«Сначала я хотела назвать дочек Зита и Гита», — рассказывает жительница Черниговской области, родившая близняшек в 47 лет
О своей беременности 47-летняя Анастасия Шокарева не догадывалась целых четыре месяца. Так как сама Настя — невысокая и худенькая, живот у нее долго был маленьким. Однажды, когда она доила корову, почувствовала, что ей что-то мешает сесть как прежде. Женщина решила обратиться к врачу. Обследовав пациентку, доктор обескураженно улыбнулся: «Вы беременны. Удалять плод поздно — уже 16 недель». Оставался один выход — рожать. «Обязательно сделайте УЗИ, — посоветовал гинеколог. — Я не знаю, что там такое, но ваш плод неестественно большой».
«Мне приснилось, будто кормлю грудью годовалую девочку, а рядом бегает еще одна, как две капли воды похожая на нее»
— Представляете, новость?! — с улыбкой восклицает Настя. — Хотя, идя к врачу, я уже догадывалась, что в положении. Вспомнила тошноту, которую списывала на отравление, тяжесть внизу живота Еще перед тем как идти в больницу, я поделилась своими опасениями с мужем. Сказать, что он был удивлен, значит ничего не сказать Мы ведь детей не планировали. Куда в таком возрасте? Да и мы, слава Богу, не бездетные — на двоих у нас с мужем было восемь детей! Пятеро моих от первого брака, двое — Толика и наша общая дочь Оля. Поэтому я думала избавиться от плода. Ведь рожать в таком возрасте — это большой риск как для меня, так и для ребенка. И тут врач огорошил: 16-я неделя! Я не на шутку испугалась. Особенно после того, как доктор сказал, что мой плод слишком большой.
Не успела еще Настя съездить на УЗИ, а по селу уже поползли слухи. Вскоре даже дети знали, что она в положении.
— Многие односельчане говорили мне: «Как вы можете идти на такой риск? Не боитесь, что ребенок родится инвалидом?» — продолжает Настя. — Представьте, что начинаешь чувствовать, когда тебе такое говорят каждый день. «Просветил» меня и знакомый генетик. С тех пор я старалась с ним не общаться — порции негатива мне хватило надолго. Но еще перед тем как ехать на УЗИ, я увидела интересный сон. Мне приснилось, будто я кормлю грудью годовалую девочку. А рядом бегает еще одна. Лиц я не видела, но почему-то была уверена, что они похожи как две капли воды. О дочерях-близняшках мечтала всю жизнь, и тут такой сон. «Большой плод», — вспомнила я утром слова доктора. Может, там действительно двое деток?
Делая мне УЗИ, врач растерянно улыбался. Я думала, он все не может свыкнуться с мыслью, что к нему пришла беременная женщина, которой уже под пятьдесят. «Ну, кто там у меня?» — нетерпеливо спросила я. «А вы кого хотите?» — не сводя глаз с экрана, спросил врач. «Девочек», — выпалила я. «С чего вы взяли, что ждете двойню?» — изумился врач. «А разве это не так?» — вопросом на вопрос ответила я. Врач замолчал и через несколько секунд произнес: «Поздравляю! Вы действительно ждете девочек-близняшек».
В тот момент все мои страхи окончательно улетучились — сбывалась мечта, которую я вынашивала со школьных лет. В интернате, где я выросла, были девочки-близняшки, и, наблюдая за ними, представляла, что у меня тоже будут близнецы. Причем не сыновья, не мальчик и девочка, а именно две дочки. У моей мамы, кстати, тоже были близняшки — мои сестры. Но они умерли маленькими. Мужу о своей мечте я не рассказывала. Он только удивлялся, почему при виде близнецов у меня так загораются глаза.
- А как он отреагировал на новость о том, что ожидается двойное пополнение в семействе?
— Первые несколько минут он находился в ступоре. А потом чуть не заплакал от радости. «Даже если бы можно было сделать аборт, я бы тебе не позволил! — говорил Толик. — Вот увидишь, у нас будут самые здоровые и красивые близнецы на свете». Но районные медики не были в этом так уверены. Когда я, вернувшись из Чернигова, рассказала им о результатах УЗИ, они сказали: «Рожать поедете в областную больницу. Там и оборудование лучше, и квалифицированных специалистов побольше». Их можно понять — принимать роды двойни у женщины моих лет рискованно.
Меня воодушевляла только кума. Оказалось, она знает женщину, которая родила ребенка в 60 лет. Это произошло лет десять назад в Макаровском районе Киевской области. Незадолго до беременности врачи обнаружили у нее кисту. А спустя несколько месяцев она пришла в больницу опять: «Не знаю, что это такое, но моя киста шевелится». Сделали УЗИ, а там уже семимесячный плод! «Бабушка, да вам рожать пора», — почесал затылок врач. Обескураженная пациентка побежала домой сообщать новость своему 70-летнему мужу «И не поверишь — благополучно родила, — сказала кума. — Поэтому ни на что не обращай внимания — все получится».
Через несколько дней огорошила известием своего начальника: «Ухожу в декрет». Раньше, будучи в положении, работала до самих схваток. Но тут решила себя поберечь. Да и из-за живота просто не могла садиться под корову. Кстати, сначала живот вроде бы был небольшой, а за пару недель, которые я пролежала в больнице, стремительно вырос. Когда пришла домой, родные меня не узнали.
«На второй день после родов я взлетела на третий этаж как школьница»
- Вы лежали в больнице?
— Да, с варикозным расширением вен, — объясняет Настя. — Плод становился больше, и увеличивалась нагрузка на ноги. Чего только врачи не делали! Все бесполезно. Доктора говорили, что для моего возраста беременность протекает нормально, и все же мне было тяжело. Токсикоза практически не было, но когда детки начинали толкаться, испытывала сильную боль. Живот ведь сначала был небольшой, и малышкам, видимо, не хватало места. Но все это мелочи. Приложу руку к животу, услышу, как мирно бьются два сердечка, — и все отходит на второй план.
Правда, чем меньше времени оставалось до родов, тем больше Настя начинала волноваться. Медики предупреждали, что есть риск даже остаться парализованной — в 47 лет роды могут дать серьезные осложнения на ноги.
— Тем не менее кесарево сечение мне не делали, — говорит Настя. — Врачи сказали, что нельзя — из-за больных вен на ногах. «Не переживайте, сами родите, — подбадривали врачи. — Только не у нас, а в Чернигове». Хотя рожала я все-таки в районе. Дело в том, что мне определили срок родов 22 января. Но из-за болезни пришлось лечь в больницу еще в декабре. Медики хотели отвезти меня в Чернигов ближе к середине января. Кто ж знал, что малышки захотят родиться во второй день нового года?
На новогодние праздники меня, кстати, отпустили домой. Я еще умудрилась сходить к дочке в школу на новогодний концерт. Хотела накрыть дома праздничный стол, но Толик чуть ли не силой закрыл меня в комнате — чтобы даже не заходила на кухню, и все приготовил сам. Боялся, как бы я не переутомилась. Наелась, легла спать, наутро опять поехала в больницу. А на следующий день начались схватки.
- Муж при родах присутствовал?
— Что вы? Я даже не знал, что она рожает! — вступает в разговор Анатолий. — Говорили же, что это произойдет в конце января. Звоню жене второго числа, а она почему-то не берет трубку. Потом за нее ответила медсестра. «Где Настя?!» — кричу. «Как это, где? — удивилась она. — Ее час назад повезли рожать». Я в тот момент был на работе, поэтому сразу же помчаться к жене не мог. Чуть с ума не сошел от переживаний
— Схватки длились с часу дня до десяти часов вечера, — вспоминает Настя. — А вот соседка по палате двое суток рожала. Врачи помогали мне как могли Они, бедняги, тоже переволновались: думали, что я буду рожать в области. Малышки родились с интервалом в десять минут. Помню, одну родила, и врачи говорят: «Вы посмотрите, какая большая девочка! Здоровый ребенок, сразу видно». Увидев младенца, я заплакала от счастья. И родила еще одного.
К счастью, девочки действительно родились здоровыми. Правда, если старшая девочка весила 2640 граммов, то младшая — всего 1850. Кроме того, старшая была на два сантиметра длиннее.
— Она лежала у меня под грудью, вот ей и некуда было расти, — улыбается Настя. — Детки были такие малюсенькие — просто куколки. Мне казалось, что игрушечные пупсы и то больше. Даже жалко было отдавать их на анализ крови: что можно взять с того крохотного пальчика? Врачи один за другим заходили в палату, поздравляли. А я, наверное, только через пару дней осознала, что таки родила. Кстати, вы удивитесь, но после родов я совсем не чувствовала себя изможденной. Наоборот, появился прилив сил. Организм словно на десять лет помолодел. Даже вены на ногах болеть перестали. На второй день после родов я взлетела на третий этаж как школьница.
— Я дозвонился жене только утром, — вспоминает Анатолий. — «У нас близняшки, как мы и хотели! — радостно сообщила Настя. — Девочки!» Жаль только, что я увидел их лишь после выписки — в роддом меня не пустили. Даже в окно деток не показали. Забирая Настю с детьми, я не мог поверить, что все это происходит наяву. До сих пор иногда не верю. Мы с женой уже 16 лет вместе, но никогда не могли подумать, что на старости лет нас ждет такое счастье.
«Малышки все делают одновременно: спят, едят и даже плачут»
— 16 лет, — с улыбкой повторяет Настя. — Мы с Толиком одногодки — нам обоим по 47 лет.
— Нет, ты младше, — возражает супруг. — На целых восемь месяцев.
— Извини, забыла, — смеется Настя. — Мы с Толиком познакомились на ферме. Раньше я жила в Херсоне, а после смерти мужа с пятью детьми перебралась сюда. По поводу семейного счастья иллюзий не питала. Какой мужчина согласится пойти на пятерых детей? Но Толю это не отпугнуло. «Дети вырастут, разбегутся кто куда, — сказал. — А ты останешься». Его родители тоже были не в восторге от нашего союза, а он: «Мне с ними не жить. У них своя жизнь, у меня своя». Кстати, познакомились мы благодаря Толиному отцу, который привел меня на ферму.
- Любовь с первого взгляда?
— У меня так точно, — улыбается Настя. — А он разве признается? Толик мужчина видный, за ним полсела ухлестывало. Но ничего, отвоевала. Из-за Толика меня теперь в селе Надей называют. Когда мы познакомились, меня здесь еще почти никто не знал, а он всем начал говорить: «Это моя надежда». Толя имел в виду, что я подарила ему надежду. А односельчане нарекли меня Надей. Через три года у нас появилась дочка Оля, сейчас ей тринадцать лет.
Будучи малообеспеченными, супруги сами заработали себе на небольшой дом — в нем две комнаты. Посреди спальни, обставленной четырьмя диванами (в доме, кроме супругов и близняшек, живут еще пятеро их детей), стоит детская кроватка. В ней мирно посапывают карапузы.
— Они у нас всегда улыбаются во сне, — шепчет Настя, подводя меня к колыбели. — Пока малышки больше похожи на папу. Или на Олю в детстве. Старшая Маша вот-вот должна проснуться — она часто просит есть. А Дашенька больше спит. Малышкам чуть больше месяца, а они уже привередливые в еде. Недавно мне надо было уехать в райцентр, и я поручила дочке покормить их коровьим молоком. Так они не стали его есть. Ждали, пока придет мама и накормит своим.
— Малышки все делают одновременно, — вступает в разговор 13-летняя Оля, худенькая симпатичная девочка. — Спят, едят, кричат и даже плачут. Стоит заплакать одной, как и вторая тоже в рев А уж не дай Бог кого-то забрать из колыбели, а кого-то оставить! Они все время должны быть вместе.
Внезапно «старшая» малышка просыпается и смотрит на нас большими синими глазами. Вслед за ней просыпается младшая сестричка.
— А, что я говорила! — восклицает Оля. — Если их сейчас не покормить, поднимут крик. Старшую Машу надо кормить первой — она у нас более капризная. Даша по сравнению с ней тихоня. Она, наверное, и ходить начнет раньше. Пару дней назад я поставила ее на диван, и она попыталась сделать шаги. А Машенька уже однажды смеялась.
— Оля бережет для них свои вещи, — с улыбкой говорит Настя. — Без нее я бы не справилась. Тут с одним ребенком тяжело, а попробуй управься сразу с двумя. Начинаешь кормить одну, вторая — в крик.
- В честь кого вы их назвали?
— Я сначала хотела назвать их Зита и Гита — как в старом фильме о близнецах. Но дети не разрешили. «Мама, у нас же здесь не Индия, — сказали. — Пускай лучше будут Маша и Даша. И звучит складно, и все-таки по-нашему».
Сейчас в небольшом доме супругов живут их дочь Оля, Настина дочка Таня и трое Настиных сыновей. Денег на новое жилье у них нет. Районные власти, к сожалению, помощь не предлагают.
— Незадолго до рождения близняшек я пришла в райсовет и спросила, могу ли, имея шестерых детей, получить статус матери-героини, — рассказывает Настя. — Но получила отказ. «Большинство ваших детей уже взрослые и сами себя обеспечивают, — ответили в райсовете. — Было бы у вас еще хотя бы двое маленьких, этот вопрос можно было бы рассмотреть». «Ладно, — улыбнулась я. — Приду к вам после Нового года». «А что изменится?» — удивилась чиновница. «Даст Бог, двойню к вам приведу», — сказала я. Они все так рты и раскрыли
Кстати, Анастасия и Анатолий не только счастливые родители, но уже и бабушка с дедушкой. Три года назад у 30-летней Настиной дочери родилась девочка, есть ребенок и у дочки Анатолия.
— Я раньше не верила в Бога, — признается Настя. — Но после того как у меня в 47 лет родились две здоровых малышки, поняла, что высшая сила есть. Правда, у меня был шанс убедиться в этом еще раньше. Я ведь уже даже в морге однажды побывала. Это было еще в Херсоне, где мне делали операцию по удалению зоба. Последнее, что помню, — как склонившегося надо мной хирурга обрызгало моей кровью. И я потеряла сознание. Выяснилось, они случайно перерезали мне какой-то жизненно важный сосуд. Ставили мне кислородные маски, позвали всех хирургов. А когда перестал прощупываться пульс, меня с головой накрыли простыней и увезли в морг, где я пролежала полдня.
Тогда мне приснилось, будто лежу на операционном столе, двое ангелочков поднимают мою кровать, а сверху парит большой бородатый мужчина в белом и машет мне указательным пальцем: «Нет, нет, вам еще рано » Как вдруг подул сильный ветер, и с меня сдуло простыню. Это врачи, завозя очередной труп, открыли двери. «Ой!» — закричала я. Врач, шедший первым, сразу упал в обморок. Второй бросился бежать: «На помощь!» И только тогда я начала понимать, где нахожусь. К тому времени, как проснулась, у меня околели ноги. Еще немного — и замерзла бы
1937Читайте нас у Facebook