ПОИСК
Культура та мистецтво

«Картину Ильи Репина за рекордную сумму — около двух миллионов долларов — купил клиент из Украины»

0:00 11 вересня 2010
Приехав накануне осеннего показа живописи в Киев, директор лондонского аукционного дома «МакДугалл» Екатерина МакДугалл рассказала «ФАКТАМ» о том, как изменились цены на рынке искусства после кризиса

Аукционный дом «МакДугалл», специализирующийся на продажах произведений русского и украинского искусства, входит в пятерку самых успешных в мире наряду с домами «Сотбис» и «Кристис». Его директор Екатерина МакДугалл родилась в Москве. Приехав из Лондона в Киев, она остановилась в одном из фешенебельных отелей украинской столицы, где и состоялась наша беседа.

«Евгений Петросян коллекционирует классическую живопись ХIХ века»

 — Нынешней осенью мы покажем в Киеве около 20 работ знаменитых русских и украинских художников, — рассказывает Екатерина МакДугалл.  — Среди авторов — Иван Шишкин, Борис Кустодиев, Иван Айвазовский, Николай Рерих, Сергей Шишко.

 — Какой из лотов предстоящих торгов будет самым дорогим?

 — Самую дорогую работу планируем продать в диапазоне 1,6-2 миллиона долларов. Какая именно это картина, пока секрет. Наиболее демократичная цена лота — три-четыре тысячи долларов.

РЕКЛАМА

 — Кто ваши клиенты?

 — Это бизнесмены, политики, звезды шоу-бизнеса. Но называть их имена не могу из соображений конфиденциальности. Скажу лишь об одном — известном актере-юмористе Евгении Петросяне. Он не скрывает, что коллекционирует классическую живопись ХIХ века.

РЕКЛАМА

 — Кризис на рынке искусства, на ваш взгляд, уже закончился?

 — Однозначно. Цены на живопись начали расти. Особенно дорожают лучшие работы знаменитых художников. В декабре мы продали картину Ильи Репина «Портрет Алисы Ревуар» по рекордной цене — около двух миллионов долларов. До сих пор ни одна из работ художника не уходила с молотка так дорого. А в июне нашим аукционным домом был поставлен еще один рекорд. Полотно Зинаиды Серебряковой «Обнаженная» было продано примерно по такой же цене. Картину Ильи Репина приобрел клиент из Украины, а работу Зинаиды Серебряковой — россиянин. Количество украинских покупателей растет с каждым годом. Сейчас они составляют около 30 процентов наших клиентов, остальные 70 процентов — из России. Ваши соотечественники обычно делают очень крупные покупки — их интересуют работы топовых художников, которые будут дорожать с каждым годом.

РЕКЛАМА

 — А что же тогда сейчас дешевеет?

 — Современное послевоенное искусство очень упало в цене — как минимум процентов на тридцать. Еще больше подешевели картины, созданные в последние десять лет. Однако есть имена, на которые эта тенденция не распространяется.

 — Интересно было бы узнать о новых веяниях в моде у коллекционеров.

 — Вырос интерес к графике. В июне мы провели первый в мире аукцион графики. Нам пророчили провал. Эксперты утверждали, что сможем продать не более 15 процентов работ. Тем не менее реализовали 70 процентов, выручив 2,2 миллиона долларов. Успех мероприятия объясняем тем, что после кризиса на рынок пришли новые богатые люди. Они пока присматриваются, поэтому не торопятся покупать самое дорогое. Вот и берут графику известных мастеров: Бориса Кустодиева, Кузьмы Петрова-Водкина, Александра Самохвалова, Натальи Гончаровой, Мстислава Добужинского. Графика — особый сегмент, элитарный. Часто ее собирают коллекционеры старинной книги. Многие графику присматривают в подарок. Например, рисунок Бориса Кустодиева «Купчиха», выполненный на бумаге графитным карандашом и белилами, был продан за 230 тысяч долларов. Для сравнения, картина этого художника, написанная маслом, сегодня стоит три- четыре миллиона долларов. Рисунок же Натальи Гончаровой можно было купить и вовсе за 15 тысяч долларов, в то время как цена ее картин — два-три миллиона долларов. Охотнее всего покупают графику москвичи и лондонцы…

«Недавно нам принесли краденое полотно. Мы немедленно заявили в полицию»

- Вы везете в Украину картины Шишкина, Айвазовского, Кустодиева. Какова страховая стоимость коллекции?

 — Около 20 миллионов долларов. Работы застрахованы в самом крупном мировом синдикате — Ллойда.

 — Случалось, что у вас воровали картины?

 — Нет смысла. Украденную картину невозможно выставить на аукцион или в галерее и продать за большие деньги. Перед тем как принять работу, мы обязательно проверяем, не числится ли она в реестре украденных вещей. Недавно нам принесли полотно, которое было похищено из областного музея в России. Его приобрел английский коллекционер, не подозревавший, что картина краденая. Мы немедленно заявили в полицию, ее конфисковали у владельца.

 — Не боялись мести с его стороны?

 — Согласно английскому законодательству, мы не могли поступить иначе. Это наш долг! В противном случае нарушили бы закон. А мстить нам бесполезно. К слову, то, что воровать картины невыгодно, доказывает такой факт: когда четыре года назад нас с мужем ограбили, не взяли… ни одной картины.

 — Один из киевских галеристов недавно рассказывал мне, что порою шедевры можно найти даже на помойке.

 — Ну, в таких местах мы не ищем. (Смеется. ) Хотя то, что шедевры можно обнаружить в самых неожиданных местах, правда. Как-то в одной английской автослесарной мастерской долгое время в ряду с календарями, изображающими обнаженных девушек, висел портрет гитаристки работы Константина Коровина. Когда отец владельца мастерской (подаривший сыну портрет) узнал, сколько стоят работы этого художника, ночью помчался в гараж, снял картину со стены и тут же предложил выставить на аукцион. Портрет был продан почти за миллион долларов!

 — Другой знакомый галерист поведал, что «ню» в Украине покупают мало. По его словам, мужчинам нравится, но они боятся… реакции жен.

 — У нас «ню» — обнаженная мужская и женская натура — продается очень хорошо.

1190

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів