ПОИСК
Культура та мистецтво

Дрессировщица Юлия Козырева: «Один из моих самых сложных трюков выглядит так: я беру зубами кусок мяса и угощаю им льва»

7:15 29 вересня 2011
В Национальном цирке Украины состоялась премьера новой программы, в которой особенно много номеров с животными

Один из самых зрелищных номеров в новой программе Национального цирка Украины — выступление Николая и Юлии Козыревых с львами и тиграми. С этими дрессировщиками, воспитанниками выдающихся мастеров — народных артистов Украины и СССР Владимира и Людмилы Шевченко — корреспонденты «ФАКТОВ» беседовали за кулисами сразу после их выступления на предпремьерном показе. «Мы переоденемся, а потом поговорим с вами, — сказал Николай, вытирая со лба катившийся градом пот. Пока ждали Козыревых, встретили в коридоре звезд шоу телеканала СТБ «Україна має талант!» акробатов братьев Даниила и Илью Страховых. Нынешний год для них выдался особенно удачным: кроме успеха в телешоу они завоевали одну из двух золотых медалей циркового фестиваля «Золотой трюк», который прошел в июне в Киеве. Братья тогда разделили первое место с романтической парой воздушных гимнастов Алексеем Григоровым и Мариной Главатстких, демонстрирующих потрясающе сложные зрелищные трюки на большой высоте без страховки. Алексей и Марина тоже выступают в новой программе Национального цирка (на наш взгляд, одной из самых сильных за последние годы).

«Когда мой любимец лев Кубик был маленьким, ветеринары говорили: он не жилец»

— Какие трюки в вашем номере самые сложные? — обращаюсь к дрессировщикам Николаю и Юлии Козыревым.

 — Это так называемые близкие, например, когда я целую тигра или беру зубами кусок мяса и угощаю им льва, — отвечает Юлия. — И вот еще такой: львица укладывается на живот, я устраиваюсь у нее на спине, затем делаю пируэт в одну сторону, она — в другую. Проделывать такие вещи — самое опасное из того, что мы демонстрируем публике. Ведь во время исполнения этих трюков у меня в руках ничего нет, защитить себя нечем. Кроме того, я нахожусь совсем рядом с животным, касаюсь его. Каким бы гениальным ни был дрессировщик, он не может полностью победить инстинкт хищника в питомце. Впрочем, я убеждена, что если случается нападение, виноват артист: что-то недосмотрел, возможно, чем-то спровоцировал льва или тигра.

— С вами подобное случалось?

РЕКЛАМА

 — Мы с мужем не любим о таком рассказывать. Слава богу, не было уж очень серьезных ЧП.

*Во время исполнения трюка, когда Юлия целует тигра Батю, у нее в руках ничего нет, и ей нечем себя защитить, если животное решит напасть

РЕКЛАМА

— Лев, которого вы кормите мясом изо рта, вероятно, самый покладистый?

 — Это мой любимчик Кубик. Я даже называю его человеком, хотя, боюсь, тем самым его обижаю. Ведь человек способен на подлость, а лев — нет. Он искренен, как ребенок. К нам Кубик попал совсем маленьким. Львенок был у каких-то людей, которые довели его до крайне тяжелого состояния. Наши ветеринарные врачи говорили мне, чтобы я даже не пыталась выхаживать звереныша, мол, он не жилец. Но я очень хотела, чтобы этот малыш выжил.

РЕКЛАМА

Кубик даже стоять толком не мог, поэтому я учила его ходить: поднимала с помощью полотенца за живот и водила по клетке. Став взрослым, он отвечает мне привязанностью за добро. И это при том, что во время лечения приходилось причинять ему боль, например, когда переворачивала, чтобы избавить от пролежней. Кубик в такие минуты рычал, огрызался, но, наверное, понимал, что таким образом его спасают. А вот другой лев возненавидел меня после того, как мы лечили ему зуб. Он по-прежнему послушно выполняет трюки, однако погладить себя уже не дает — сразу огрызается. Выходит, я ассоциируюсь у него с зубной болью (улыбается). Кубик — один из немногих животных, к которым я могу повернуться спиной. Вообще, у дрессировщиков не принято поворачиваться спиной к таким питомцам, как львы и тигры, — считается, что ты тем самым провоцируешь их к нападению.

— Ваш любимец, похоже, еще и сообразительный, если стал артистом?

 — Львы вообще животные умные. Они живут группами — прайдами, — коллективно охотятся, а для этого нужен интеллект. Тигры же — одиночки, для них нехарактерно дружить, привязываться к кому-либо. Скажем, один наш лев, если так можно выразиться, влюбился в тигрицу. Она оставалась к нему совершенно равнодушной, а он ходил за ней, как приклеенный. Однажды эта тигрица прыгнула в фонтан. Тут нужно сказать, что львы терпеть не могут купание, тем не менее наш влюбленный без колебаний, закрыв лапами нос, бросился в воду вслед за полосатой красавицей. Она с удовольствием плавала (это занятие тиграм очень нравится), затем преспокойно сама выбралась на сушу, а мы еле вытащили ее воздыхателя. Одно время он отказывался работать, если ее не было рядом. Тигрица же не желала его знать.

— Водите Кубика на поводке?

 — На поводке выгуливаем не его, а одного из трех уссурийских тигров-подростков по кличке Шериф. Тигрята к нам попали в полуторамесячном возрасте. Двое вскоре стали недотрогами — им уже не нравится, когда их гладят, а Шериф, наоборот, ластится. Еще он очень любопытен и ничего не боится. Звуки, какими бы они ни были, не отпугивают, а привлекают его острое внимание. Когда мы были на гастролях с Санкт-Петербурге, прогуливались с Шерифом по набережной вдоль речки Фонтанки. Звуки от проезжавших мимо машин его не пугали. Попытались пройтись по улице с его братом Амуром — и увидели, что он боится транспорта. Тигрята тогда были примерно вдвое меньше, чем сейчас, поэтому люди без боязни подходили к нам, чтобы сфотографировать малыша, расспросить о нем.

Публика, которая придет на наши представления в Киеве, увидит этих троих тигрят. Они пока не участвуют в номере. Но поскольку наше выступление в программе первое, мы выпускаем малышей на манеж перед началом представления: тигрята веселятся, что само по себе является великолепным шоу. Обычно дрессированных львов и тигров показывают в конце спектакля, ведь номера с их участием считаются одними из самых сильных. На этот раз решили поломать давнюю традицию, чтобы привнести в программу эффект новизны.

— С кем проще работать — с самцами или самками?

 — У нас смешанная группа. Кто более подходит для дрессуры — сказать не берусь. Здесь все зависит не от пола, а от одаренности. У животных, как и у людей, кто-то талантлив, кто-то — не очень. Самый худший вариант — когда животное трусливое: артиста из него не получится, сколько бы труда ни вкладывал, ведь оно боится света, музыки, публики… При этом зверь может быть сильным, здоровым, красивым. Но путь ему один — в зоопарк, поэтому приходится совершать обмен.

— Когда у львицы или тигрицы начинается гон, они участвуют в выступлениях?

 — Да. Но такое их состояние активизирует самцов, а это может обернуться дракой между ними. Гон происходит не одновременно у всех самок: сначала у одной — затем у другой… Вот и получается, что дрессировщикам постоянно приходится быть максимально бдительными.

«На питание львов и тигров цирк тратит три тысячи гривен в день»

— Это правда, что тигры гораздо более коварны, чем львы?

 — Если тигр или лев решит напасть, всегда предупредит — движением хвоста, поворотом головы, взглядом, — продолжает Юлия. — Главное — вовремя это заметить и быстро среагировать. Но если ко льву или львице можно стать в полуоборот (они десять раз подумают, прежде чем броситься, сдержать их может и лень), то по отношению к тигру так поступать нельзя — мгновенно использует шанс вцепиться в жертву. С полосатыми всегда нужно быть глаза в глаза. Кстати, в прошлом охотники в Бенгалии надевали маску на затылок, на которой были хорошо видны нарисованные глаза, чтобы тигр не атаковал сзади.

*Эта подрастающая львица настолько привыкла к Николаю, что позволяет поднимать себя на плечи

— И что же вы предпринимаете, увидев, что зверь намерен напасть?

 — Разворачиваюсь к нему лицом, чтобы показать: все вижу и контролирую. Кстати, у дрессировщиков очень развито боковое зрение, так что мы действительно видим больше, чем другие люди.

Предпосылкой к происшествию с нашими хищниками могут стать украшения — надетые или нашитые на одежду — питомцам захочется ими поиграть. У меня был инцидент: надела новый костюм с бахромой, а львица решила ее потрогать своей тяжеленной лапой. Хорошо, что я отделалась лишь разбитой губой. Но это цирк, и твой сценический костюм должен быть ярким, поэтому облачаемся в такое, что можно легко с тебя сорвать. Скажем, схватит тигр ожерелье — оно у него в лапе и останется. Мы с мужем не носим колец и перстней — они могут зацепиться за реквизит. К тому же помним рассказ нашего наставника Владимира Дмитриевича Шевченко о том, как однажды тигр ухватил когтем перстень на его руке и не отпускал минут сорок…

— Вмешиваетесь в драки между хищниками?

 — Конечно, ведь они могут нанести друг другу травмы. Но это одни из самых опасных для дрессировщика ситуаций — в запале животные могут и на тебя напасть (Владимир Шевченко получил одну из самых серьезных травм за свою карьеру, когда на гастролях в Париже бросился разнимать зверей. — Авт.). Урезониваем властным голосом, стеком (палка. — Авт.), а если это не действует — рядом стоит помощник с брандспойтом, который окатит драчунов струей воды.

 — Кстати, в цирке немало людей, труд которых очень важен, но не заметен публике, — говорит Николай. — Например, пасировщики. Если, не дай бог, артист сорвется в высоты, пасировщик должен мгновенно среагировать — выскочить на арену и подставить свою спину. Вот это настоящий героизм! Зачастую эту роль берет на себя кто-либо из родственников артистов.

— Перед выходом на арену кормите животных, чтобы они были менее агрессивными?

 — Нет. Сытые львы и тигры не станут работать, поэтому выходят на арену натощак. У меня и у жены в сумках килограмма по два мяса, так что каждый подопечный во время выступления зарабатывает немного еды.

— С какого возраста ваши питомцы начинают выступать на арене?

 — С трех — пяти лет — когда они становятся половозрелыми. К этому времени животные чувствуют себя уверенно, у них уже устойчивая психика. А работать с тигрятами и львятами начинаем, когда они совсем маленькие. Получается, к своему дебюту на манеже наши питомцы готовятся года три. Кстати, и содержим молодняк отдельно. Впрочем, взрослые тоже живут не в общей клетке — кого-то селим одного, кого-то по двое, все зависит от психологической совместимости животных.

Выступают они лет до пятнадцати. С этого возраста хищникам становится все тяжелее работать. Мы начинаем их беречь, они это замечают и перестают стараться, постепенно превращаются в пенсионеров.

— И тогда отправляете их в зоопарк?

 — Далеко не всех. В шутку я говорю, что у нас три социальные группы животных — работники, студенты и пенсионеры. Так что своих мы не бросаем. Редко отдаю питомцев в зоопарк — только если вижу, что там им будет лучше. Многие львы и тигры не могут без цирка — для них все, в том числе звуки представления, — родная стихия. Вот и возим за собой на гастроли даже хвостатых «стариков», но в представлениях они не участвуют.

— Сколько денег тратите на питание животных?

 — Рацион разрабатывается для каждого индивидуально. Его основу составляют говядина и курятина. Чтобы пищеварительная система хорошо работала и организм очищался от шлаков, раз в неделю устраиваем животным разгрузочные дни, а еще даем проросший ячмень. Корм для них закупает Национальный цирк Украины. Ежедневно приобретается сто килограммов мяса (по 30 гривен за килограмм). В сумме — три тысячи гривен в сутки.

— Где покупаете молодых львов и тигров?

 — Сейчас это не проблема. Если у вас есть возможность заплатить, можете приобрести любое животное. Тигры стоят дороже — примерно пять тысяч долларов, львы — три-четыре тысячи.

— Как получилось, что вы стали преемником самих Шевченко?

 — Я попал в цирк случайно: вернулся из армии, нужно было устраиваться на работу, и соседка предложила место в группе у Владимира Дмитриевича. Вначале в мои обязанности входило кормить животных, убирать их клетки. Чтобы стать дрессировщиком, понадобились годы. Кстати, нашей профессии не учат ни в одном вузе. Я благодарен Шевченко за то, что он поверил в меня.

 — А я в свое время выучилась на кассира, — говорит Юлия. — В своем родном городе Краснодаре устроилась на работу. И вот однажды сижу в кафе с чашкой кофе, разгадываю кроссворды, вдруг подходит симпатичный парень и говорит, что он чемпион мира по кроссвордам. Так и познакомились с Николаем. Благодаря ему я попала в цирк. Кстати, оказалось, что кроссворды он разгадывает не очень хорошо, а вот муж и партнер по номеру — отличный. У нас растет сын. Особой тяги к цирку я в нем пока не замечаю — он любит футбол. Учится хорошо, особенно старается освоить английский.

4212

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів