«Ситуация, при которой кому-то из вкладчиков банка «Родовiд» не хватит денег, возникнуть не может»
Недавно правительство и Национальный банк приняли решение перевести всех вкладчиков проблемного банка «Родовiд» в Ощадбанк. Именно через это учреждение государство намерено полностью рассчитаться с клиентами «Родовода». Естественно, новость вызвала большой интерес вкладчиков банка и множество вопросов о том, когда и каким образом будут осуществляться выплаты. За ответами «ФАКТЫ» обратились к заместителю председателя правления Ощадбанка Антону Тютюну.
«Позвонив в контакт-центр и назвав свои данные, человек узнает, какое именно отделение Ощадбанка он должен посетить»
- Когда начнут выплачивать деньги вкладчикам «Родовiд Банка»?
— В настоящее время согласовывается договор между двумя финансовыми учреждениями, после подписания которого «Родовiд» передаст реестр вкладчиков в Ощадбанк. Работа эта будет завершена в ближайшее время.
Что касается точной даты выплат, то ее сегодня назвать трудно. Поэтому о том, когда люди смогут обратиться в учреждения Ощадбанка, мы сообщим дополнительно. Эта информация будет распространена через средства массовой информации.
- Сколько вкладчиков должны получить деньги в Ощадбанке и какова общая сумма на их счетах?
— В Ощадбанке будут обслужены около 250 тысяч клиентов банка «Родовiд». Сумма подлежащих возврату вкладов и начисленных процентов составляет около 4 миллиардов гривен.
- Ранее в банк «Родовiд» были переведены счета клиентов «Укрпромбанка». Теперь они также попадут в Ощадбанк?
— Да, конечно.
- Будут возвращать только вложенные когда-то в банк деньги или клиентам выплатят также и проценты?
— Каждый вкладчик получит в Ощадбанке все деньги, которые ему положены в соответствии с депозитным договором, заключенным с банком «Родовiд». Проценты будут выплачиваться в полном объеме.
- Многие люди, которые хотят получить наконец свои деньги, опасаются, что их могут принудить заключить новый депозитный договор с Ощадбанком и оставить деньги на хранение еще на какой-то срок.
— Ничего подобного происходить не будет. Каждый человек, который обратится в отделение Ощадбанка за своими деньгами, имеет возможность получить их на руки. Естественно, если эти деньги вкладчику срочно не нужны, то он может оставить их в Ощадбанке, воспользовавшись нашей депозитной программой. Безусловно, такой вариант вкладчикам будет предложен, но без всякого принуждения. Люди вправе сами принимать решение, оставить деньги в Ощадбанке или забрать. Мы ожидаем, что достаточно большой процент вкладчиков банка «Родовiд» доверит свои сбережения государственному банку.
- Где узнать, в каком отделении Ощадбанка и когда можно получить деньги?
— Четвертого апреля 2011 года в Ощадбанке открыт контакт-центр. Вкладчики банка «Родовiд» могут обращаться туда по номеру 0-800-210-800. Звонки бесплатны со всех стационарных телефонов. Операторы контакт-центра работают с 8.30 до 21.00 без выходных. В остальное время информация предоставляется в автоматическом режиме.
Позвонив в контакт-центр и назвав свои данные (имя, фамилию, номер паспорта), человек может узнать, в какое именно отделение Ощадбанка он должен обратиться, чтобы получить деньги.
Кроме того, на сайте Ощадбанка открыта интерактивная форма идентификации вкладчиков. Введя на компьютере свои имя, номер паспорта и идентификационный код, можно получить нужную информацию о вкладе и о том, где его получить.
- А если человек не имеет доступа к интернету и не позвонил по телефону в контакт-центр, у него есть шанс все же узнать о том, что вклад ему будет возвращен?
— Мы регулярно оповещаем общественность через СМИ о подготовке к выплатам вкладов банка «Родовiд». Поэтому вкладчик, услышав или прочитав эту информацию, может зайти в ближайшее отделение Ощадбанка и там уточнить последовательность своих действий. Кроме того, объявления с необходимыми сведениями будут вывешены во всех отделениях Ощадбанка и банка «Родовiд».
«Даже тем, кто захочет расторгнуть договор досрочно, вклады возвратят в полном объеме и вместе с процентами»
- Забрать деньги вкладчик сможет только в том отделении Ощадбанка, которое ему определили, или будет возможность обратиться в другое, которое, например, поближе к дому?
— Кроме необходимости упорядочить процесс выплат, существуют и технологические ограничения, не позволяющие организовать расчет в любом отделении Ощадбанка, куда бы ни пришел клиент. Тем не менее мы сейчас работаем над тем, чтобы решить эту проблему и обеспечить людям больше комфорта при получении выплат или переоформлении депозита.
- Деньги будут выплачиваться всем вкладчикам одновременно?
— Теоретически это не составляет проблемы. Но практически у каждого отделения есть своя пропускная способность. Поэтому выплаты будут растянуты во времени. Чтобы узнать дату и время обслуживания, после объявления даты начала выплат клиенту необходимо перезвонить в контакт-центр.
- Срок выплат будет как-то ограничен? Не случится так, что, пока некоторым людям подойдет время получать деньги, выдача вкладов уже закончится или, скажем, средств на всех не хватит?
— Деньги, необходимые для погашения обязательств банка «Родовiд» перед вкладчиками, переводятся в Ощадбанк в полном объеме. Поэтому ситуация, при которой кому-то не хватит средств, возникнуть не может. Что касается сроков выплат, то они не ограничены. То есть вкладчик может обратиться за своими деньгами когда угодно.
- Многие люди уже довольно давно волнуются о судьбе своих вкладов и, узнав о начале выплат, скорее всего, захотят забрать свои деньги сразу же, не дожидаясь окончания договора. Получат они такую возможность? Будут к ним применять штрафные санкции за досрочное снятие депозита, которые предусматривались договорами с банком «Родовiд»?
— На сегодняшний день принято решение отказаться от штрафных санкций даже в том случае, если они предусмотрены договором. Поэтому тем, кто захочет расторгнуть договор досрочно, деньги возвратят в полном объеме вместе с процентами, начисленными за время, которое вклад хранился в банке.
- Обязательно звонить в контакт-центр или регистрироваться на сайте, чтобы получить деньги? Или можно после объявления о начале выплат просто прийти в банк?
— В банке «Родовiд» довольно много вкладчиков. Если все они одновременно придут в отделения Ощадбанка, это приведет к большим очередям и неудобствам прежде всего для самих клиентов. Потому мы и решили ввести такую процедуру: каждому человеку будет назначено конкретное время, когда мы сможем его обслужить спокойно и без очереди.
- Но все равно обязательно найдутся люди, которые попробуют обойтись без предварительной записи.
— Сожалею, но сотрудники нашего банка не смогут обслужить таких посетителей. Поэтому обращаюсь ко всем вкладчикам банка «Родовiд» с просьбой придерживаться порядка выплат, заблаговременно обратиться в контакт-центр и узнать, где и когда мы сможем их принять.
- Предположим, вкладчик не пришел в банк в назначенное время.
— Тогда следует повторно позвонить в контакт-центр и ему определят другой день.
- Валютные вклады будут выплачивать в валюте или переведут в гривни?
— Деньги выдадут клиенту в той валюте, которую он вложил в банк.
- А если человек сам захочет получить валютный вклад в гривнях?
— В этом случае в день обращения в Ощадбанк вкладчику нужно будет сообщить, в какой именно валюте он желает забрать свои средства. И ему обменяют доллары или евро на гривни по курсу, действующему в банке в день получения выплаты.
«В банке следует предъявить паспорт, справку о присвоении идентификационного номера и копии этих документов»
- Еще один вопрос, который очень беспокоит многих граждан, связан с тем, что Ощадбанк не является участником Фонда гарантирования вкладов физических лиц. Означает ли это, что вклады в нем находятся в меньшей безопасности, чем в других банках?
— Ощадбанк не является участником фонда, поскольку в этом просто нет необходимости. Ведь все вклады в нашем банке, согласно Закону Украины «О банках и банковской деятельности», гарантирует государство. Поэтому граждане могут быть спокойны. Причем если в Фонде гарантирования вкладов максимальная сумма компенсации составляет 150 тысяч гривен, то в Ощадбанке все вклады гарантируются полностью, независимо от их размера.
- Какова судьба денег тех людей, которые получали зарплату через банк «Родовiд» при помощи пластиковых карточек? Будут зарплатные карточки автоматически переоформлены в Ощадбанке?
— После того как завершится передача всех данных, клиент совместно с его работодателем и банком решат вопрос о возможности открытия зарплатной карты в Ощадбанке.
- Как будут получать пенсию люди, которые ранее открыли в банке «Родовiд» пенсионные счета?
— Для того чтобы обеспечить возможность выплаты пенсий и социальной помощи клиентам, имеющим счета в банке «Родовiд», на имя руководителей Пенсионного фонда Украины, управлений труда и социальной политики Украины на уровне районов, городов, районов в городах, регионов Национальным банком было направлено письмо с просьбой с 31 марта 2011-го приостановить перечисление средств на счета банка «Родовiд» и впоследствии осуществлять их выплату через отделения Укрпочты.
Таким образом, денежные перечисления, которые будут осуществляться Пенсионным фондом Украины, Фондом социального страхования, Управлением труда и социальной политики после 31 марта 2011 года, клиенты смогут получить через почтовые отделения по месту своей регистрации. Для этого необходимо предъявить пенсионное удостоверение и паспорт, а для социальных выплат — паспорт и другие документы, необходимые для подтверждения права на получение помощи.
Кроме того, те пенсионеры, которые привыкли получать пенсии через банк, могут открыть счет в Ощадбанке (или другом банке Украины).
Остаток средств с текущих пенсионных счетов, открытых в банке «Родовiд», можно будет получить в отделениях Ощадбанка после того, как завершится передача данных о вкладчиках. Выплата будет осуществляться в таком же порядке, как и возврат депозитов. Точную информацию о том, где и когда выдадут деньги, предоставят в контакт-центре.
- Какие документы нужно будет предъявить в Ощадбанке для получения вклада?
— При обращении в банк следует иметь при себе паспорт, справку о присвоении идентификационного номера и копии этих документов. Кроме того, необходимо предоставить оригинал заключенного с банком «Родовiд» договора об открытии банковского вклада и банковского счета.
- А если вкладчик потерял свой договор?
— Пусть обратится в отделение банка «Родовiд», где он делал вклад, и возьмет там копию своего договора, заверенную печатью и подписями уполномоченных лиц банка.
- Придя в Ощадбанк, клиент получит деньги сразу же?
— Нет. Ему придется посетить банк дважды.
- Почему?
— При первом обращении вкладчик банка «Родовiд» должен будет предъявить документы, подтверждающие его право на выплату. Затем специалисты Ощадбанка проверят документы и подготовят нужную сумму денег, на что потребуется время. Вкладчику скажут, когда следует прийти за деньгами. Скорее всего, это будет на следующий день после первого посещения.
- Как человек узнает, какая точно сумма ему полагается?
— При первом обращении в Ощадбанк наши сотрудники на основании договора рассчитают подлежащую выплате сумму и сообщат ее вкладчику.
- Может гражданин, например, забрать наличными часть суммы, а остальное оставить в банке на хранение?
— Конечно. О своем решении оставить часть полученной суммы на депозите нужно сообщить сотруднику банка, и тот оформит депозитный договор.
1133Читайте нас у Facebook