«Чтобы государство не несло убытки, следует отдавать государственные шахты в концессию и параллельно готовить их приватизацию»
Часто можно слышать об энергозависимости Украины. Действительно, нашей стране не хватает собственных нефти и газа для полного обеспечения внутренних потребностей. Но запасов угля в Украине более чем достаточно. Правда, в последние годы объемы добычи угля сокращаются и многие шахты становятся убыточными. По мнению экспертов, это связано прежде всего с тем, что отрасль систематически недофинансируется, а госбюджет не может постоянно нести многомиллионную нагрузку. Именно поэтому правительство взяло курс на привлечение в угольную отрасль частного капитала и передачу государственных шахт эффективным инвесторам. Более того, весной прошлого года была обнародована программа приватизации многих угольных предприятий.
«Концессия — надежный инструмент привлечения инвестиций в угольную отрасль»
Еще в бывшем Министерстве угольной промышленности Украины был разработан план привлечения инвестиций и разгосударствления отрасли. «Для каждой из 126 шахт и шахтоуправлений, находящихся в управлении министерства, будет разработана инвестиционная программа, определена стоимость имущества и необходимая сумма инвестиций. Когда станет известна инвестиционная потребность предприятия, будут подписываться договоры с инвесторами», — заявил в то время министр угольной промышленности Украины Юрий Ященко.
Сейчас эстафету реформ в углепроме подхватило вновь созданное Министерство топлива, энергетики и угольной промышленности. Специалисты оценили, сколько времени нужно на подготовку шахт к приватизации (а это не менее года-полутора), и решили параллельно искать новые формы сотрудничества с инвесторами. Ведь шахты — живой, постоянно развивающийся организм, который не может ждать годами средств на проходку, оборудование новых лав, зарплаты шахтерам и обеспечение функционирования соцсферы. А энергетики Украины, учитывая активное развитие производства после кризиса, не могут допустить, чтобы снижались запасы угля на складах электростанций.
— Сегодня стоит задача спасти угольную отрасль, основные фонды которой изношены, — утверждает председатель специальной контрольной комиссии Верховной Рады по вопросам приватизации Евгений Мармазов. — Если при СССР в реконструкцию шахт направлялись огромные средства, то в последние 20 лет практически 96 процентов шахт работают без реконструкции. Парк оборудования стационарных установок шахт более чем на 65 процентов исчерпал расчетный ресурс.
В министерстве большие надежды возлагают на механизм передачи предприятий в концессию, когда они не меняют своей формы собственности, а инвестор получает гарантии безопасности личных вложений. Поэтому еще в начале апреля Кабинетом министров Украины было принято решение внести изменения в «Перечень объектов права государственной собственности, которые могут передаваться в концессию». Напомним, что этот перечень был утвержден постановлением правительства еще 11 декабря 1999 года. Теперь в список добавлены еще два государственных угледобывающих предприятия — «Ровенькиантрацит» и «Свердловантрацит». Такое правительственное решение было положительно воспринято участниками угольного рынка.
По словам Евгения Мармазова, концессия — надежный инструмент привлечения инвестиций в угольную отрасль. С ним соглашается председатель Ассоциации частных шахт «Украинский угольный союз» Виктор Вишневецкий:
— Это хороший способ упрощения привлечения инвестиций в государственные шахты, и это надо было сделать давно. Концессия широко применяется во всем мире, причем именно в тех отраслях, которые требуют серьезных инвестиций либо освоения новых месторождений. А ситуация с возобновлением мощностей в угольной отрасли Украины критическая. Необходимо капитальное строительство по каждой шахте. Поэтому, чтобы государство не несло убытки, можно государственные шахты отдавать в концессию и параллельно готовить их приватизацию.
«На протяжении последних нескольких лет наблюдается постоянное сокращение государственной поддержки угольной отрасли»
Так что же такое концессия и чем она отличается от приватизации? Концессия — предоставление органом государственной власти разрешения какой-либо организации на создание, строительство, а также управление объектом концессии. В частности, на управление угольным предприятием. При этом существует ряд обязательных требований к инвестору. Во-первых, он обязан вложить свои средства в модернизацию предприятия, обновление техники, улучшение условий безопасности труда и социальную инфраструктуру предприятия. Во-вторых, инвестор обязан обеспечить трудоустройство всех работников предприятия и создать новые рабочие места. В-третьих, при передаче предприятия в концессию инвестор обязан сохранить все социальные гарантии работников, предусмотренные коллективным договором.
Более того, шахты передаются в концессию в виде целостного имущественного комплекса. А значит, предприятие не может быть разделено и передается концессионеру вместе со всей социальной сферой, например, с клубом, детским садом, больницей. И еще один важный нюанс: концессионер после подписания договора берет на себя и все обязательства предприятия.
Таким образом, главное отличие концессии от приватизации и аренды заключается в том, что имущество шахт, переданное инвестору в концессию, юридически остается в государственной собственности, а значит, после окончания срока действия договора оно возвращается государству. При этом все новое и модернизированное оборудование тоже отходит государству.
Многие эксперты считают, что правительственную инициативу по передаче шахт в концессию стоит распространить и на другие предприятия. В частности, член Комитета Верховной Рады Украины по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Виктор Турманов утверждает, что ограничиваться вопросами концессии только в отношении «Ровенькиантрацит» и «Свердловантрацит» не стоит. В Украине еще немало предприятий, которые также нуждаются в финансировании. Это и «Луганскуголь», и «Макеевуголь», ДУЭК, «Красноармейскуголь», «Львовуголь».
По словам депутата, на протяжении последних нескольких лет наблюдается постоянное сокращение государственной поддержки угольной отрасли. Так, в 2010 году Министерство угольной промышленности просило выделить из государственного бюджета на поддержку отрасли 19 миллиардов 700 миллионов гривен, но шахты получили всего 8 миллиардов 900 миллионов гривен. Подобная тенденция сохранилась и в нынешнем году: вместо необходимых 11 миллиардов гривен отрасль получила только 5 миллиардов 800 миллионов гривен.
533Читайте нас у Facebook