«Софийка постоянно улыбается, никак не могу ею налюбоваться»
Малышка родилась без левого желудочка сердца, фактически с половиной органа. Уже около двадцати лет лучшие украинские специалисты делали попытки оперировать пациентов с такой патологией, но дети не выживали. Впервые в Украине врачи Института Амосова удачно провели первый этап операции по устранению одного из сложнейших пороков сердца девочке, которой от роду было всего одиннадцать дней. За границей подобные хирургические вмешательства выполняют с 1981 года.
«Операцию сделали в июле, а говорить об этом отважились только спустя месяц, когда поняли, что основная опасность уже позади»
- Во время беременности, на одном из плановых осмотров, у еще неродившейся дочери врачи обнаружили гипоплазию левой части сердца, — говорит Марина, мама Софийки. — Я была в ужасе, особенно когда узнала, что раньше дети не выживали после таких операций. Все-таки надеялась, что медики ошиблись. Но когда малышка появилась на свет, мне сказали: у ребенка сложнейший порок сердца. На второй день после родов нас перевели в Киев, в Институт Амосова, а на одиннадцатый моей крохе сделали операцию.
Узнав о тяжелой пациентке, директор Национального института сердечно-сосудистой хирургии имени Николая Амосова Академии медицинских наук Украины академик Геннадий Кнышов собрал бригаду лучших специалистов института, которые обучались у своих коллег в Европе.
Без операции дети с подобным диагнозом живут не больше 14 дней. Каждый год в Украине рождается приблизительно 200-250 малышей с таким пороком сердца. Теперь у них есть шанс. Девочке понадобится еще две операции. Хочется верить, что основная опасность уже позади.
- Когда услышали о диагнозе Софии, согласились ее принять в нашей клинике, — вступает в разговор главный врач Национального института сердечно-сосудистой хирургии имени Николая Амосова кандидат медицинских наук Сергей Сиромаха. — Безусловно, мы рисковали, ведь предыдущий опыт проведения подобных операций был неудачным. Вся наша бригада ездила в Польшу на стажировку к профессору Яцеку Моллу. К этому специалисту со всей страны везут детей со сложнейшими пороками сердца. Успех таких вмешательств во многом зависит от послеоперационного периода: насколько легко ребенок будет отходить от наркоза, начнет ли самостоятельно дышать. Операцию Софийке мы провели в июле, а говорить об этом отважились месяц спустя, когда поняли, что основная опасность уже позади.
«Крестила дочь в первый день ее жизни, прямо в роддоме»
К проведению хирургического вмешательства специалисты начали готовиться еще до рождения девочки. Врачи не давали родителям никаких гарантий, а наоборот, честно говорили о риске. Но мама Софии верила в положительный результат и, как оказалось, не напрасно.
- Рожала я в Виннице, — рассказывает Марина. — Крестила дочь в первый день ее жизни, прямо в роддоме. Когда держала кроху на руках, знала: все будет хорошо, я верила, что иначе невозможно. Имя София означает мудрость — источник веры, надежды, любви. Еще много лет назад я знала: если у меня будет девочка, именно так ее и назову.
- Врачи, словно малые дети, радовались каждому шагу, который свидетельствовал об успехе: когда девочка начала самостоятельно дышать, когда ее перевели из реанимации в палату к маме, — вспоминает проводивший операцию кардиохирург, старший научный сотрудник, кандидат медицинских наук Василий Карпенко. — Более двадцати сотрудников института выхаживали девочку до и после операции, длившейся около девяти часов.
София родилась без той части сердца, которая отвечает за большой круг кровообращения. Оперировать такой недуг нужно в три этапа. Самый сложный и ответственный — первый. Его цель заключается в том, чтобы правый желудочек смог выполнять функции левого. Очень важно провести хирургическое вмешательство вовремя, чаще всего это делают между десятым и двенадцатым днями жизни.
Во время операции малышка была подключена к аппарату искусственного кровообращения, а работу ее сердечка приостановили на 120 минут, 50 из которых кровь не циркулировала в организме. Такое вмешательство очень непросто перенести младенцу. После рождения София весила три с половиной килограмма, а за первый месяц потеряла двести граммов. Но сейчас малышка постепенно поправляется, что говорит об удачном восстановлении организма. Врачи планируют провести второй этап хирургического лечения в конце осени или в начале зимы, а третий — уже позже, когда девочке будет лет семь. Сейчас Марина вместе с Софийкой каждые два дня ездят в Винницу на обследование, чтобы следить за уровнем кислорода в крови.
«Для таких вмешательств необходима особенная аппаратура, препараты, специально оборудованное место в реанимации»
- О том, каким будет качество жизни нашей пациентки, станет известно после третьего этапа лечения, — говорит Сергей Сиромаха. — Очень хочется верить, что самое сложное уже позади. Как показывает практика зарубежных коллег и наш опыт лечения сложных пороков сердца, после тяжелых хирургических вмешательств дети растут и развиваются полноценно. Хотя иногда и после операции человека беспокоит одышка, появляется синюшность — тогда врачи рекомендуют пересадку сердца.
- Обычно такие пороки заметны уже во время беременности, — продолжает кардиохирург Василий Карпенко. — В этом случае женщине предлагают прервать беременность или же сохранить ребеночка и пробовать бороться с недугом. Сейчас такой операции ожидают четыре беременные женщины. Все они будут рожать в Киеве, в Институте педиатрии акушерства и гинекологии. В какое бы время суток малыши не появились на свет, их сразу же доставят в Институт Амосова и специалисты проведут вмешательство.
На Западе такие операции уже, можно сказать, поставили на поток. Надеюсь, теперь их будут проводить и в Украине. Для таких вмешательств необходима особенная аппаратура, препараты, специально оборудованное место в реанимации. Себестоимость одной операции приблизительно десять-пятнадцать тысяч гривен. Первый этап лечения Софийки оплатило государство, Министерство здравоохранения обещало выделить деньги и на последующие хирургические вмешательства
- Мы с Софией уже дома, в селе Селыще Тывровского района Винницкой области, — рассказывает Марина по телефону. — Через несколько месяцев снова приедем в столицу для проведения второго этапа лечения. Доченька постоянно улыбается, никак не могу ею налюбоваться. Нас каждый день навещают знакомые и друзья, помогают мои родители. Хочу сказать большое спасибо врачам, которые спасли мою Софийку. Очень надеюсь, что скоро дочка поправится окончательно.
614Читайте нас у Facebook