«меня переворачивало в снегу, словно пушинку, то выносило наверх, то полностью засыпало»
Лыжный сезон близится к завершению, и закарпатские спасатели, которые закреплены за каждой горнолыжной базой, уже надеялись, что в этом году обойдется без серьезных ЧП. К сожалению, эти ожидания не оправдались. Под снежную лавину попала группа сотрудников МЧС, занятых поиском заблудившихся лыжников. Троим из них удалось освободиться из снежного плена самостоятельно, а о судьбе четвертого пока ничего не известно.
Обидно, что всего этого могло и не случиться, если бы любители экстремального спорта соблюдали элементарные правила поведения в горах.
«Сноубордисты, поняв, что рискуют ночь провести в горах, позвонили на базу и попросили о помощи»
В середине марта в горных районах Закарпатья, в том числе Межгорском, было объявлено штормовое предупреждение. На каждой горнолыжной базе туристов обязательно знакомят с инструкциями, в которых указано, что самостоятельно подниматься в горы очень опасно — там легко потерять ориентир и заблудиться или попасть под лавину. Таблички с аналогичными предупреждениями расставлены и на многих подъемниках, однако это не останавливает любителей покататься с ветерком на крутых, не занятых другими лыжниками склонах. Когда ветер значительно усилился и началась пурга, в селе Пилипец в целях безопасности даже остановили кресельный подъемник. Работал только бугельный (трос для буксирования лыжников в гору), да и тот поднимал людей лишь до половины склона.
Но, несмотря на все предупреждения, несколько экстремалов, ничего не сказав инструкторам, поднялись на вершину, чтобы спуститься на сноубордах по противоположному склону горы. Очевидно, туристы планировали заодно полюбоваться и водопадом Шипот, добраться до которого в ясную погоду не составляет особого труда. Однако под вечер видимость резко ухудшилась. Сноубордисты заблудились и, поняв, что рискуют ночь провести в горах, позвонили на горнолыжную базу. Звонок спасателям поступил после восьми вечера, когда было уже темно. Двое молодых киевлян — Александра и Дмитрий — сообщили, что сбились с пути, и попросили о помощи. Тогда же стало известно, что заблудилась еще одна группа туристов — трое молодых людей (девушка и двое парней в возрасте от 25 до 30 лет) из Киева и Харькова. Позвонить на базу они не могли, поскольку их мобильные телефоны не имеют в горах покрытия. О том, что туристы пошли кататься на лыжах и не вернулись, спасателям сообщили хозяева, у которых они остановились.
На поиски заблудившихся туристов отправились командир Воловецкого горноспасательного отряда 66-летний Василий Вербищук (опытный спасатель с 30-летним стажем, совершивший сотни операций по поиску людей) и его напарник. В Пилипце к ним присоединились еще один сотрудник МЧС, а также инструктор подъемника Иван Кис. Иван знает близлежащую местность как свои пять пальцев, поэтому тоже часто принимает участие в поисковых операциях.
- После десяти вечера ретрак (трактор для прокладки лыжных трасс. — Авт. ) вывез нас на вершину горы Гимба (ее высота — 1491 метр над уровнем моря). А дальше мы пошли самостоятельно, — рассказывает Иван Кис. — Двое из нас — я и спасатель Владимир — были на лыжах, остальные передвигались пешком. Погода мерзкая: снег, мороз, сильный ветер, видимость — всего пять-семь метров. С двумя туристами (парнем и девушкой, которые остановились у нас на базе) была телефонная связь. На вершине горы мы выпустили в небо ракету и попросили их сориентировать нас. Туристы сказали: «Ракету видим, но она очень далеко». Мы двинулись к горе Великий Верх, за несколько часов добрались до нее и выпустили еще одну ракету. «Вы все еще достаточно далеко», — сообщили туристы. Стало понятно, что молодые люди находятся где-то за горой Стий. Дул очень сильный и холодный ветер, еще и мороз усилился. Мы старались двигаться побыстрее, чтобы не замерзнуть, и приблизительно в три часа после полуночи добрались до намеченной вершины. Там выпустили третью ракету. Теперь туристы видели ее очень четко, значит, мы были уже рядом
«За минуту лавина снесла меня вниз почти на километр»
Как оказалось, обе группы лыжников находились недалеко друг от друга, некоторое время они даже могли перекликаться. Однако потом из-за сильного ветра и слабой видимости потеряли контакт. После этого трое молодых людей решили искать дорогу самостоятельно. Наткнувшись на горный ручей, они предположили, что он выведет их к речке, вдоль которой можно будет добраться до какого-то населенного пункта. Поэтому отправились вниз по течению. А двое сноубордистов, с которыми спасатели поддерживали телефонную связь, выкопали в снегу яму, чтобы спрятаться от пронизывающего ветра, и стали ждать помощи.
