокие налоги. Но я должен заметить, что у нас уровень налогообложения не намного выше (а во многих случаях даже ниже), чем в европейских странах.

«Наша инспекция первой в Киеве стала принимать отчеты на дискетах»

-- Вы равняетесь на высокоразвитые страны. А что вы сами делаете для того, чтобы к ним приблизиться?

-- Обосновавшись в новом офисе и собрав под одной крышей все подразделения, мы ликвидировали многочасовые очереди. Кроме того, наша инспекция, пожалуй, первой в Киеве стала принимать отчеты на дискетах, благодаря чему в шесть раз ускорили работу.

Ведь во время сдачи отчета в обычном порядке, бухгалтер старается, чтобы он попал к инспектору, который «ведет» это предприятие. Тогда происходит то, от чего мы стремимся избавиться, -- прямой контакт. Значит, будут заданы дополнительные вопросы, получены дополнительные ответы и все это, естественно, занимает время. Принимая электронный отчет, оператор в течение нескольких минут сверяет его ключевые моменты с бумажным экземпляром. И все… Кроме того, сами налогоплательщики, создавая электронный отчет, имеют возможность лишний раз перепроверить данные.

К сожалению, в Украине до сих пор не легализована электронная подпись. Если парламент примет необходимый законопроект, который приравняет электронную печать к «мокрой» и узаконит электронную подпись, то работа налоговых служб значительно упростится. Потому что свой отчет предприятие сможет пересылать нам по электронной почте. Отношения с налоговыми службами станут более цивилизованными. Я считаю, что налогоплательщик должен лично вступать в контакт только с консультационными службами. Но не с инспекторами.

-- Вы предпочитаете предупреждать нарушения, а не наказывать провинившихся?

-- Конечно. В нашей инспекции даже проводятся телефонные «горячие линии». Кстати, во время их проведения я лично общался с налогоплательщиками и у меня сложилось впечатление, что респонденты настроены очень доброжелательно и хотят сотрудничать. Это не может не радовать.

Кстати, в Печерском районе существует около 100 предприятий, которых мы считаем крупными налогоплательщиками. Они, скажем прямо, вносят решающий вклад в бюджет. Этим предприятиям мы уделяем особое внимание и стараемся работать так, чтобы они почувствовали, как много для нас значат. Поэтому во время сдачи отчета за 1999 год мы планируем индивидуально приглашать должностных лиц в налоговую инспекцию, принимать их документы без очереди и в удобное для них время.

«Иногда мы даже освобождаем предприятие от административной ответственности»

-- И все-таки, давайте перейдем к неприятным моментам вашей работы -- финансовым санкциям и штрафам…

-- У 90% проверяемых фирм выявляются те или иные нарушения. Другое дело -- умышленные они или нет. Мы стараемся дифференцированно подходить к плательщикам. Более того, председатель Государственной налоговой администрации Украины Николай Азаров придерживается мнения, что если по результатам проверки выявлено нарушение, которые не наносит существенного урона бюджету, то уровень наказания должен соответствовать содеянному. Так что иногда мы даже освобождаем предприятие от административной ответственности. Сразу скажу, что таких случаев немного, и делаем мы это только по очень уважительной причине. Например, если человек, который отвечает за ведение бухгалтерского учета на предприятии, долго болел и в силу этих обстоятельств не мог совершить административное правонарушение.

Но существует и вторая сторона медали. Мы уверенно держим одно из первых мест по доначисленным в бюджет суммам. Это значит, что наши инспекторы проводят тщательнейшую контрольно-экономическую работу.

-- И сколько же у вас инспекторов?

-- В управлении прямых и непрямых налогов работают 45 инспекторов. Если учесть, что у нас 18 тысяч предприятий, на каждого из них в среднем приходится по 400 плательщиков.

-- Руководитель отвечает за людей, которые у него работают. Вы проводите какие-нибудь «воспитательные» мероприятия?

-- К сожалению, сегодня значение моральной стороны поощрения (особенно -- руководителями среднего звена) как-то недооценивается. А ведь человек существо социальное. И многие до сих пор хранят полученные когда-то грамоты, знаки отличия, благодарности… Не верьте тем, кто говорит, что это всего лишь бумажки. Деньги при определенных обстоятельствах тоже становятся бумажками.

Знаю одно, человека нужно не только ругать, но и обязательно поощрять. А обстоятельства создаем мы сами. Одно дело -- когда грамоту вручают в кабинете и совершенно другое -- в присутствии всего коллектива. Например, при подведении итогов работы нашей инспекции за 1998 год, мы (пожалуй, впервые) собрали всех работников вместе и провели своеобразную коллегию. Там, в тожественной обстановке мы вручили отличившимся грамоты и премию -- 150--200 гривен. А нерадивых вызвали, так сказать, «на ковер», чтобы они публично объяснили свою просчеты. Между прочим, оправдываться перед своими коллегами очень трудно.

-- Лучше бы тихо уволили…

-- Это тоже последовало. Наверное, если руководитель за свою жизнь не уволил ни одного человека, то нужно ставить вопрос… о самом руководителе. К сожалению, без этого нельзя. Мы увольняем своих работников за плохое отношение к работе, за невыполнение своих обязанностей и хамское отношение к налогоплательщикам.

-- Налоговых работников не только поощряют и ругают… На ваших сотрудников нападали?

-- К сожалению, были такие случаи. Недавно напали на начальника одного из наших управлений, перерезали ему сухожилья на руках. Пришлось делать сложную операцию. К сожалению, найти преступников не удалось.


«Facty i kommentarii «. 28 октября 1999. Экономика

3311

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів