Борис Ложкин: «После публикации в газете моей — десятиклассника — статьи секретарь обкома партии по идеологии стучал в редакции кулаком по столу с криком: «Малолеткам слова не давать!»
Борис Ложкин действительно больше похож на студента, чем на одного из самых успешных на просторах СНГ медиабизнесменов. Высокий, худощавый, подтянутый, с удивительно молодым, почти юношеским лицом, и открытой улыбкой. Он прекрасно ориентируется не только в медиабизнесе. Кандидат филологических наук, член правления «Всемирной ассоциации издателей газет и новостей» (WAN-IFRA) безупречно говорит на английском языке, интересуется литературой и живописью. На его счету более 50 успешных медиапроектов, среди которых популярные в стране газеты «Комсомольская правда в Украине», «Аргументы и факты в Украине», журналы «Теленеделя», «Фокус», «Футбол», ряд радиостанций и интернет-порталов. Недавно Борис Ложкин стал совладельцем еженедельника «Корреспондент», а также получил право выпускать в Украине журнал «Форбс» — одно из наиболее авторитетных в мире экономических печатных изданий.
Как 19-летнему парню без высшего образования удалось стать основателем и главным редактором собственной газеты? Почему сегодня в его рабочем офисе живет кот? Об этом и многом другом «ФАКТЫ» расспросили Бориса Ложкина накануне юбилея.
«Делать сюрпризы обожаю. Как-то заказал для одного моего близкого друга торт размером… два на два метра»
— Борис Евгеньевич, говорят, что в 40 лет не принято отмечать день рождения. Суеверие, конечно, но многие используют его как повод, чтобы избежать лишних хлопот, связанных с празднованием. Вы будете юбилей отмечать или, сославшись на народную примету, сбежите из Киева?
— Никаких грандиозных торжеств не планирую, но из города удирать в этот день не собираюсь. Отмечу юбилей дома, по-семейному, вместе с мамой, женой, дочкой и тещей.
— А что вам обычно дарят на день рождения? Леонид Кравчук рассказывал, что однажды сельхозакадемия преподнесла ему на юбилей коня. Но держать его было негде, и жеребец остался у дарителей. Если вам вдруг лошадь презентуют, будет куда пристроить?
— Конюшен у меня нет, поскольку лошадьми, к сожалению, не увлекаюсь. Но некоторые мои друзья сталкивались с подобными проблемами, поэтому прошу коней мне не дарить. Представляете, сидите в редакции, а к вам приходят приятели и говорят: «Слушай, мы тут решили тебе лошадь подарить». Выглядываешь в окно и видишь: действительно, стоит жеребец. Подобная история случилась с одним моим другом. Сначала, конечно, весело, но потом начинаешь понимать, что коня нужно где-то держать, кормить, ухаживать за ним. Для людей, которые увлекаются лошадьми всерьез, это очень хороший подарок, для остальных же — обуза и головная боль.
Чаще всего в день рождения мне презентуют хорошие напитки, чернильные ручки, книги, часы, галстуки, перчатки — в общем, все то, что можно подарить мужчине моих лет. Вручали и редкие виниловые пластинки, и подзорные трубы. Я, честно признаюсь, люблю получать подарки, и мне совсем не важно, по какому поводу.
— А дарить?
— Делать сюрпризы обожаю. Как-то заказал для одного моего близкого друга торт размером… два на два метра. Есть в Киеве одна фирма, которая делает такие сладости специально из обезжиренных сливок. И вот представьте: горят огни, звучат тосты, в полночь появляется огромный торт со свечами и красивой надписью. Именинник, утирая слезы умиления, начинает его разрезать и… получает куском кремового торта прямо в физиономию. Остальные гости, как в комедиях Чарли Чаплина, немедленно включаются в игру… Все это происходило летом, на берегу реки, как говорится, в пляжном варианте и без ущерба для помещений и одежды. Да и обезжиренные сливки легко смываются. Это был, как мне кажется, неплохой подарок.
— Главное, что незабываемый…
— На всю жизнь запомнил (смеется). Такие сюрпризы, как вы понимаете, можно устраивать только тем друзьям, о которых точно знаешь, что это им понравится.
*Борис Ложкин: «На разных этапах жизни мне помогали многие люди, но влиятельных покровителей, к сожалению или, скорее всего,
к счастью, не было»
— При выборе одежды обращаете внимание на бренд, марку?
— Я ношу одежду преимущественно итальянской компании Zegna. Так сложилось, что костюмы этого бренда сидят на моей фигуре идеально, тогда как от Brioni — просто висят. Иногда подходят модели от других модных кутюрье. Обычно из одинаковых по качеству понравившихся мне вещей выбираю ту, которая дешевле. Например, в прошлом году в Австрии купил себе стильный теплый пуховик никому не известной фирмы. Меня даже не заинтересовало, брендовая это вещь или нет. Впрочем, в выборе одежды чаще всего полагаюсь на мнение жены. У нее прекрасный вкус, и она часто сама покупает мне туфли, рубашки…
— Вы давно женаты?
— С 1993 года. Нашей пока единственной дочери в январе исполнится 18 лет. Я детей очень люблю, и, если Бог даст, может, будет у нас еще ребеночек. (Супруга Бориса Ложкина — Надежда Шаломова — заслуженный журналист Украины, руководитель группы деловых проектов, в частности, «Форбс», «Фокус» и «Корреспондент». — Авт.)
— Живете в городе или в частном доме? Держите какую-нибудь живность?
— У нас есть дом в Конче-Заспе, но туда мы обычно выезжаем на уик-энд. А рабочую неделю проводим в основном в городе. С нами жила американская акита — очень красивая, компанейская собака, настоящий друг и член семьи. Для нас стало большой трагедией, когда она заболела и умерла. Мы ее очень любили. А в офисе компании живет кот. Ходит, где хочет, присутствует у нас на переговорах (смеется). Его когда-то взяла моя дочь, но когда уезжала на учебу в английский колледж, попросила пристроить. Решили оставить животное там, где я провожу больше всего времени, то есть на работе.
— Ваше состояние СМИ оценивают в 300 миллионов долларов. В какую сторону — большую или меньшую — ошибаются любители считать чужие деньги?
— Такой капитализации United Media Holding достигла в 2008 году, когда ее вывели на международный фондовый рынок. Но у меня в UMH не сто процентов акций, а значительно меньше. В компании много иностранных и отечественных акционеров. Сколько она сейчас стоит, сказать сложно, все зависит от рыночной конъюнктуры. То есть даже оценка, сделанная месяц назад, сегодня может существенно корректироваться в ту или другую сторону. Отношусь к этому философски. Но верю, что компания в результате будет стоить очень дорого, и акционеры получат удовлетворение от ее работы.
«Местные хулиганы при встрече жали мне руку и говорили: «Про проституток ты круто написал»
— С чего началось ваше увлечение журналистикой?
— В детстве я очень любил литературу, историю, много читал. Особенно сильное впечатление на меня произвел фантастический роман Василия Аксенова «Остров Крым», вышедший в журнале «Юность» в перестроечные годы. Мне хотелось быть похожим на главного героя произведения — редактора и владельца газеты «Русский Курьер» Андрея Лучникова. В 15 лет я пришел в газету «Ленинская смена» — печатный орган Харьковского обкома комсомола и получил там первое задание. Пока учился в школе, публиковался также в газетах Харьковского горкома и областного комитета Компартии. В лучшие месяцы получал невероятные для подростка гонорары — до 80-90 рублей.
Писал на разные темы: от истории о диком кабане, неизвестно как забредшем на территорию нашей школы — практически в центре Харькова, и до заметок в защиту молодежи и гласности.
В 1988 году газета «Советская Россия» опубликовала письмо преподавателя Ленинградского технологического института Нины Андреевой «Не могу поступаться принципами». Автор осуждала материалы, критикующие социализм, сталинские репрессии и так далее, массово появившиеся в прессе после объявления перестройки. Аналогичные статьи выходили в каждой областной газете. В Харькове писатель-фронтовик Петров опубликовал огромное письмо о том, что молодежь не та пошла, и музыка не та, и телевидение… В общем, все плохо и нужно срочно что-то с этим делать.
Я, ученик 10-Б класса, написал ответ на это письмо, который по какому-то невероятному стечению обстоятельств опубликовала газета Харьковского обкома КПУ «Красное знамя». В своей статье я защищал молодежь, приводил цитаты из песен в переводе с английского, которые мы тогда слушали. Писал также, что не нужно быть ханжой, и предлагал спросить, что думают о принципах проститутки, стоящие у гостиниц «Мир» и «Интурист». На следующий день секретарь обкома партии по идеологии стучал в редакции кулаком по столу с криком: «Малолеткам слова не давать!»
А местные хулиганы при встрече жали мне руку и говорили: «Про проституток ты круто написал» (смеется).
— Но на журфак Московского госуниверситета вам так и не удалось поступить?
— Меня вместе с друзьями выгнали со второго экзамена за то, что помогали одной девушке написать сочинение. Мы сразу же отправились на могилу Высоцкого на Ваганьковском кладбище. Читали стихи и всеми фибрами юношеских душ впитывали романтику места и времени.
Ну выгнали с экзамена, думал я, в следующий раз буду вести себя лучше. Поступил на подготовительное отделение журфака МГУ, окончил с отличием. Я уже тогда был человеком демократических взглядов и на экзамене, отвечая на вопрос, упомянул статью экономиста Николая Шмелева, опубликованную в журнале «Новый мир». Шмелев критиковал административные методы управления экономикой. Мне сказали, что я в МГУ поступаю, а не в «Новый мир», и влепили тройку за нераскрытую тему. Пришлось вернуться в Харьков и поступить в педагогический институт на факультет иностранных языков.
«Стараюсь употреблять здоровую еду, хотя, признаться честно, от жареной картошки, особенно с белыми грибами, не могу отказаться»
— А как 19-летнему парню удалось стать основателем и главным редактором собственной газеты?
— После того как провалил первое поступление в МГУ, муж моей классной руководительницы, царствие ему небесное, работавший ответственным секретарем в газете «Вечерний Харьков», взял меня на работу ответственным выпускающим. В моем подчинении было четыре корректора, три верстальщика, наборщицы… Эта первая школа менеджмента послужила мне хорошей базой для дальнейшей карьеры. Я понял, что все нужно делать быстро и качественно. Кстати, с тех пор и живу в таком активном ритме.
В 1989-м создал первую сеть по реализации печатной продукции. Продавали с лотков газеты, журналы, книги, брошюры по боевым искусствам, плакаты с фото известных актеров — Брюса Ли, Сталлоне, Шварценеггера… Пользовались спросом издания а-ля секс-пресс из Прибалтики. На заработанные деньги в
1990 году запустил первый проект — газету «АТВ», прообраз «Теленедели». Затем стал ведущим и продюсером программы «Деловые новости» телекомпании «Тонис центр». Таким образом, я полностью окунулся в мир бизнеса.
— У вас были влиятельные покровители?
— На разных этапах жизни мне помогали многие люди, но влиятельных покровителей, к сожалению, или, скорее всего к счастью, не было. В 1994 году я стал депутатом районного совета, а в 1998-м с большим отрывом выиграл выборы в Харьковский горсовет. Никто не давал мне ни денег, ни админресурса, как сейчас принято говорить. Мои родители — простые люди, всю жизнь проработали на телефонной станции. До женитьбы в 1993 году я жил с мамой в однокомнатной квартире. У отца к тому времени появилась другая семья. Через полгода после свадьбы купил первую в своей жизни двухкомнатную квартиру в центре города. Несмотря на то что жилье было старым, с заплесневелыми стенами, чувствовал себя счастливым.
— Злые языки утверждают, что вы завсегдатай косметических салонов. Признайтесь, сколько времени уделяете своему внешнему виду?
— Я вообще не посещаю косметические салоны! Считаю, что мужчине достаточно быть опрятным, выбритым и подстриженным. Утром мне хватает 15 минут, чтобы принять душ, почистить зубы и побриться. Что касается внешнего вида… Я поддерживаю его физическими упражнениями. И поскольку часто езжу по делам, стараюсь останавливаться в отелях, где есть фитнес-зал. Люблю заниматься на орбитреке, совмещающем нагрузки велотренажера, беговой дорожки и ходьбы на лыжах.
Делаю также упражнения для спины, поскольку из-за сидячей работы возникли проблемы с позвоночником. Мне очень нравится система физических упражнений, разработанная доктором Джозефом Пилатесом. Это нечто среднее между йогой и фитнесом. Очень многие упражнения пилатеса можно выполнять дома или на коврике гостиничного номера. Люблю также играть в настольный теннис, долго плавать в море и ходить с проводниками в горы. Раньше играл в хоккей, но из-за травмы тренировки пришлось прекратить.
— Придерживаетесь модных диет?
— Просто стараюсь употреблять здоровую еду. Сливочное масло заменяю оливковым, белые булки — хлебом из муки грубого помола. Если есть возможность, предпочитаю блюда, приготовленные на пару, а не жареные. И, конечно, побольше овощей, фруктов! Хотя, признаться честно, от жареной картошки, особенно с белыми грибами, не могу отказаться. Обожаю пельмени. Вечером стараюсь есть поменьше, но не всегда получается. Раздельной диеты не придерживаюсь. В офисе, когда идет интенсивная работа, могу пообедать, например, куриной котлетой с рисом и овощным салатом. То есть ничего особенного.
— А сами можете что-нибудь приготовить?
— Однажды я сделал жене подарок ко Дню святого Валентина — приготовил полноценный ужин, включая итальянский десерт тирамису. Как ни странно, он оказался вкусным. Когда дочка со своим бойфрендом поздно вернулась домой, они оставшийся тирамису — а у меня получилась большая миска — до крошки съели.
Моя приятельница Вероника Белоцерковская — известный кулинарный блогер и путешественница — открыла свою школу в Провансе. Недавно звонил ей, сказал, что хотел бы приехать, заняться кулинарией по-настоящему. Надеюсь, в будущем обязательно научусь готовить, чтобы радовать своих близких и друзей.
5575Читайте нас у Facebook