Дрессировщики Владимир и Юлия Козыревы: «Наш лев Кубик в детстве был безумно влюблен в малышку тигрицу. Есть не мог, пока ее не увидит»
В сентябре 2008 года генеральный директор Национального цирка Украины, народный артист СССР, всемирно известный дрессировщик львов и тигров Владимир Шевченко заявил, что они с женой Людмилой отработают на арене еще одну программу и завершат выступления, а своих хищников передадут преемникам — супругам Николаю и Юлии Козыревым. Однако, как это бывало со многими звездами, чета Шевченко продолжала выходить на манеж. Например, в начале нынешнего года Владимир Дмитриевич был на гастролях в Крыму. В минувшую пятницу в Национальном цирке Украины начался новый сезон, и Козыревы впервые выступают на главной арене страны без Шевченко.
Юлия Козырева кормила на арене льва, держа кусок мяса в своих зубах
Корреспонденты «ФАКТОВ» побывали на премьере программы «Страшно! Весело! Смешно!» Номер с тиграми и львами, конечно же, был самым зрелищным. Рабочие подняли вокруг арены ограждающую сетку, ассистенты (один с пожарным брандспойтом, остальные — с длинными металлическими палками в руках) стали вокруг манежа, чтобы страховать дрессировщиков. Артисты рассказали нам, что группа животных полностью обновилась — подготовили молодых львов и тигров, а «ветеранов» пристроили в зоопарках.
И вот звери выбегают, рассаживаются по тумбам. Одна из львиц с любопытством рассматривает публику. Другая вдруг начинает конфликтовать с Николаем Козыревым — рычит, скалится. После того как дрессировщик угомонил «бунтарку», хищники прыгают через горящий шестигранник. Николай целует льва в морду, Юлия кормит животное с руки, затем берет кусок мяса зубами, и лев аккуратно принимает подарок, подхватив его губами.
Как только Козыревы отработали на арене, мы подошли к ним за кулисами. Волосы и лицо Николая были мокрыми.
— Номер новый, еще необкатанный, было много неувязок, отсюда напряжение, пот ручьем, — объяснил дрессировщик. — Но справились неплохо.
По глазам Владимира Шевченко было видно, что настроение у него хорошее — значит, выступлением учеников доволен.
— Как получилось, что вы стали преемником самого Шевченко? — обращаюсь к Николаю Козыреву.
— Во многих семьях это уже традиция — становиться цирковыми артистами, ведь их родители выступали на арене, детство прошло за кулисами, на манеже. Обо мне такого не расскажешь. Я попал в цирк случайно: вернулся из армии, нужно было устраиваться на работу, и соседка предложила место в группе у Владимира Дмитриевича. Вначале в мои обязанности входило кормить животных, убирать их клетки. Чтобы стать дрессировщиком, понадобились годы. Кстати, нашей профессии не учат ни в одном вузе. Я бесконечно благодарен Шевченко за то, что он поверил в меня.
— А ваша жена из цирковой семьи?
— Знаете, если бы лет пятнадцать назад мне сказали, что стану дрессировщицей, восприняла бы это как дикую фантазию, — вступает в разговор Юлия Козырева. — Мои родители не имеют отношения к искусству. Я выучилась на кассира. В своем родном городе Краснодаре устроилась на работу. И вот однажды сижу в кафе с чашкой кофе, разгадываю кроссворды, вдруг подходит симпатичный парень и говорит, что он чемпион мира по кроссвордам. Помнится, улыбнулась — ишь, какой выдумщик. Мы начали встречаться. Мне тогда было 20 лет. Гастроли в Краснодаре закончились, и Николай уехал с цирком в другой город. Я к нему наведалась в гости и сказала, что больше ездить за ним не стану. «В таком случае ничего не остается, как забрать тебя в наш коллектив», — ответил Козырев. Я рассказала об этом отцу. Он меня отговаривал, мол, парень — гастролер, у него, наверное, в каждом городе девушка есть. Закончится тем, что выгонит тебя и вернешься домой пешком по шпалам. Не выгнал. Мы уже 11 лет вместе. Кстати, оказалось, что кроссворды он разгадывает не очень хорошо, а вот муж и партнер по номеру — отличный. У нас растет десятилетний сын. Особой тяги к цирку я в нем пока не замечаю — он любит футбол, уже даже медаль на соревнованиях завоевал. Хорошо учится, особенно старается освоить английский, недавно начал заниматься немецким.
«Маленькая львица ужасно боялась мужчин, а вот меня моментально приняла»
— Вам сразу понравилось работать в цирке?
— Что вы, нет! Поначалу было очень и очень трудно. Ведь попала в совершенно незнакомый и необычный мир. Пришлось ко всему привыкать. Но теперь в цирке я чувствую себя как в большой семье.
В первые годы работы в коллективе занималась кормлением животных, уборкой. Все начало меняться с одного невеселого случая. В Харьковском зоопарке украли новорожденного львенка — самочку. Она оказалась в руках уличного фотографа, который зарабатывал, снимая прохожих с милым маленьким животным. Этот человек пытался вырвать у львенка когти, издевался над ним. Малышку — мы ее назвали Вета — передали нам. Когда к бедняжке подходил кто-либо из мужчин, она забивалась в угол и начинала яростно шипеть. Но стоило мне зайти в клетку — малышка подползала, доверчиво клала голову на мою ногу. Дело в том, что в зоопарке за ней ухаживали женщины, поэтому Вета меня хорошо приняла. Так началась моя карьера дрессировщицы. Впрочем, поначалу в этом качестве меня никто всерьез не воспринимал. Помогло, что в тот период чета Шевченко взяла нескольких тигрят. И заниматься с ними доверили мне. Владимир Дмитриевич и Людмила Алексеевна видели, что у нас с мужем получается работать на манеже, начали привлекать нас в качестве помощников на репетициях
— Страха не было?
— Не боится только дурак. Ведь инстинкт хищника не вытравишь ничем. Эти животные должны убивать, чтобы есть, поэтому они потенциально опасны. Так что страх всегда присутствует, но он дает о себе знать, уже когда ты вышла из клетки, начинаешь прокручивать в голове опасную ситуацию, которую только что пришлось пережить, думаешь, чем все могло обернуться. Вот тогда, в спокойной обстановке, и становится по-настоящему страшно.
На дрессировщиков животные нападают крайне редко. Реальная опасность возникает, как правило, когда хищники выясняют отношения между собой. Нам нужно их разнять, а тогда достаться может и людям. Кто влез в потасовку, тот и получает.
В такой ситуации в свое время серьезно пострадал Владимир Шевченко. Это случилось во время гастролей в Париже.
— Тигр подрался со львами, я бросился их усмирять и оказался в реанимации, — вспоминал выдающийся дрессировщик.
— Расскажите об экстремальных ситуациях, которые пришлось вам пережить, работая со львами и тиграми, — обращаюсь к супругам Козыревым.
— Мы о таком рассказывать не любим, — отвечает за обоих Юлия.
— Помните свой первый выход на сцену?
— До мельчайших подробностей, — говорит дрессировщица. — Первый выход на манеж — это событие! На тебя смотрят две тысячи пар глаз, рядом на тумбах хищники. Это были закрепленные именно за нами с мужем животные, которым еще только предстояло привыкнуть к зрителям. Представьте, мы вдвоем с Николаем, наставников рядом нет. Очень нервничали, но справились. Представление проходило в Киеве на новогодние праздники. Показывали спектакль по мотивам «Трех толстяков».
— Как заставляете львов повиноваться?
— Есть свои секреты, но на то они и секреты, чтобы их не разглашать, — отвечает Николай Козырев. — Дрессура основана на системе поощрений и наказаний. За рубежом некоторые коллеги используют электорошокер, но мы категорически против применения этого прибора — ведь с его помощью не дрессируют, а истязают. У нас иной метод: выполнил трюк — заслужил кусок мяса, ленишься — поощрения не получишь.
«Через мои руки прошли около 150 львов и тигров. Семь животных были уникальными, про себя я их называл людьми»
— Перед выходом на арену кормите животных, чтобы были менее агрессивными?
— Нет. Сытые львы и тигры не станут работать, поэтому выходят на арену натощак, — говорит Юля. — У меня и у мужа в сумках килограмма по два мяса, так что каждый подопечный во время выступления зарабатывает немного еды.
— Сколько мяса нужно льву?
— Восемь килограммов в день, в основном говядина, а также молоко и яйца. Ветеринары рекомендуют еще и пророщенный овес давать, но среди наших питомцев только один лев соглашается на эту пищевую добавку. Раз в неделю всем устраиваем разгрузочный день, чтобы очистился кишечник.
— С кем проще — со львами или тиграми?
— Знаете, как среди тигров, так и среди львов есть более сообразительные и менее умные. Другое дело, что лично мне львы больше напоминают собак: они живут коллективом — прайдом — привязываются друг к другу. А тигр — это кошка, которая гуляет сама по себе, привязанностей к другим особям у него нет. Конечно, тигр тебя любит, приветственно урчит, но в нем нет чувства коллективизма. На представлении вы видели красавца-льва Кубика. Когда он был маленьким, безумно любил малышку тигрицу — он не ел, пока ее не дождется, не выполнял трюки, если ее не было на манеже. А для тигрицы он словно ничего не значил, по крайней мере, своей привязанности она ничем не демонстрировала. И вот однажды на прогулке — дело было в Запорожье — она прыгнула в фонтан. Для тигров купание — любимое занятие, они даже рыбу ловят. А вот львы терпеть не могут воды. Видели бы вы, как он переживал, когда подруге вздумалось поплавать! Кубик, зажмурившись, чуть ли не зажав лапами нос, плюхнулся за ней в фонтан. Она проплыла круг, выбралась на бордюр, отряхнулась и, не глядя на друга, пошла дальше. А он орет, бултыхается в воде Сейчас Кубик во время представления катает меня на спине. Он мой любимчик.
Я уже не представляю жизни без своих животных, без энергетики, положительных эмоций, которые они мне дарят.
На пресс-конференции мы спросили у Владимира Шевченко:
— Еще увидим вас на арене?
— Я и сейчас могу выйти туда, — указывая на манеж отшутился артист. — Знаете, через мои руки прошли около 150 львов и тигров. Семь животных были уникальными, про себя я их называл людьми.
Он рассказал, что по случаю юбилейного сезона пригласил участвовать в нынешней программе только украинских актеров. Один из самых интересных номеров — шоу с крокодилами. Дрессировщик Юрий Матвиенко даже целует рептилию в морду, кладет ей голову в пасть.
— Все это безопасно, если знаешь повадки этих животных и имеешь навыки работы с ними, — объяснил Владимир Дмитриевич.
— А какие приметы существуют в цирке относительно премьерных спектаклей?
— Одно неписаное правило я уже нарушил — провожу пресс-конференцию сидя спиной к арене. Увидел бы это мой покойный отец (он был дрессировщиком), ох и огрел бы меня!
2801Читайте нас у Facebook