ПОИСК
Життєві історії

«После того как раздался выстрел, мне сообщили, что капитана расстреляли, а я — следующий»

17:02 17 січня 2011
Уйдя в рейс восьмого апреля прошлого года на четыре месяца, старший механик танкера Олег Дереглазов вернулся домой лишь 11 января этого года, пробыв в плену у сомалийских пиратов 235(!) дней

Мариупольский моряк уже дважды смотрел в глаза смерти: 15 лет назад Олег Дереглазов месяц пробыл на судне, попавшем в плен к пиратам в акватории Сингапура, а в прошлом году восемь месяцев находился в плену у сомалийских морских разбойников.

«Рыбаки с захваченных пиратами барж рассказывали, что у них на борту уже есть убитые»

 — За все восемь месяцев плена пираты лишь раз дали мужу позвонить домой — в его день рождения, 16 мая, — рассказывает Светлана, супруга Олега Дереглазова, наконец-то вернувшегося домой.

Вместо четырех оговоренных в контракте месяцев Олег пробыл в рейсе целых девять. Восемь из них — в плену. Старший механик танкера Marida Marguerite, принадлежащего одной из немецких компаний и работающего под флагом Маршалловых островов, попал в плен вместе со всей командой восьмого мая прошлого года. По иронии судьбы, за три часа до захвата судна он позвонил жене и сказал, что у него все в порядке. А уже вечером мама Олега узнала из теленовостей, что судно, на котором шел сын, захвачено пиратами. Почти до самого Нового года новости об Олеге приходили его родным через Одесскую крюинговую компанию (кадровое агентство, где нанимался на работу моряк), которая поддерживала связь с немецкими судовладельцами. Вновь поговорить с моряком его близкие смогли лишь после освобождения танкера — 28 декабря. Услышав в трубке: «Привет, Суслик», жена моряка расплакалась. На другом конце провода плакал ее муж.

РЕКЛАМА

* На мостике команда из 22-х человек прожила восемь месяцев (крайний справа — Олег Дереглазов)

Олег знал, что их пароходу придется проходить международный транзитный коридор, где орудуют сомалийские пираты. Но надеялся, что они как-то проскочат. В акватории, где «водятся» корсары, не рекомендуется заходить судам, у которых высота надводного борта менее шести метров, а борт танкера Marida Marguerite возвышался над водой всего на два с половиной метра. Шестеро вооруженных автоматами и гранатометами пиратов, подскочивших к судну на быстроходных ботах, постреливая на ходу, мгновенно взобрались на борт танкера, который находился в трех сутках морского пути от берегов Сомали и всего в четырех часах хода от встречи с конвойным кораблем НАТО!

РЕКЛАМА

 — Мы послали сигнал «SOS» натовскому патрулю, появившемуся в поле зрения захваченного танкера, — вспоминает Олег Дереглазов.  — Но это было уже бесполезно: пираты прикрывались нами, как живыми щитами, приставляя дула автоматов к нашим головам. Они веселились, понимая, что американские морпехи им ничего не сделают: военные никогда не пойдут на штурм, если есть риск для жизни заложников.

А риск был. В акватории Сомали, куда захватчики пригнали танкер, украинские пленники насчитали еще семь крупных пароходов, где орудовали пираты. Между судами сновали рыболовецкие буксиры и баржи, на которых морские разбойники также установили свою власть. Рыбаки, родом преимущественно из Тихоокеанского региона (из Тайваня, Гонконга, Китая), исполняли роль курьеров. По команде пиратов они на своих маневренных суденышках перевозили с одного крупного судна на другое продукты, топливо или награбленное имущество — на обмен.

РЕКЛАМА

 — Подходившие к нам на баржах, захваченных пиратами, моряки рассказывали, что у них на борту уже есть убитые, — говорит Олег.  — Один из плененных тайваньских рыбаков сообщил мне: «У нас на судне два трупа в холодильнике. Пираты убили четверых членов команды. Но у нас морозильник маленький, поэтому двоих убитых нам пришлось похоронить прямо в море».

«Нам привезут воду, продукты и топливо с берега, а вы хоть все тут сдыхайте!»

По словам Олега, в «гавани захваченных кораблей» между шайками пиратов наблюдалась как корпоративная солидарность, так и вражда. Банда, захватившая их танкер, ночи напролет жевала бодрящую наркотическую травку, чтобы оставаться начеку. Бандиты опасались, что «братья по оружию» с других захваченных судов поднимутся к ним на борт до прибытия собственной команды мародеров. Когда танкер стал на прикол в водах Сомали, на него с берега полезли многочисленные родственники оккупантов — более 160(!) жителей рыбацкой деревни Драт (это в тысяче километров от Могадишо, столицы Сомали). Родня бандитов утащила все: от личных вещей моряков до спасательного снаряжения. Разграбленному танкеру пришлось бы трудно в случае какого-нибудь ЧП. А аврал мог случиться в любую минуту.

 — Эти дикари стреляли и курили на палубе нашего танкера, который перевозил высокооктановый бензин и касторовое масло, — говорит собеседник.  — Узнав о нашем дорогом грузе, пираты потребовали у судовладельца выкуп в 15 миллионов долларов. Немцы совершили настоящий подвиг, сбив цену почти втрое — можно сказать, до установившегося «стандарта»: в среднем за каждое крупное судно сомалийские пираты нынче выручают три-шесть миллионов долларов. Цены они всегда поначалу ломят космические: в 2006-м за японский супертанкер, например, сомалийцы требовали 90 миллионов долларов выкупа, но потом удовлетворились и девятью миллионами. Пообщавшись с этими безграмотными туземцами, я понял, что они вообще не представляют, сколько нулей в миллионе. Но не отступают, пока не получат свое.

* Супруги Дереглазовы: «Наши домашние животные и то благороднее, чем пираты»

Пираты, по словам моряка, готовы были держать танкер годами: «Нам все равно, если кончится вода или топливо — мы не отпустим вас, пока не получим выкуп. Это вы будете умирать, а мы будем ждать. Нам привезут воду, продукты и топливо с берега, а вы хоть все тут сдыхайте!» — угрожали захватчики.

 — Это не люди и даже не звери — мои домашние животные и то благороднее, — говорит Олег, поглаживая свою старенькую преданную таксу.  — Мне и капитану-индусу (19 из 22 членов экипажа на судне были индусы.  — Авт. ) как представителям судовладельца доставались особо изощренные пытки. В сентябре на судне действительно кончились и еда, и топливо, и вода. И тогда нас стали истязать. Я, единственный в команде европеец, да к тому же «неверный» — христианин, был у мусульман-сомалийцев на особом счету — главный враг.

Пираты выставляли старшего механика при 35-градусной жаре на палубу, где он должен был под палящим солнцем простоять в позе ласточки (для «устойчивости» пираты склеивали украинцу конечности скотчем) шесть часов утром и шесть часов вечером. Или загоняли в одних трусах в морозильную камеру, где температура была минус 17 градусов.

 — Меня держали в морозилке по 40 минут, а услышав, что я там прыгаю, чтобы согреться, пираты подвесили меня в холодильнике на «дыбу», — рассказывает моряк.  — Ежедневно, специально для натовских военных, чьи корабли «дежурили» на почтительном расстоянии от танкера, меня показательно водили на казнь: с пакетом на голове ставили на палубе и стреляли в мою сторону. Они наказывали меня за то, что я, по их мнению, скрывал от них запасы топлива и воды. А один раз мне грозили отрезать голову: вывели на палубу, где разбойник точил огромный нож. Поставили на колени, запрокинули голову и провели тупой стороной ножа по горлу. Я все это сносил. Пираты, пытая меня, удивлялись: «Почему ты не плачешь?» А я отвечал: «Вы не увидите моих слез». Знал, что нужен им живым: я же отвечаю за сердце судна — машинное отделение!

Уразумев, что стойкого стармеха им не сломить, пираты решили взять украинца на испуг. Они опустили Олега с пакетом на голове за борт, удерживая его за одну ногу. С другого борта танкера таким же образом спустили капитана и выстрелили.

 — После того как раздался выстрел, мне сообщили, что капитана расстреляли, а я — следующий, — от этих слов Олега у меня бегут мурашки по коже.  — Потом они целый месяц прятали его в каюте, убеждая меня в том, что кэп мертв и что я просто обязан вытребовать у представителей судовладельца доставку на судно топлива и воды, а также поторопить их с выкупом. Но я догадывался, что врут.

«Больше суток пираты делили выкуп, выдавая «зарплату» своим «бригадирам»

В конце концов пираты, обыскав все судно, убедились, что топлива нет и привозить его судовладелец не собирается. Отсутствие топлива и воды — это коллапс для судна: не работает двигатель — значит, нет электричества, нет связи, не работают кондиционеры. В общем, пришлось бандитам самостоятельно организовать доставку топлива, воды и продуктов с берега.

- Пока они прятали капитана, на связь с судовладельцем должен был выходить я, — вспоминает Олег Дереглазов.  — Утром они меня пытали, а вечером приносили все, что ни попрошу — и чай, и кофе, и сигареты, — только бы я по спутниковой связи описал агентам судовладельца мучения команды и передал инструкции пиратов, теряющих терпение.

Остальных членов экипажа — индусов, по словам Олега, пираты мучили не так сильно, как администрацию — капитана, его помощника и старшего механика. Хотя условия проживания в плену были для всех одинаковы: всю команду держали на мостике — в одном небольшом помещении, где каждый и ел, и спал на одном и том же одеяле, одетый в то, в чем его захватили: в шорты или рабочий комбинезон. В памяти фотоаппарата Олега Дереглазова остались уникальные кадры о жизни плененной команды. Эти снимки были сделаны случайно, когда захватчики забавлялись с фотоаппаратом механика.

Наступил момент, когда пираты съели все судовые запасы провианта, и пленники вынуждены были перейти на их рацион — рис и козлятину. Притом коз туземцы доставляли на борт живьем и резали прямо на палубе. Вернувшись в Мариуполь, Олег первым делом заявил: «Хочу много вареной колбасы, борща, кваса и украинского пива, а рис уберите с глаз моих долой!» Родные накормили моряка главным зимним праздничным яством — салатом оливье. Все остальные заказанные главой семьи «лакомства» на столе, разумеется, тоже были.

На 234-й день плена к морякам наконец-то пришло спасение: немецкая компания уплатила выкуп в сумме 5,5 миллиона долларов. Но, даже получив выкуп, который сбросили на палубу танкера с самолета, пираты еще более суток не покидали судно: они делили деньги, выдавая «зарплату» своим «бригадирам», которые подгребали на легких лодках к борту захваченного танкера. И только потом некий Халиф Дахир, назвавший себя предводителем группировки, захватившей танкер, сделал официальное заявление: «Мы получили деньги. Наши люди покидают судно».

 — Когда я уходил в плавание, детеныш нашей таксы был месячным щенком, теперь это уже взрослый пес, — замечает Олег, говоря о том, что вскоре снова выйдет в море.  — Но что поделаешь, раз уж я выбрал этот путь. Мой отец был капитаном дальнего плавания, я уже 25 лет хожу в рейсы, и мой зять готовится стать моряком. Я понимаю, что снова могу встретиться с пиратами.

Оказывается, 15 лет назад мариуполец уже побывал в плену! У берегов Сингапура судно, на котором он шел, захватили местные разбойники — малайзийцы. Оккупанты под угрозой оружия заставили экипаж гнать пароход к берегам Австралии, где они хотели продать груз и судно — выкуп их не интересовал.

 — Экипаж они планировали убить, но, к счастью, при захвате мы успели послать сигнал «SOS», и натовский корабль его запеленговал, — вспоминает моряк.  — Военные патрули месяц шли за нами, пока не догнали. Увидев на радарах погоню, пираты попрыгали в свои лодки, привязанные к борту парохода, и пустились наутек.

По словам Олега, теперь ходить у берегов Сингапура и Австралии уже не так опасно: лет десять назад все государства островов Юго-Восточной Азии объединились в борьбе с морским пиратством, приняли соответствующие законы, и с этой проблемой там было покончено.

 — Вот в Сомали пока, похоже, не видят или не хотят видеть решения этой проблемы, — рассуждает собеседник.  — Никакие международные соглашения там не действуют. По подсчетам Интерпола, на сегодня в акватории Сомали находится 26 захваченных пароходов примерно с 600 моряками на борту. Есть среди них и украинцы.

1717

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів