ПОИСК
Культура та мистецтво

Вдова режиссера Валерия Приемыхова Любовь Шутова: «Валеры нет уже столько времени, а мне до сих пор кажется, что он опекает меня оттуда, где он сейчас»

0:00 28 серпня 2010
Десять лет назад ушел из жизни известный актер и сценарист

Валерий Приемыхов навсегда останется в скорбном списке тех, кто ушел из этой жизни на взлете — не дописав, не доиграв, не долюбив. Он никогда не считал актерскую профессию своим главным делом, отдавая предпочтение работе сценариста и режиссера. Но именно кино сделало его популярным — «Пацаны», «Милый, дорогой, любимый, единственный… », «Холодное лето 53-го… ». Даже узнав о смертельном диагнозе (у Валерия Михайловича обнаружили рак мозга), Приемыхов отчаянно не хотел умирать и до последнего боролся за жизнь. Вместе со своей Любочкой, как ласково называл он супругу. Валерия не стало летом 2000-го. Ему было всего 57 лет…

«Из экспедиции мы вернулись по уши влюбленными друг в друга»

- Мы познакомились в 1983 году, — вспоминает Любовь Викторовна, — когда я после окончания института работала на киностудии «Ленфильм». Валерий Михайлович снимался в одной из самых знаменитых своих картин, «Пацаны», где ассистентом по актерам работала моя подруга и однокурсница. Я была заместителем директора на другой картине, но поскольку киностудия там небольшая, все мы очень скоро перезнакомились и подружились. Уже тогда у нас возник взаимный интерес, но я в то время была замужем, так что ничем наше знакомство не закончилось.

Валерий Михайлович уехал в Москву и вскоре женился на Оле Машной, а у меня родился сын. Мы не виделись лет пять. Когда после декрета я вышла на работу, директор, с которым я работала раньше, пригласил меня на картину с рабочим названием «Благородный друг» (в прокате — «Штаны»). Режиссером и исполнителем одной из главных ролей в ней был Валерий Приемыхов. Мы встретились, как старые приятели, и очень обрадовались друг другу. Валерий Михайлович как-то сразу проявил ко мне повышенный интерес. Теперь я понимаю: он хотел наверстать то, что было упущено в первую встречу. Нашей съемочной группе предстояла экспедиция сначала в Одессу, потом в Ялту. Там, несмотря на то, что съемки были, в основном, ночными, а потому очень тяжелыми, и начался наш роман.

- Валерий Михайлович, наверное, очень красиво за вами ухаживал?

РЕКЛАМА

- Скорее, забавно. Бывало, принесет цветы, а подарить стесняется — положит букет за заднее сиденье в машине и забудет о нем. Увидев его, спрашиваю: «Что это за цветы?» «Ой, — говорит, — это же тебе!» Но покоряли меня не цветы и рестораны, а его напор и неподдельный интерес ко мне. Он как будто бы все время давал мне понять: если я не отвечу на его чувства, то ему никто больше не нужен, а в случае моего отказа весь мир для него обрушится. Он был очень горячим в проявлении чувств. В общем, из экспедиции мы вернулись по уши влюбленными друг в друга.

- Вы сразу поняли, что это начало серьезных отношений?

РЕКЛАМА

- Поначалу я воспринимала их как банальный курортный роман, да и он, казалось, относился к происходящему так же. Помню, когда мы летели домой, в Ленинград, в самолете сказала ему: «Что, Валера, закончился наш курортный роман?» И он ответил, как будто отмахнулся: «Ну, значит, закончился». Однако чем больше мы убеждали себя в бесперспективности этих отношений, тем больше друг к другу привязывались и тем сложнее нам было расстаться. Хотя это казалось неизбежным: Валерий Михайлович к тому времени уже развелся, а вот я была замужем. Но он настоял, чтобы я ушла из семьи и переехала к нему в Москву.