- Выпустив третью ракету, мы попытались обойти гору сбоку, чтобы сэкономить время, — продолжает Иван Кис. — Но лыжные палки проваливались очень глубоко в снег, в любой момент могла сойти лавина, поэтому командир принял решение подниматься на вершину. Отсюда мы выпустили четвертую ракету, и туристы сказали, что находятся совсем близко. Тогда мы начали спускаться с хребта вниз. Это совсем дикая местность с крутыми склонами, здесь никто не катается на лыжах, поскольку до ближайших горнолыжных баз очень далеко. Когда ветер стих, мы увидели вдали лес и направились туда. Очень крутой склон делился внизу на два ущелья. Мы осторожно двигались по одному из них на расстоянии четырех-пяти метров друг от друга. И вдруг Василий Вербищук, находившийся сверху, крикнул: «Осторожно! Идет лавина!!!» Все произошло за какую-то секунду. Снежный поток сошел молниеносно и почти бесшумно. Меня подрезало, сбило с ног и понесло вниз. Одну лыжу сорвало сразу, вторую — через несколько секунд. Меня переворачивало в снегу, словно пушинку, — то выносило наверх, то полностью засыпало снегом. Было очень трудно дышать, и я пытался прикрыть лицо руками. Потом начал соображать, и в мозгу возникла единственная мысль: «Нужно двигаться, тогда меня, может быть, вынесет на поверхность». Я инстинктивно сделал какое-то движение — и почувствовал прилив свежего воздуха. В этот момент лавина остановилась. Все продолжалось около минуты, но за это время меня снесло вниз приблизительно на километр!
Я поднялся на ноги и первым делом убедился, что все кости целы. Посмотрел по сторонам, понял, что нахожусь на дне глубокого ущелья. Рядом лежала лыжная палка, я сразу поднял ее и начал осторожно прощупывать снег — может, кого-нибудь найду. Наконец увидел в нескольких метрах пробивавшийся из-под снега свет от фонарика. Он был прикреплен к голове эмчеэсовца Володи. Я сразу побежал туда. Володя был полностью засыпан снегом, но голова и одна рука, к счастью, оказались близко от поверхности. Он сам немного разгреб снег, чтобы получить доступ к воздуху. Я бросился разгребать его и одновременно начал кричать — не отзовется ли кто-нибудь еще. Услышав голос Васи, коллеги Володи подумали, что все обошлось — все уцелели. Оказалось, что Василия лавина вообще не зацепила, он успел отбежать на безопасное расстояние. Зато командира отряда, Василия Вербищука, не было ни видно, ни слышно. Вдвоем с Васей мы минут пятнадцать откапывали Володю, после чего все трое начали искать командира. Поднялись немного выше, прощупывали снег палками, но безрезультатно. Потом спустились в ущелье и искали там, но тоже тщетно. Сразу связались с базой и сообщили, что на нас сошла лавина, одного человека не можем найти. Попросили, чтобы заблудившихся лыжников передали под опеку другим спасателям. Потом снова искали Вербищука. В самом низу ущелья палки не доставали до земли, настолько глубоким был снег
Все произошло где-то в половине четвертого утра и с того времени мы не прекращали поисков до самого рассвета. Надеялись, что с восходом солнца увидим хоть какой-то след — лыжи или одежду. Но утром погода резко ухудшилась. Поднялся такой ветер, что деревья начали трещать. Вихрь поднимал снежную пыль, так что видимость была почти нулевая. Мы опасались новой лавины, поэтому в конце концов прекратили поиски, поднялись на хребет и стали возвращаться на базу. Перед тем оставили для ориентира у подножья горы лыжи и палки. Погода была даже хуже, чем ночью. Мы несколько раз сбивались с пути, приходилось ориентироваться по солнцу. Пару раз останавливались, чтобы выпить чаю и съесть печенье. Сделать привал и нормально отдохнуть не могли, приходилось все время двигаться, чтобы не замерзнуть. На базу вернулись около трех часов дня
«Это ваша работа, так что какие к нам могут быть претензии?» — заявили спасателям заблудившиеся лыжники»
Тем временем трое лыжников из Киева и Харькова добрались до горной речки, которая вывела их к селу Березники Свалявского района. Оттуда они позвонили в Пилипец, вызвали машину и приехали на базу. К счастью, ночная «прогулка» по горам закончилась для здоровья молодых людей без особых последствий. А двое киевлян, с которыми эмчеэсовцы поддерживали телефонную связь, так и остались в вырытой в снегу яме, ожидая помощи. Их искали несколько групп спасателей, прочесывая местность с разных сторон, — безрезультатно. В конце концов молодым людям подсказали по телефону, в какую сторону нужно двигаться. Только на закате они вышли на окраину села Березники и встретили эмчеэсовцев.
Около восьми часов вечера Александру и Дмитрия привезли на базу в Пилипец. Они немного замерзли, были измотаны и испуганы, но медицинская помощь им, как и первой группе, не понадобилась. Когда коллеги Василия Вербищука сообщили горе-лыжникам, что из-за их беспечности и легкомыслия лавина накрыла группу спасателей, и еще неизвестно, найдут ли их командира живым и невредимым, услышали ответ: «Это ваша работа, так что какие к нам могут быть претензии?»
Я попытался связаться с молодыми людьми по телефону (их номера остались в МЧС), но во всех случаях ответ был один: «Вы ошиблись номером»
На поиски Василия Вербищука в Пилипец прибыли несколько десятков спасателей (в том числе кинологическая группа) из Ужгорода и Львова. Среди них и сын Вербищука Иван, который тоже работает в МЧС. В тот роковой день он вместе с отцом готовился отправиться на поиски пропавших туристов. Однако в последний момент спасатель велел сыну остаться
Из-за резкого ухудшения погоды группы МЧС не смогли сразу добраться до места, где сошла лавина. Много времени ушло на выбор безопасного маршрута. К сожалению, пока поиски не дали результатов.
Жена и невестка Василия Вербищука, ожидающие известий от спасателей, отказались поговорить с журналистом. И их можно понять. Женщины сказали только, что надеются: Василия все-таки найдут живым
P. S. Как сообщили журналисту «ФАКТОВ» Ирине Копровской в пресс-службе МЧС в Ивано-Франковской области, в Прикарпатье сошла еще одна снежная лавина, жертвой которой стал 25-летний мужчина из Черновцов. Вместе с четырьмя приятелями он, невзирая на плохие погодные условия, поднялся на северный склон горы Хомяк неподалеку от Яремчи. Его товарищи, шедшие позади, снимали подъем на видеокамеру. Вдруг на людей с грохотом двинулась снежная стена. В мгновение ока она поглотила лидера группы. Четверо остальных чудом не пострадали. На место происшествия выехали две группы спасателей. Тело мужчины обнаружили под двухметровым слоем снега. Врач констатировал, что парень умер от переохлаждения.
289Читайте нас у Facebook