Здоров'я та медицина

Профессор Валерий Полищук: «От кишечной бактерии можно уберечься, соблюдая правила гигиены»

14:24 22 червня 2011
Овощи, фрукты, ягоды нужно тщательно мыть, а затем обдавать кипятком

Как уже сообщали «ФАКТЫ», в течение мая-июня в Европе от неизвестного штамма кишечной бактерии E.coli погибли 38 человек. Напомним, вначале специалисты решили, что его завезли в Германию с испанскими огурцами, затем под подозрение попали бобовые с фермы земли Нижняя Саксония. Однако идентичный штамм вскоре обнаружили в одном из ручьев в той же Германии. Впрочем, все это пока не приблизило разгадку тайны опасной бактерии — обнаружить источник не смогла ни одна из прекрасно оснащенных европейских лабораторий. На днях образцы штамма привезли для изучения в Российский центральный институт эпидемиологии. Украинских ученых к исследованиям не привлекли, хотя смертельно опасная E.coli уже у наших границ — зафиксировано заражение трех человек в Польше. Двое из них — родственники: бабушка с внуком. Ученые не исключают, что они заразились от отца ребенка, побывавшего в Германии. По подобному сценарию эта бактерия способна попасть и в Украину.

— Бактерия E.coli отличается высокой степенью патогенности для человека и полной устойчивостью перед антибиотиками, — говорит главный детский инфекционист Минздрава Украины Сергей Крамарев.

— От этой бактерии особенно страдают почки — 33 переболевших нуждаются в пересадке органа (кстати, всего опасным штаммом заразились около 3300 человек. — Авт.), — рассказывает микробиолог из Харькова, кандидат биологических наук Иван Белоконов. — Чем обусловлено ее влияние на почки — сказать пока сложно, ведь мы не знаем, с каким «врагом» столкнулись. Определение E.coli специалисту мало что говорит — этим термином называют целый вид бактерий, включающий в себя огромнейшее количество штаммов. Поразительно, что, располагая лучшим в мире оборудованием, коллеги из европейских лабораторий не могут идентифицировать новый агрессивный штамм. Как он появился — тоже неизвестно: то ли произошла мутация, то ли штамм существовал, никак себя не проявляя, и вдруг по каким-то причинам активизировался, начал в буквальном смысле убивать людей.

Возможен и другой вариант: штамм, характерный для животных, адаптировался к человеку. Например, один из штаммов кишечной палочки свиней отличается особой агрессивностью. Он поражает, как правило, молодых особей. Почти все заболевшие подсвинки гибнут, не помогает ни один антибиотик.

— Вас не удивляет, что необычный штамм бактерии E.coli появился в столь благополучной стране, как Германия? — задаю вопрос заведующему кафедрой вирусологии Национального университета имени Тараса Шевченко профессору Валерию Полищуку.

— Не исключаю, что он проявил себя как раз из-за «стерильных» условий жизни населения — оно все реже контактирует с различными инфекциями, и это приводит к тому, что иммунитет меньше «тренируется» и ослабевает. В результате, когда появляется новый штамм, часть популяции людей не может ему противостоять. Один мой знакомый коллега из США резонно заявляет, что самый талантливый и опасный террорист — природа. Ведь регулярно появляются новые микробиологические угрозы. В прежние века это были чума, холера, оспа, полиомиелит, в ХХ столетии — тиф, испанка. Это относится не только к людям — природа постоянно испытывает на прочность все виды живых организмов. Так было и будет.

Тут важен еще один аспект — многолетнее и широкое использование в медицине антибиотиков. Они спасли жизни многим миллионам людей, но при этом у микроорганизмов стала вырабатываться устойчивость перед такими препаратами. Теперь адаптированные штаммы начинают атаковать. Защитить удается далеко не всех. Я считаю, что человечеству пора учиться противостоять болезням без использования антибиотиков, делая ставку на укрепление иммунитета.

— Но как защитить себя сейчас, ведь новый штамм может запросто оказаться на территории Украины?

— Прежде всего нужно скрупулезно соблюдать хорошо известные санитарные правила: тщательно мыть овощи и фрукты. Кишечная палочка на них не размножается, а просто может попасть на поверхность того же огурца, например, при поливе водой, загрязненной фекалиями. Смоете ее водой, обдадите плод кипятком — и не заболеете.

— Украина усилила санитарный контроль на границах, но это не гарантирует того, что новый штамм E.coli не попадет в нашу страну, — говорит Иван Белоконов. — Ведь каждый импортный фрукт и овощ не проверишь. Кроме того, инфекцию могут привезти люди, побывавшие за рубежом. Причем не исключено, что человек с сильным иммунитетом не заболеет, но станет носителем опасного штамма, заражая окружающих.