- Говорят, труднее всего к Москве привыкают петербуржцы…

РЕКЛАМА

- Мне было действительно непросто, ведь все близкие люди остались в Ленинграде. А друзья Валерия Михайловича, который до меня был женат дважды, поначалу отнеслись ко мне настороженно: еще одна молодая жена! Но, поскольку подобное всегда притягивает подобное, все друзья мужа были очень хорошими людьми, так что в свой круг они приняли меня довольно быстро. Можно даже сказать, что он подарил мне этих людей, со многими из них я общаюсь до сих пор. Были у нас и семейные сложности — как в любой семье. В быту Валерий Михайлович был не очень комфортным, патриархального склада. Этим он пошел в своего отца — человека достаточно властного, всегда занимавшего руководящие должности. Не могу сказать, что он был жестким, скорее, разным, подверженным своим настроениям и состояниям. Если он работал, то просил его не беспокоить, дать возможность сосредоточиться. В это время он днем спал, а ночью писал. Но как только работа была закончена, он становился человеком-праздником: или мы сами куда-то ехали, или приглашали гостей домой.

- Многие вспоминают бурный темперамент Приемыхова.

- Да, это частенько становилось причиной наших ссор. А как можно было не ссориться с таким темпераментным человеком, да еще и холериком? Мы ссорились, мирились — у нас была нормальная «итальянская» семья.

- Он вас ревновал?

- Первые несколько лет. Для ревнивого человека серьезный повод и не нужен, достаточно мелочей: не так на кого-то посмотрела, с кем-то рядом сидела, кто-то мимо прошел, кому-то вполголоса что-то говорила. Это неважно, важно состояние, в котором человек в этом случае пребывает. Тем более что я тоже его ревновала.

- Ольга Машная в интервью назвала одной из причин развода с Валерием Михайловичем то, что он не разрешал ей работать.

- Эта история повторилась и со мной, только я относилась к этому спокойнее. Понимала, что такое у него представление о счастливой семейной жизни. В семье его родителей все было точно так же. Мать Валерия Михайловича, тишайшая и нежнейшая женщина, всю свою жизнь посвятила семье. Валере нравилось, чтобы, когда он возвращается с работы, дома было чисто, уютно и вкусно пахло. И чтобы я обязательно встречала его на пороге. Кулинарные пристрастия у него были самыми простыми — жареная картошка, пирожки с ливером, щи. Все эти блюда, как я понимаю, были из его детства, поэтому всю жизнь муж считал, что ничего вкуснее нет. Он научил меня варить знаменитые боярские щи с грибами, репой и фасолью. Любил погуще, чтобы ложка стояла…

- Что же Валерий «взвалил» на свои плечи?

- Он делал все, чтобы я была счастлива — как будто оберегал меня от жизни. Только когда его не стало, я поняла, насколько все это время далеки были от меня глобальные жизненные проблемы — муж все их брал на себя. Он не занимался бытом, который целиком и полностью лежал на мне. Но во всем остальном действительно был главой семьи. Я никогда не думала о том, где достать денег, куда поехать отдыхать, как купить билеты и путевки — решением этих и многих других вопросов занимался муж.

«Первый рассказ Валеры напечатали, когда он учился в восьмом классе»

- Правда, что в детстве Валерий Михайлович даже не мечтал об актерской карьере?

- Детство у него было непростым. С друзьями часто убегал из дому, катался на крышах поездов, за что получал от отца ремня. А в актерскую профессию попал случайно, поскольку всегда мечтал быть писателем. Писать Валера начал рано, работал ночи напролет и получал от этого огромное удовольствие. Первый рассказ, «Билет в кино», был напечатан в газете «Амурский комсомолец», когда он учился в восьмом классе. Кстати, в его основу легла реальная история. В их мальчишеской компании была такая забава — «реставрировать» использованные билеты в кино. После того как билетер отрывал от билета корешок и бросал его в урну, они осторожно, чтобы никто не видел, доставали его, подчищали число и склеивали стык в стык. Такой билет потом продавали с рук по второму разу. Надо сказать, что Валерий Михайлович сделал это всего только раз, его билет купила какая-то девочка. А он потом еще долго мучился угрызениями совести — представлял себе, как эту девочку выгоняют, потому что ее место уже занято. Душевные терзания вылились в рассказ.

После школы Валера по настоянию отца поступал в авиационный институт, но не добрал баллов. А потом, как это часто бывает, за компанию с приятелем поехал во Владивосток и пошел на экзамены в Дальневосточный институт искусств на актерский факультет. Как ни странно, они оба поступили. Так Валерий Михайлович стал актером, играл в нескольких театрах, но работа эта ему не очень нравилась. Возможно, потому, что серьезных ролей у него не было. Он развелся со своей первой женой, Эллой, с которой познакомился в Дальневосточном институте, и решил поехать в Москву — поступать на сценарный факультет. Поступил сразу в два института — в Литературный и во ВГИК, но выбрал последний. С тех пор он много и с удовольствием работал и всегда считал себя сценаристом.

- Как же он начал сниматься?

- Это случилось позже, когда он привез свой сценарий в Ленинград — Динаре Асановой. В ее картине «Жена ушла» должны были сниматься Марина Влади и Высоцкий, но ей — по понятным причинам — забраковали эти кандидатуры. И тогда она предложила пригласить Елену Соловей и Валерия Приемыхова, который в молодости был достаточно интересным мужчиной. Сейчас таких называют секс-символами. Кинематографическому начальству его пробы ужасно не понравились, но Динара была человеком с характером — она Валерия Михайловича отстояла. С тех пор он и снимался, за редким исключением, только у Динары — до самой ее смерти, но всегда считал актерскую профессию для себя второстепенной. Хотя зрители его знают, в основном, как актера, редко кто обращает внимание на фамилию сценариста в титрах, а ведь у него около двух десятков сценариев и несколько режиссерских работ.

«Рак — вещь коварная: он играет со своей жертвой, как кошка с мышкой»

- Страшный диагноз стал для Валерия громом среди ясного неба?

- Его давно мучили головные боли, но у него не было времени, чтобы ходить по врачам. Он пил таблетки горстями и продолжал работать. Когда Валера вернулся из Минска со съемок в сериале «Каменская» (роль Сауляка в новелле «Не мешайте палачу» стала последней в его жизни), я, наконец, уговорила его пройти обследование. Оказалось, что ситуация сильно запущена и надежды на выздоровление нет. В течение последнего года его жизни мы пережили все: периоды лечения сменялись периодами ремиссии, иногда казалось, что ему стало лучше и болезнь отступила. Но рак — вещь коварная: он играет со своей жертвой, как кошка с мышкой — ненадолго отпускает, чтобы потом схватить еще сильнее. Все это время Валерий Михайлович не переставал работать — ходил на службу (он был главным редактором на Киностудии имени Горького), проводил много времени в библиотеках. Параллельно писал сценарий картины о крещении Руси и Владимире Красное Солнышко, которую мечтал снять сам. Даже если ему предстояло лечь в больницу всего на несколько дней, брал с собой ноутбук. Первая серия была написана полностью, закончить вторую он уже не успел…

- Валерий предчувствовал свой уход?

- Честно, ни он, ни я не верили в то, что он может умереть. У Валеры было такое желание жить, что мне казалось: мы вылечимся. Не может быть, чтобы он умер! Он был уверен в этом сам и сумел убедить меня. Мы с ним никогда не говорили о смерти, даже слова этого вслух не произносили. Но потом мужу внезапно стало плохо, его положили в реанимацию. Валеры не стало буквально за три дня. Я все время была рядом с ним, ночевала в палате. К нему приходили друзья, а незадолго до смерти он попросил пригласить батюшку, который его соборовал… Валеры нет уже десять лет, а мне до сих пор кажется, что он опекает меня оттуда, где он сейчас…

24836

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів