Здоров'я та медицина

Львовские ученые разработали фермент, приостанавливающий рост раковой опухоли

23:46 9 червня 2011
Сейчас новый метод апробируют на животных

— Метод, над которым мы работаем, позволяет, образно выражаясь, открыть своеобразное терапевтическое «окно» — остановить рост раковых клеток, что дает время врачам определиться с направлениями лечения, — рассказывает заместитель директора по научной работе Львовского института биологии клетки Олег Стасык. — Это не открытие львовских ученых, мы подхватили идею, высказанную давно. Но сейчас благодаря генной инженерии появилась возможность ее реализовать.

Опухоль в организме — своеобразный паразит, питающийся поступающими с кровью аминокислотами. На основе микроорганизмов дрожжей мы разработали систему получения фермента человека под названием аргиназа. При введении в кровь он снижает (деградирует) уровень определенной аминокислоты, что приводит к своеобразному «голоданию» опухоли. И злокачественное новообразование прекращает или приостанавливает свой рост. Во время лабораторных экспериментов эта терапия дала многообещающий результат. По прогнозам, она должна быть эффективна на разных стадиях рака и даже при наличии метастазов. Многие раковые клетки намного чувствительнее к «голоданию», вызванному ферментом, чем обычные. К тому же подобный метод, как показали первые клинические испытания за рубежом, малотоксичен для больного.

Несколько лет назад по инициативе директора института члена-корреспондента Национальной академии наук Украины профессора Андрея Сибирного была начата работа по клонированию и очистке ферментов деградации аминокислоты аргинин. На первом этапе нам удалось успешно получить собственные ферменты, проанализировать их действие на моделях разных видов рака — печени, кожи, поджелудочной железы, начать эксперименты в отношении лейкемии. Кроме того, мы стараемся выяснить, почему опухолевые клетки более чувствительны к дефициту отдельной аминокислоты, какие причины на молекулярном уровне приводят к смерти разных типов клеток опухоли при таких условиях, как можно усилить этот процесс с помощью других методов лечения.

В настоящий момент аналогичные ферменты проходят клиническую проверку за рубежом. Апробацию новых лекарств, в соответствии с международными стандартами, необходимо провести на животных и только в сертификационных лабораториях, что стоит весьма дорого. Ожидаем, что необходимые клинические испытания закончатся года через три. И если они дадут позитивный результат, наши препараты ферментов и разработки комбинированных методов терапии будут апробированы на пациентах в Украине. Пусть наше открытие не является революционным, но это маленький кирпичик в общее дело борьбы с раком.