ПОИСК
Політика

Михаил Воронин: «Михаил Горбачев любил костюмы цвета асфальта, а Рональд Рейган — в серо-коричневую полоску»

16:04 21 жовтня 2010
Известный украинский модельер в связи с введением на политическом олимпе Украины дресс-кода рассказал «ФАКТАМ», как раньше одевалась правительственная элита в СССР и что носят лидеры иностранных государств

В разное время клиентами Михаила Воронина были Михаил Горбачев, Рональд Рейган, Владимир Щербицкий, Леонид Кучма и многие другие политики. В советские времена Михаил Львович обшивал всю партийную элиту Украины, а в начале 1990-х — первых лиц многих европейских государств. В связи с введением в высших эшелонах власти свода правил, касающегося внешнего вида сотрудников, известный модельер рассказал «ФАКТАМ», как политики одевались в СССР и как одеваются за границей.

«Правильно подобранный костюм элегантен, а не мешковат» 

 — В советские времена, отправляясь с официальным визитом за рубеж, руководители правительственных делегаций должны были носить одежду отечественного производителя, — говорит Михаил Воронин.  — Это негласное правило действовало и в пору президентства в Украине Леонида Кравчука. Оскорблением чести государства считалась невозможность пошить для первых лиц костюмы в своей стране.

 — Говорят, когда Николя Саркози явился перед избирателями в итальянском костюме, это вызвало скандал…

 — Во всем мире для президента и премьер-министра недопустимо носить официальные импортные костюмы. Это выглядит непатриотично. Когда в 1990-е годы я, будучи «королевским портным», разъезжал по миру и шил костюмы первым лицам государств, меня везде просили, чтобы на бирочке указывалась именно та страна, для руководителя которой предназначена вещь. Например, когда создавал костюмы для Рональда Рейгана, на бирке обозначалось: сделано в США.

РЕКЛАМА

 — Вы с Рональдом Рейганом лично общались?

 — Конечно! Снимал мерку для двух костюмов у него на вилле в Лос-Анджелесе. Это было в 1991 году. Президент США предпочитал сдержанные расцветки, оба костюма были в едва заметную серо-коричневую полоску. Очень скромные! Если бы я не знал, для кого выполняю заказ, подумал бы, что для какого-то мелкого клерка. Стоил один костюм 500 долларов. Для сравнения: некоторые депутаты сегодня носят костюмы по цене около 10 тысяч долларов.

РЕКЛАМА

Неброские костюмы любили Михаил Горбачев и Владимир Щербицкий — темно-серые, цвета асфальта. Экспериментировать с цветовой гаммой в одежде для высокого руководства считалось неприемлемым. Было немыслимо одеть такую персону в костюмы синий или коричневый. И даже серый, если он был светлее привычного, могли забраковать.

 — Сейчас депутаты дефилируют по Верховной Раде, как по подиуму, и в салатовых нарядах, и в терракотовых…

РЕКЛАМА

 — Это и есть нарушение делового дресс-кода. Яркая одежда в государственных учреждениях типа малиновых пиджаков однозначно недопустима.

 — Некоторые политики носят дорогие глянцевые костюмы. Насколько они уместны?

 — Если вам за 30, носить такой костюм — дурной тон.

 — А можно надеть пиджак одного цвета, а брюки — другого?

 — Это клубный вариант — для посещения ресторана, развлекательного комплекса, но никак не для сессионного зала.

 — Когда следует надевать черный костюм?

 — Чем ближе к вечеру, тем цвет костюма должен быть темнее. На работе черный мужской костюм ни к чему.

 — Ну а гольф под пиджак на службу допустимо надевать?

 — Для тех, кто работает в правительственных учреждениях, это не лучший вариант. Правильный выбор — рубашка с галстуком. Причем галстук должен быть не широким, а узким. Правильно подобранный костюм элегантен, а не мешковат. Галстуки и рубашки следует менять каждый день.

«Пальто должно весить не больше одного килограмма и 700 граммов»

 — Михаил Львович, сегодня многие народные избранники предпочитают марки одежды «Бриони», «Зили»…

 — Я вам скажу, когда они собираются в своей среде, то смотрят не на то, как костюм выглядит, а на лейбл, да оценивают, у кого какие «котлы» (часы.  — Авт. ) на руке.

 — Чем дороже вещь, тем лучше?

 — Именно так многие и считают. Когда показываю клиентам ткани по полторы тысячи евро за метр и по 40 евро за метр и говорю, что костюм смотреться из каждой будет приблизительно одинаково, выбирают за полторы тысячи. Когда я закупил вот эти сверхдорогие ткани, многие депутаты стали обшиваться у меня. А раньше — нет! Такова психология ущербности, но не все, к сожалению, это осознают.

Дорогая одежда не всегда возвышает человека в глазах окружающих — иногда, наоборот, унижает! Порою смотришь: у женщины на каждом пальце кольцо. Но кто она? И, напротив, возьмите, к примеру, Маргарет Тэтчер, которая имеет возможность купить самое лучшее, что есть в мире. Однако на руке у нее всегда одно кольцо.

 — К слову, о дамах на политическом олимпе. Какие им дадите советы?

 — Дресс-код для женщин менее строг, однако не допускает все же пестрой и вычурной одежды: никаких ярких вызывающих декоров, глубоких декольте, мини-юбок.

 — Многие депутаты и чиновники в последнее время стали носить шубы…

 — Я вам скажу, когда-то я шил для Иосифа Кобзона норковое пальто. Такая мода хороша для артистов, но не для государственных служащих. Когда чиновник идет в шубе, это и есть как раз тот случай, когда одежда может унизить. В холодное время года лучший вариант для политика — пальто.

В советские времена были популярны ратиновые пальто цвета асфальта. Теперь цветовая гамма расширилась. Верхняя одежда может быть черной, темно-синей, но ткани уже совсем другие. У ратина тяжелая фактура, сегодня предпочтение отдается кашемиру.

Вес костюма и пальто — один из главных критериев качества! Костюм должен весить не более чем 1,2 килограмма, пальто — 1,7 килограмма. Если изделия весят больше, продать за границу их будет невозможно. Там ценится легкая одежда.

Еще один критерий — высота проймы. Если человек легко поднимает руку и пиджак или пальто не «идут» вслед за рукавом, это и есть высокое мастерство портного.

«В советское время ткани в правительственном ателье распределялись по рангам»

 — Правда, что качество костюма партийного деятеля ставилось в советские времена в прямую зависимость от его ранга?

 — Именно так. Например, в киевском правительственном ателье «Коммунар» были ткани, которые предназначались исключительно для секретарей ЦК. Пошить из них костюм деятелю ниже рангом не позволялось. Ткани раскладывались на полочках очень четко: для первых лиц, для вторых, для третьих… Все расписывалось: какие — для секретарей ЦК, что — для заведующих отделами, а что — для завсекторами. Точно такие же правила действовали в московском ателье «Кремлевка».

 — Неужели не случалось никаких отступлений от этих правил?

 — Бывали. К примеру, заведующему сектором очень приглянулась ткань, предназначенная для заведующих отделами. Он договорился с вышестоящим руководителем, и тот разрешил ему взять такой же отрез, как у него. Но подобное случалось крайне редко. После распада СССР условности канули в Лету. Поэтому как-то в начале 1990-х случился курьез. Абсолютно все мужчины украинской делегации, отправившейся с официальным визитом в США — в Белый дом, оказались в костюмах… из одной и той же ткани. Было очень неловко. С тех пор, покупая ткани для первых лиц, беру не больше четырех метров каждой. На один костюм!

 — Михаил Львович, а пуговицы соответствовали рангам?

 — Конечно! В костюмах для самых высоких руководителей использовались пуговицы из кости, чуть ниже по должности — из перламутра, еще ниже — из пластика. Сегодня стоимость костюма тоже можно определить по фактуре пуговицы.

 — О чем может рассказать деревянная пуговица?

 — Она характерна для спортивного стиля, стальная и медная — для клубного костюма.

 — А с золотыми пуговицами у вас одежду заказывали?

 — Из чистого золота! Такие заказы поступали от клубов — сигарного, футбольного. Причем такие пуговицы были на костюме не только президента клуба, а на всех 30-40 костюмах членов клуба.

 — Михаил Львович, правда, что некоторые депутаты покупали у вас костюмы и меняли на них бирки на импортные?

 — Так было не раз (смеется). Некоторые депутаты рассказывали, что, когда «идут в народ», надевают костюм поскромнее, а в своей среде, наоборот, — подороже. Случаются и курьезы. Некоторые слышали, что высший пилотаж — костюм ручной работы, но понятия не имеют, что это. А костюмы отличаются от обычных тем, что немного морщат — по лацкану края борта, еще в некоторых местах. Те же, кто не разбирается, считают, что это… брак.

И вот как-то одному из наших политиков привезли из-за границы такой костюм. А он прислал его мне с просьбой… исправить. Я посмотрел и объяснил, что это не изъян, напротив, очень качественная работа. Тогда он сказал: «Знаешь что, забери этот костюм на продажу, а мне сделай, пожалуйста, «нормальный». Я повесил костюм в своем магазине и думал продать за 300 долларов, хотя его цена была около пяти тысяч долларов. Продавал три месяца! Еле уговорил одного клиента купить…

Во всем мире для первых лиц государства недопустимо носить официальные импортные костюмы
(Михаил Горбачев и Рональд Рейган на саммите в Женеве. 1985 год)

2474

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів