«Человек встал, оделся и ушел, как зомби…», — говорит жена гитариста «ВИА Гра» Владимира Шабалтаса, бесследно исчезнувшего в Киеве полгода назад
Информация о том, что бесследно исчез известный джазовый гитарист Владимир Шабалтас, потрясла всех его друзей. 40-летний преподаватель столичного Института музыки имени Глиэра, гитарист одной из лучших джазовых групп «Схiд-Side» (последние пять лет играл в группе «ВИА Гра») ранним утром 11 августа 2010 года ушел из дому и не вернулся.
— Меня в милиции спрашивали: «Как вы думаете, куда он мог пойти?» — говорит жена Владимира Наташа. — Отвечаю: «Не было ни дня, вот уже полгода, чтобы я об этом не думала » Такое ощущение, что ночью ему поступил какой-то сигнал. Человек встал, оделся и ушел, как зомби
«Муж крутился как белка в колесе, чтобы рассчитаться с кредитом за квартиру. Какой смысл ему было уходить из жизни?»
Еще задолго до случившегося друзья и близкие музыканта заметили, что Владимир стал впадать в депрессию.
— Он просто закрылся в себе, хотя всегда был очень позитивным человеком, — объясняет продюсер фестиваля «Джаз Коло», бас-гитарист группы «ВИА Гра» Игорь Закус. — А тут на гастролях и дома, в компаниях вдруг стал отстраняться, сидел в задумчивости. Я его спрашивал: «Володя, что-то с семьей?» Он отвечал: «Все в порядке!» — «Может, проблемы со здоровьем?» — «Все хорошо!» Я видел: его что-то угнетало. Но в душу к человеку ведь не залезешь.
— Володя очень легкий по характеру человек, — рассказывает жена Владимира Наташа. — Все время что-то придумывал. Чудесно готовил, и тут не обходилось без шуток. Однажды на пикнике сложил из охотничьих колбасок слово «ВОВА» и запек Но в последнее время я стала замечать: он перестал шутить в своей обычной грубоватой манере, а стал каким-то особенно задумчивым и нежным.
Даже дочка Аня, а она папу с детства называла Вовой, сказала: «Вова какой-то чересчур заботливый и ласковый. Перестал меня ругать »
Появилось у него и какое-то безразличие к одежде. Мне потом говорили: «Может, надо было как-то поговорить с мужем, вывести его на откровенный разговор, расспросить, что его тревожит». Но муж не лежал, упершись взглядом в потолок! Жил. Занимался с учениками. Мы гуляли по вечерам. Он с удовольствием помогал по хозяйству. А в том, что творческий человек иногда впадает в депрессию, ничего удивительного не было.
Несмотря на ранимость, он был сильным человеком. В 2005 году заболела раком моя мама, я ее забрала из Харькова в Киев, и она умирала на наших глазах. Были и такие тяжелые моменты. Но мы с мужем их прошли. Во многом благодаря его стойкости и поддержке.
- А не могли мужа тяготить какие-то финансовые обязательства? Настолько, чтобы он решил уйти из жизни?
— У нас были долги. Зимой 2008 года мы купили в Дарнице двухкомнатную хрущевку в кредит за 105 тысяч долларов. Сроком на 23 года. Мы ведь с Володей оба харьковчане. Познакомились, когда нам было по 16 лет в лагере комсомольского актива. Поженились. Родилась дочка.
Это были тяжелые времена. Перестройка. Безденежье. Володя преподавал в консерватории. Я медик, писала кандидатскую. Муж организовал джазовую группу «Схiд-Side» и гастролировал с ней по Украине и за рубежом. Потом группа перебралась в Киев. Сначала без семей: ребята сняли трехкомнатную квартиру. Позже приехали жены и дети.
Мы пять лет арендовали квартиру в Киеве. Наконец, купили жилье в кредит. Вова страшно терзался, не спал: «Сможем ли выплатить такую огромную сумму?» Ведь мы брали в кредит 80 тысяч долларов. (Сегодня Наталья, начальник отделения эндокринологии Центрального госпиталя МВД Украины, пытается справиться с кредитом сама. — Авт. )
- Много вам еще оставалось выплатить по кредиту?
— 58 тысяч долларов. Но это не могло быть причиной исчезновения мужа! Вова много работал: преподавал, гастролировал с группой «ВИА Гра», создал собственный джазовый квартет и в конце лета планировал записать альбом. Плюс ко всему давал частные уроки. Его ценили как преподавателя и композитора. У него был дар. Писал эстрадные песни. Крутился как белка в колесе, чтобы рассчитаться с кредитом. Выплаты мы делали регулярно. Какой смысл уходить из жизни?!
«Вова не взял ни ключей от квартиры, ни мобильного телефона, ни кошелька с документами»
— Одиннадцатого августа мы собрались праздновать 19-летие дочки Ани, — продолжает Наталья. — Тогда же должны были встретить маму Вовы с харьковского поезда (она собиралась во время отпуска пожить в нашей квартире) и уехать на следующий день всей семьей на море. Дочери друзья подарили сарафан, и мы в шутку начали его все мерить. Вова тоже померил и пошутил: «Нет. Я не буду его носить, у меня каблуков нет». Он то веселился, то сидел, задумавшись.
- В тот вечер ему кто-то звонил?
— Все звонки были деловыми. Он при мне разговаривал с директором «ВИА Гры» и радовался, что есть возможность уехать с семьей на целых десять дней отдохнуть.
Часов до 12 ночи я стирала. Легла спать. Проснулась рано утром и первым делом посмотрела на электронные часы. Других у нас в доме не было: Вова, с его чувством ритма, говорил, что часы «неровно тикают», поэтому даже в гостях у мамы останавливал механические часы.
Электронное табло показывало 5. 22. Мужа рядом в постели не было. Я подумала, что он решил прогуляться и заодно купить цветы дочери. Набрала его мобильный телефон, а телефон зазвонил дома. Смотрю: он не взял ключи от квартиры, а у нас кодовый замок. Кошелек с деньгами, кредитные карточки, документы тоже остались дома. Ушел без ничего, налегке. Надел лишь розовые шорты в зеленую клеточку, коричневую рубашку на заклепках с короткими рукавами и синие кожаные мокасины.
Я сразу поняла: что-то случилось. Побежала в милицию, в Днепровский РОВД. Меня начали успокаивать: «Может, он за колбасой пошел и скоро вернется. Вон один мужик так на три дня в магазин ушел. Нашли живым и невредимым!» Но мне удалось их убедить, что с Вовой случай неординарный, и дежурный следователь принял у меня заявление.
С утра начали звонить родные, поздравлять дочку. А мы не знаем, как сказать, что у нас произошло. Я попыталась успокоиться. Вспомнила, что за две недели до этого Вова звал меня поехать за город смотреть звезды. Говорил, что они там лучше видны. Я тогда отмахнулась от этой поездки. Думаю: может, он ночью пошел звезды смотреть и где-то уснул на берегу?
Мы с дочерью и ее парнем обыскали всю Русановскую набережную. Приехал бас-гитарист «ВИА Гры» Игорь Закус. Объездили с ним ближайшие поселки и парки. Игорь был настроен оптимистично: «Может, он где-то сидит, задумался? К приезду мамы вернется».
Но вечером мы поехали на вокзал встречать маму Вовы из Харькова без него. Все были в отчаянии. Обратились за помощью в частное сыскное агентство. Детективы прочесали чердаки и подвалы вокруг дома, Гидропарк, Русановскую набережную, Березняки, лес Быковни. Дежурили ночью у дома, предположив, что у человека могло что-то случиться с психикой, но дорогу домой он найдет. Тщетно. Один из психологов сказал: «Возможно, на фоне депрессии у него развился психоз, когда у человека сужается сознание только до его проблемы. Все, что раньше было важным, либо стирается, либо отходит на второй план. Такие люди могут уединиться в лесу, в горах » Я у него спросила: «Как же без денег доехать до гор?» Он сказал: «Если у таких людей есть цель, они автостопом доедут хоть на край земли».
«Рассматриваем любые версии, вплоть до того, что его кто-то держит в рабстве»
— Милиция предполагала: может, он утонул, — продолжает Наталья. — Но если бы он пошел купаться, то взял бы плавки и ключи. Тем не менее с первых дней «отрабатывались» все трупы, всплывавшие в те дни.
Рассматривалась и версия самоубийства, но потом ее исключили. Во-первых, потому что не нашли тела. Во-вторых, человек, решившийся на такое, все-таки хочет, чтобы его обнаружили, и далеко не уходит. Ну и самое главное: не было у Вовы повода кончать жизнь самоубийством! Он был полон планов. Работа, квартира, дочь. Дочка выросла и поступила в колледж театра и кино. Никакой неизлечимой болезни у него не было. Муж был практически здоров, разве что иногда беспокоили суставы.
- А кризис среднего возраста? Другая женщина? Новая жизнь Иногда мужчине легче бесследно исчезнуть, чем что-то объяснять жене.
— Другая женщина — это исключено. Я не стираю из мобильного телефона последние sms-ки с его гастролей: «Обнимаю», «Скучаю, целую. Хочу скорее к вам» Да и кто уходит в «новую жизнь с другой» без документов, денег, кредитных карт и ключей от автомобиля?
В декабре 2010-го мы собирались отметить 20 лет семейной жизни, заказать колечки. Отношения в семье были очень нежные. Когда он уходил из дому, я должна была обязательно выглянуть в окошко и помахать ему рукой Даже когда мусор выносил.
Как только мы стали искать Володю, нам позвонила санитарка из Львова. Говорит: «Ваш муж у нас». Она вроде бы его опознала, ведь в прессе было много информации о его пропаже. Потом оказалось, что это не Вова. Просто очень похож.
Экстрасенсы видят его среди живых. Трое из них сказали, что его кто-то вызвал, он вышел ночью и сел в белые «Жигули» пятой или седьмой модели. Но мы сделали распечатки: ему никто в ту ночь не звонил! Одна из ясновидящих посоветовала проверить мужские монастыри в Одессе. В Киеве я тоже лично объездила четыре мужских монастыря, хотя Вова никогда не был набожным человеком. Правда, пытался в последние месяцы носить золотой крестик, но он все время цеплялся за родинку, и Вова его снял.
- Володя мог уйти куда-то в секту?
— Никакими учениями и сектантством он не увлекался. Один из известных специалистов МВД в области психологии мне сказал, что не исключено воздействие посторонних лиц на психику мужа. Что, возможно, на гастролях ему могли подсыпать в спиртное психотропные препараты, которые меняют сознание человека. Могли загипнотизировать или отдать какую-то команду, которую человек выполняет только через время.
- Но зачем?
— Может, музыкант из «ВИА Гры» показался им богатым человеком. Ведь группа в последнее время активно гастролировала: Эмираты, Монте-Карло, Париж, Питер. Последний раз Вова вернулся с гастролей за три дня до своего исчезновения. Возможно, ему что-то подсыпали и ограбили на гастролях, а он ничего нам не сказал.
Ролик на «Магнолии-ТВ», множество сюжетов на ведущих украинских каналах эффекта не дали. Жена Владимира Шабалтаса и музыканты группы «ВИА Гра» в конце года провели пресс-конференцию в информагентстве УНИАН. Информация о пропаже гитариста опять появилась в средствах массовой информации. «Такое впечатление, что он попал в большую беду, — говорит бас-гитарист Игорь Закус. — Мы думаем, что он жив, но находится в плохих руках. Рассматриваем любые версии, вплоть до того, что его кто-то держит в рабстве».
— После пресс-конференции было много ненужных звонков, — говорит Наталья. — Звонили какие-то подростки, вымогали деньги, утверждая, что муж убит, не понимая, насколько они делают нам больно. Но была и одна зацепка. В 11 вечера позвонил какой-то мужчина и сказал: «Вы мужа ищете? Мы с Володей находились вместе в линейном отделении милиции в Харькове». Он предлагал приехать домой и все рассказать, но я передала эту информацию милиции. Господи, как я надеялась, что муж нашелся! Работники столичного уголовного розыска съездили в Харьков, проверили всю информацию, просмотрели все видеозаписи. Володи никогда в этом отделении не было.
Сегодня мы готовим письма на имя глав церквей Киевского и Московского патриархатов Филарета и Владимира с просьбой содействовать в поисках мужа. Подозреваем, что Вова может находиться в каком-то из монастырей. Но говорят, что если человек в монастыре и не хочет, чтобы родные об этом знали, его могут и не выдать. А на запросы милиции церковь может и не отвечать.
Мне очень тяжело без мужа. Живу автоматически. Пропали чувства, желания, радость жизни пропала. Поначалу я не спала неделями. Теперь сплю. Ведь только во сне я спокойна.
- Во снах нет никакой подсказки?
— Он постоянно снится друзьям. Они его видят то у Владимирского собора, то у ночного клуба «Флоренция». Конечно, просыпаются, срываются, ищут его там. А мне недавно приснился сон. Прихожу я в какую-то больницу. В палате на кровати мужа лежат журналы и пачка «Мальборо». Я спрашиваю: «Это Вова лежит здесь? А где он?» Мне отвечают: «Пошел погулять». И так во сне легко стало. Счастье. Жив
Если кто-то владеет хоть какой-то информацией о местонахождении Владимира Шабалтаса, просьба позвонить его жене Наталье по телефону: (050) 289-16-04.
2643Читайте нас у Facebook