Найденное в Германии полотно Караваджо «Поцелуй Иуды», похищенное из Одесского музея, вернется в Украину не раньше, чем через год-полтора?
- Подлинность картины Микеланджело Меризи да Караваджо «Поцелуй Иуды, или Взятие Христа под стражу», похищенной из Одесского музея Западного и Восточного искусства и обнаруженной в Германии, не вызывает сомнений, — заявил «ФАКТАМ» директор этого музея Владимир Островский. — Когда полисмены передали картину в немецкий музей, были приглашены ведущие специалисты — реставраторы, музейщики, которые подтвердили оригинальность этого произведения.
Напомним, полотно Караваджо «Поцелуй Иуды» было похищено из одесского музея в ночь на 1 августа 2008 года. Как сообщали «ФАКТЫ», 18 июня 2010 года в Германии были задержаны лица, причастные к этому похищению и попытке продажи шедевра на черном рынке. Злоумышленники серьезно повредили полотно, сложив его для вывоза за пределы Украины.
По словам директора музея, вероятнее всего, слухи о том, что данное полотно — копия, берут начало от одной из рабочих версий следствия по этому делу. Изначально рассматривались три версии похищения картины: кража была спланирована или преступной группировкой, или вором-одиночкой, или же картину сначала заменили копией, а затем похитили ее, чтобы замести следы настоящей кражи. Наверное, из этой рабочей версии, которая каким-то образом просочилась в прессу, возникло скандальное сообщение о том, что в Германии сейчас находится копия.
- Ни у отечественных искусствоведов, ни у их коллег из государственной картинной галереи Берлина, где находится сейчас полотно, нет сомнений, что этот шедевр изобразительного искусства принадлежит кисти гениального Караваджо, — подтвердил Владимир Островский. — Таково компетентное мнение подлинных знатоков. Заявления же нескольких специалистов о том, что это копия, созданная учеником итальянского мастера, — не более, чем спекуляция.
Кроме того, принадлежность картины фондам одесского музея подтвердили — по собственным приметам — и сами музейщики. Однако картина Караваджо может задержаться в Германии на некоторое время.
- Сейчас полотно находится в государственной картинной галерее Берлина, — продолжает руководитель одесского музея. — По оценкам специалистов, оно нетранспортабельно: краска при перемещении осыпается. Холст — в критическом состоянии, в нескольких местах краска осыпалась полностью, на многих участках — на 60-80 процентов. В связи с этим германские специалисты предложили два варианта дальнейших действий. Реставрационная комиссия галереи предлагает бесплатно зафиксировать осыпающийся красочный слой и передать картину на реставрацию в Украину во время визита в Германию Президента Виктора Януковича (30 августа). В этом случае отечественному Министерству культуры и туризма придется изыскивать значительные средства на проведение реставрационных работ, которые из-за отсутствия в Украине соответствующей материально-технической базы могут затянуться на несколько лет.
Второй вариант, по словам Владимира Островского, выглядит более привлекательно: составляется договор с берлинским музеем, согласно которому именно там будет проведена полная реставрация полотна. Это наиболее реальное решение проблемы приведения шедевра в нормальное состояние. Однако так как на оплату подобной работы деньги у нашего правительства вряд ли найдутся, то в качестве вознаграждения галерея получит эксклюзивное право первой выставить отреставрированный шедевр и, возможно, даже сделать тур Караваджо по крупным музеям Германии. В таком случае полотно вернется «в родные пенаты» не ранее, чем через год-полтора.
Теперь слово за Министерством культуры Украины, которое должно принять конкретное решение и заключить соответствующий договор с германскими чиновниками. Сейчас вопрос о дальнейшей судьбе живописного шедевра — на стадии согласования.
342Читайте нас у Facebook