Події

От пепла исландского вулкана Украину пока спасают ветры с Черного моря и Балкан

0:00 17 квітня 2010
По мнению специалистов Гидрометцентра, облака частиц, выброшенных извержением вулкана в Исландии, не дойдут до нашей страны

- К счастью, облака частиц, выброшенных в атмосферу извержением вулкана в Исландии, до Украины не долетели, и нет оснований полагать, что они вообще окажутся над территорией нашей страны, — заявила «ФАКТАМ» синоптик Украинского гидрометцентра Зоя Олейник.  — Пепел летает над Северной Европой — Швецией, Норвегией, Финляндией, странами Прибалтики, северо-западной частью России. Его шлейф также распространился над Великобританией, Бельгией, Голландией, зафиксирован в районе Парижа. Ветры в том регионе ныне дуют на запад, так что пепел будет сносить в этом направлении. А на Украину устремятся воздушные массы другого региона — Черного моря и Балкан.

Как заявил «ФАКТАМ» заместитель директора Института геофизики НАН Украины Александр Кендзера, одним из наиболее опасных ныне на Земле вулканов является Кракатау в Индонезии. Самое масштабное его извержение в обозримом прошлом произошло в 1883 году. Тогда из жерла Кракатау изверглось 25 кубических километров камней и пепла. Все это сопровождалось самым громким из когда-либо зафиксированных в природе звуков. Его слышали, например, в австралийском городе Перт, расположенном в 3100 километрах от вулкана. Ударная волна прокатилась вокруг планеты семь раз и регистрировалась в течение пяти дней. Тогда было уничтожено около 162 населенных пунктов, погибло 36,5 тысячи человек. В последний раз извержение Кракатау происходило в 1994 году.

Один из самых живописных островов Греции Санторини — не что иное, как результат мощнейшего извержения вулкана, которое произошло около 3500 лет назад. Тамошний вулкан активен. В последний раз он просыпался в 1950 году, вызвав сильное землетрясение.

На территории Украины прежде существовали действующие вулканы. Их потухшие кратеры находятся возле курорта Шаяны в Карпатах и в Крыму в районе Кара-Дага. Ученые Института геологических наук НАН Украины обнаружили также семь кратеров от гигантских космических тел, некогда упавших на территорию нашей страны.

Самый крупный «украинский» астероид — оставленный им кратер назвали Болтышским — рухнул несколько десятков миллионов лет назад на границе нынешних Кировоградской и Черкасской областей. На этом месте ныне расположен городок Александровка Кировоградской области. По размерам эта глыба могла достигать двух с половиной километров в диаметре.

- Этот астероид вызвал региональную катастрофу, как и равный ему по размерам Рисский, рухнувший на территорию современной Германии 14,7 миллиона лет назад, — рассказывает старший научный сотрудник Института геологических наук доктор геолого-минералогических наук профессор Евгений Гуров.  — Следы «кировоградского» астероида обнаружили на огромной территории Украины. Осколки, по расчетам, разлетелись на сотни километров — до нынешних Николаева и Киева. Удар раскалил грунт до температуры 2-2,5 тысячи градусов, породы расплавились. Для сравнения: в недрах Земли температура магмы немногим более тысячи градусов.

В стратосферу поднялось гигантское облако пыли и осколков, из него выпали в непосредственной близости от кратера камни диаметром до десяти метров! Облако было раскаленным. Мы находили любопытные образцы так называемых бомб — спекшихся комков пыли размером с дорожный булыжник, которые во время падения на Землю были мягкими, как горячий асфальт, и на них остались вмятины от удара о грунт. Выпадение раскаленных частиц вызвало пожары на огромной территории. Пыль на долгие месяцы закрыла Солнце, и над половиной нынешней Украины на много недель воцарилась зима, подобная той, что называют ядерной. Сразу после падения астероида начались сильнейший ураган и разрушительнейшее землетрясение силой девять баллов по 12-балльной шкале Меркалли.

Этот болид упал примерно в то же время, что и самый разрушительный из известных науке — астероид диаметром до десяти километров, рухнувший на полуостров Юкатан в Мексике. Поднятая этим астероидом пыль закрыла от Солнца на долгие месяцы всю Землю. В ту «зиму» на планете вымерла почти половина видов живых организмов, в том числе динозавры. Видимо, тогда был пик столкновений Земли с крупными космическими телами.