ПОИСК
Україна

«Даже немцы в войну не всегда наносили такой урон, как бизнесмены, которые теперь ищут фашистский танк «Тигр»

15:16 22 листопада 2010
В Житомирской области в селе Дубовик вооруженные мощной землеройной техникой люди уже почти два месяца пытаются найти военный раритет. Из-за этого они разрушили единственную дорогу, связывающую с райцентром более десяти сел

Живописная местность возле села Дубовик Радомышльского района напоминает поле боя. Пруд спущен. На месте проходящей рядом автотрассы Потиевка-Радомышль зияет огромный котлован, в котором урчит экскаватор, копошатся люди с насосами. Рядом дежурят армейские тягачи, танковый трейлер. Везде — горы ила, песка и глины, словно после бомбежки.

В ноябре-декабре 1943 года здесь, на дальних подступах к Киеву, шли тяжелые бои. Об этом нынче напоминают братские могилы в каждом селе, танк-памятник в соседних Заньках и звон колоколов местной церкви, сделанных более 60 лет назад из корпуса авиабомбы и снарядных гильз.

Тогда была война, немцы пришли. За что же местные жители страдают теперь?

«Из-за трагедии под Житомиром генерал Ватутин не стал маршалом и Героем»

В редакции раздалось несколько телефонных звонков из Житомирской области: единственная дорога, связывающая более десятка сел района с райцентром, уже почти два месяца разрушена. Позвонила в «ФАКТЫ» и депутат райсовета, художественный руководитель Потиевского Дома культуры Наталья Бадюк. Она рассказала, что теперь людям, едущим из Будиловки, Замир, Гуты Потиевской и других самых отдаленных сел в Радомышль или назад, приходится делать пересадку под Дубовиком, причем надо идти пешком солидное расстояние от места высадки до места, где их должен ждать другой автобус. Пожилые люди могут и не успеть.

РЕКЛАМА

Как в таких условиях выживать диабетикам, онкологическим и прочим больным, получающим лекарства в райцентре? А что делать скорой помощи или транспорту, доставляющему хлеб и другие скоропортящиеся продукты питания?

Можно ездить, делая многокилометровый крюк или по разбитым проселочным дорогам. Местность здесь болотистая. Не зря даже танк утонул.

РЕКЛАМА

Просто чудо, сообщили «ФАКТАМ» в центральной районной больнице, что за это время никому из сел отрезанного региона не понадобилась экстренная медицинская помощь.

Но после того как поисковики спустили пруд в Дубовике, у жителей этого села, оказавшегося в эпицентре «танковой атаки», в криницах пропала вода. «Даже немцы в войну не всегда наносили такой урон, как нанесли нам эти поисковики», — говорят возмущенные сельчане.

РЕКЛАМА

В конце 1943 года в этих местах шли страшные бои. Через неделю после освобождения Киева советские войска взяли Житомир. Но фашисты сумели скрытно собрать в районе Бердичева мощный танковый кулак и нанесли внезапный контрудар. Нашим пришлось оставить Житомир и другие города. Старожилы рассказывали, что после войны поля на линии Чоповичи-Потиевка- Заньки-Брусилов-Фастов были усеяны подбитыми танками. Здесь шли бои, сопоставимые с битвой под Прохоровкой.

Нависла угроза над столицей Украины! Сын маршала Советского Союза Константина Рокоссовского рассказывал «ФАКТАМ», что, узнав о трагедии под Житомиром, Сталин порвал уже подписанные Указы о присвоении генералу армии Николаю Ватутину за освобождение Киева званий маршала и Героя Советского Союза и срочно прислал в штаб Первого Украинского фронта для исправления ситуации генерала Рокоссовского.

В начале декабря на железнодорожной станции Турчинка (ныне поселок Новая Боровая) Житомирской области выгрузилась немецкая танковая дивизия СС «Адольф Гитлер», прибывшая из Италии. На вооружении элитного соединения были средние танки Т-IV и тяжелые Т-VI «Тигр». Они дошли до Потиевки и рвались на Киев. Один из «тигров», поговаривают, свалился с небольшого моста в Дубовике, и со временем плывуны засосали его на глубину метров десяти.

В наше время такой танк ценен не только как интересный исторический экспонат. На Западе, говорят знающие люди, за «Тигр» можно выручить около миллиона евро или больше.

До 1944 года «Тигр» был сильнейшим танком мира. Созданный в противовес советскому тяжелому танку КВ, он имел мощную 88-миллиметровую пушку с хорошей оптикой, толстую броню, прекрасную радиостанцию. Наносил большой урон английским и американским танкам. Поражал с двух километров и советские «тридцатьчетверки», которые выигрывали бой с ним только за счет внезапности, скорости и маневренности.

Однако и стоил «Тигр» немало — 800 тысяч рейхсмарок (месячная зарплата примерно семи тысяч(!) рабочих). Всего за годы войны их было изготовлено 1354, не так уж и много. Сегодня найти «Тигр», считают специалисты, — большая удача.

Скоро исполнится два месяца, как поисковики пытаются докопаться до цели. Говорят, один час работы экскаватора стоит около 400 гривен. Местные жители рассказали, что за работой «официальных копателей» круглосуточно наблюдают их конкуренты, которые пару лет назад поблизости от пруда купили даже старую хату поблизости от пруда. И якобы готовы вступить в бой за добычу.

«Если подскажете, где есть еще такой танк, заплачу три тысячи евро только за информацию»

Поисковики на контакт идут неохотно. Руководитель фирмы Екатерина Гончар, которой мы позвонили в Николаев, сначала выразила желание пообщаться с «ФАКТАМИ» и попросила перезвонить через десять минут. Но после нашего повторного звонка и вопросов, чем занимается фирма, откуда узнали о танке в Дубовике, настроение у Екатерины Савельевны, похоже, испортилось, и она поспешила завершить разговор:

 — Это наша коммерческая тайна, длительная работа, огромный труд. Думаете, нам сорока на хвостике принесла? Как дела с танком, вы знаете. Поедьте, увидите. Все, спасибо. До свидания!

Как сообщили нам в Радомышльской райгосадминистрации, основные виды деятельности этой фирмы — организация строительства объектов недвижимости, покупка-продажа недвижимости, оптовая торговля стройматериалами, посредничество в торговле пищевыми продуктами и табачными изделиями и оптовая торговля оными.

Мы, разумеется, поехали в Дубовик.

 — Поиск техники времен войны довольно прибыльное дело, — говорит мужчина в сапогах и полувоенной форме, назвавшийся Валентином.  — Несколько лет назад нам удалось поднять из болота советский Т-34. Работы тогда тоже были весьма трудоемкими. Стоит советский танк не так дорого. А здесь настоящий клад.

Если подскажете место нахождения еще одного такого танка, я заплачу за достоверную информацию три тысячи евро. Не имеет значения, в каком месте находится танк. Из водоема, конечно, очень трудно доставать. К примеру, здесь мы попали на родник. Не успеваем выкачивать воду. Не рассчитывали, что работы настолько затянутся. Топь.

 — Кто заказчик работ? Или вы делаете это из патриотических побуждений?

 — К сожалению, у меня нет столько денег, чтобы ради патриотизма. Мне заплатили за то, чтобы найти танк и достать его на поверхность. А еще за то, чтобы помалкивал. Куда «Тигр» отправится потом, мне не известно, да и не нужно этого знать. Может быть, в… районный музей (смеется).

Руководитель работ молодая женщина Юлия (фамилию просила не называть, боится конкурентов) сообщила «ФАКТАМ», что у фирмы имеется разрешение Государственной службы культурного наследия Украины. Документ утвержден в Киеве, согласован с областной, районной госадминистрациями и сельсоветом. Об этом знают также СБУ, МЧС и МВД Украины.

Селу, кроме восстановления моста и дороги, фирма обязуется помочь с проведением газа. Если экспедиция закончится благополучно, то сельскому совету будут перечислены 100 тысяч гривен. Эта сумма может увеличиться. Чтобы ускорить поиск, работы ведутся круглосуточно.

 — Куда потом отправится танк?

 — Ведем переговоры с музеями, зарубежными в том числе, — продол-жает Юлия.   Дело в том, что далеко не каждый музей может себе позволить такой роскошный экспонат, как немецкий «Тигр». Войдите в наше положение. Мы вкладываем большие деньги в поиски, чтобы собрать необходимые документы, поднять танк. Конечно же, мы заинтересованы на нем заработать. Возможно, его купит немецкий музей или частный коллекционер. Желающих приобрести такой дорогой раритет достаточно.

 — Но недавно Президент подписал указ относительно раритетов, которые находятся в земле. Теперь вывезти «Тигр» за пределы страны будет крайне сложно?

 — Я не знаю, как они будут это делать. Надеюсь, что все будет проходить законно. Для этого уведомлены все специальные службы.

 — Мы единственные, у кого есть разрешительные документы на проведение раскопок, — продолжает Юлия.  — Естественно, это не всем нравится. Наши конкуренты пытаются отбить у нас это место. Во избежание эксцессов здесь дежурит милиция.

 — Сколько стоит такой танк и какой процент от сделки получит ваше предприятие?

 — Не скажу. Танк еще не поднят. Однако спешу всех заверить, что мы работаем честно и законно. Поэтому и наше предприятие, и государство получат все, что положено. Таких танков, по официальным данным, сегодня в мире сохранилось, по меньшей мере, шесть. По одному немецкому «Тигру» — в музеях Великобритании и США, два — во французских музеях. В России — столько же.

Сколько «тигров» находится у частных коллекционеров, не известно. Как рассказали «ФАКТАМ» знакомые военные специалисты, на Западе нынче в моде коллекционирование старой боевой техники. Из-за этого резко подскочил спрос на оригинальные самолеты, танки, самоходки времен Первой и Второй мировых войн.

«Черные археологи» тоже готовы заплатить огромные деньги только за информацию о местонахождении раритета. В «перспективных» местах действуют сразу несколько групп «черных копателей» и официальных поисковиков, готовых работать под заказ. О найденных боевых машинах они сообщают небедным заказчикам, которые организуют извлечение самолета или танка из воды или болотной трясины. В мастерских раритетная техника стоимостью миллионы евро очищается от грязи и ржавчины, разбирается на части. А потом переправляется за границу под видом… металлолома.

Согласно данным некоторых изданий, сегодня за более или менее целого «Тигра» на аукционе можно выручить до десяти миллионов евро! За наши Т-34, КВ и ИС платят гораздо скромнее — 10-15 тысяч евро. Цену сбивают бывшие соцстраны и развивающиеся государства, в которых на складах хранится множество советской техники.

 — В последние годы у нас появилась еще одна головная боль, нас уже волнует даже не столько этот «Тигр», — говорит Татьяна Шпак, председатель Заньковского сельсовета, к которому относится и Дубовик.  — В центре села Заньки на постаменте возвышается советский тяжелый танк ИС (»Иосиф Сталин»). Это памятник Героям Советского Союза командиру Т-34 из гвардейского Кантемировского танкового корпуса 19-летнему младшему лейтенанту Василию Ермолаеву и механику-водителю Андрею Тимофееву, которые в ночь на 7 декабря 1943 года подбили четыре средних вражеских танка, на рассвете вступили в бой с тремя «тиграми» и два из них подбили. Третий поджег их, но они его таранили. Через сорок лет после Победы даже списанных «тридцатьчетверок» для памятника у кантемировцев не оказалось, и они подарили селу списанный ИС. Теперь и его у нас хотят отобрать! Бывшую колхозную землю и общественный скот забрали. Нас и наших потомков хотят лишить еще и исторической памяти!

За ИС еще лет пять назад приехавший в село американец предлагал миллион гривен. Этих денег хватило бы, чтобы газифицировать наше село. Но сход села решил, что память не продается. А в конце августа к нам приехал якобы офицер из Министерства обороны Украины. И показал письмо, в котором говорится, что наш ИС надо забрать, потому что он якобы подлежит демилитаризации, то есть приведению в небоевое состояние. Прошу у него это письмо, чтобы сделать ксерокопию для нас. А он: «Это военная тайна!» Ну я ему и показала «военную тайну». Чуть фуражку не потерял. Если у украинских военных хватит ума забрать наш памятник, мы будем вынуждены жаловаться в Россию, командованию Кантемировской дивизии и Вооруженных Сил России, пойдем на международный скандал.

Другая фирма предлагает: «Мы вместо ИСа «тридцатьчетверку» поставим и благоустроим село. Вам без разницы, что там будет стоять». А ИС довольно редкий танк. Для нас есть разница! ИС — это подарок кантемировцев!

Как сообщили «ФАКТАМ» в пресс-службе Министерства обороны Украины, танк ИС снят с вооружения в Советской Армии еще в 50-е годы прошлого столетия. Чтобы провести демилитаризацию боевой машины, ее вовсе не надо куда-либо увозить. И принимать решение о демилитаризации должно Министерство обороны по согласованию с областной госадминистрацией, выезжать на место должна комиссия специалистов, безо всяких военных тайн.

Несколько лет назад руководство государства поставило перед военными задачу найти танк Т-34 для участия в парадах в честь Дня Победы. Специалисты, обследовавшие чуть ли не все памятники, пришли к выводу, что наиболее годится для восстановления танк, стоящий на постаменте в селе Гатное под Киевом.

Представители власти никакой «военной тайны» из проблемы не делали, собрали сход села, объяснили, для какой цели нужен их танк, пообещали взамен поставить на постамент другую «тридцатьчетверку». И только заручившись согласием жителей, произвели замену.

Так что в Заньки, скорее всего, приезжал не представитель Министерства обороны, а человек, пытающийся обойти закон.

 — Мы считаем, что наши места имеют уникальную, очень богатую, интересную историю, — говорит бывший председатель районного совета ветеранов, он же бывший командир партизанского отряда из соединения генерала Наумова, заслуженный учитель Украины Петр Жудра.  — Здесь поздней осенью 1943-го проходила оборона на дальних подступах столицы Украины! Сюда, а не только в столичные музеи, надо прокладывать туристические маршруты. Поэтому и «Тигр», и ИС, и все, что будет найдено в нашей земле, должно оставаться в нашем районе — в музее или на открытых экспозициях на местах боев. Украину и так разграбили. В годы войны, когда партизаны взрывали мосты и портили дороги, фашисты вешали наших товарищей. Кто ответит за нынешние безобразия и мучения людей?

 — Я выезжал в Дубовик вместе с районными прокурором и начальником милиции, — сказал «ФАКТАМ» председатель Радомышльской райгосадминистрации Игорь Харитончук.  — У поисковиков есть разрешительные документы. Все законно. Единственное, как инженер-гидротехник скажу, что технология работ у них неправильная. Поисковики рассчитывали управиться за пару дней. Но работы, как видите, затянулись. Это, конечно, плохо. Люди страдают.

К сожалению, на проведение таких работ у государства денег нет. Ими занимаются частные фирмы, которые, наверное, должны заключать договор с музеями, а те уже реализуют и потом рассчитываются с ними. Сами они вряд ли могут реализовать старую боевую технику — это культурное наследие.

Приходилось слышать, что «тигры» нередко были именными танками — строились на деньги богатых немцев для своих родственников. И теперь становятся реликвиями для потомков. Говорят, что из Америки приезжал внук или правнук немецкого танкиста и хотел, чтобы ему достали этот танк. Поговаривают даже, что на нем якобы удирали от советских войск фашистские полковники — с чемоданами, набитыми драгоценностями, золотом, зубными коронками, награбленными у советских граждан. Эта легенда (думаю, в сорок третьем грабить было уже нечего) только усиливает ажиотаж.

Нам самим уже надоела эта история. Иногда мне кажется, что в Дубовике никакого танка нет. Хотя знаю, что немцы народ педантичный, они документировали каждую могилу солдата, каждую единицу боевой техники, которую не смогли забрать с поля боя.

Постоянно держим эти работы на контроле. Будем следить, чтобы фирма выполнила свои обещания и в первую очередь восстановила дорогу.

5841

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів