В начале апреля стоимость литра бензина А-95 может достичь 11 гривен 50 копеек
Стремительный рост цен на автозаправках продолжается. На этой неделе бензин подорожал на 20-25 копеек. Сегодня средняя стоимость литра бензина А-95 уже вплотную приблизилась к отметке 11 гривен, а на некоторых заправках превысила и этот рубеж. Эксперты утверждают, что если правительство не примет мер для стабилизации рынка, то цены уйдут еще выше.
По мнению аналитика консалтинговой компании UPECO Александра Сиренко, учитывая текущие оптовые цены, на заправках литр А-95 должен стоить от 11,3 до 11,5 гривни. Напомним, что даже в правительстве признали наличие объективных условий для роста цен. Более того, Экспертно-аналитическая группа по вопросам функционирования рынка нефти, нефтепродуктов и развития нефтеперерабатывающей промышленности при Кабмине увеличила рекомендованную розничную стоимость бензина.
О том, как будет развиваться ситуация и есть ли у государства возможность остановить рост цен, «ФАКТАМ» рассказал директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн:
— В правительстве рассматриваются несколько механизмов урегулирования цен на нефтепродукты. В первую очередь предлагается проект по переработке «Нефтегазом Украины» миллиона тонн нефти на Лисичанском НПЗ с освобождением сырья и полученного из него топлива от уплаты НДС. Однако эта инициатива вряд ли сможет стабилизировать розничные цены.
Во-первых, даже в случае оперативного принятия соответствующего решения, такое «льготное» горючее сможет появиться на рынке только к концу мая, то есть по окончании посевной. Во-вторых, покупка нефти на растущем рынке и последующая ее переработка на низкоэффективных украинских НПЗ приведет к получению повышенной цены на эти нефтепродукты. В-третьих, в середине марта Лисичанский НПЗ остановлен на бессрочный ремонт и не сможет быстро возобновить свою работу.
Но самое главное, что в результате безналогового ввоза нефти госбюджет понесет существенные убытки. Если нефть будет закуплена по нынешней цене 120 долларов за баррель, то госбюджет недополучит только в виде НДС около 1 миллиарда 400 миллионов гривен. А окончательные потери будут еще больше, ведь произведенное из этой нефти горючее также будет реализовано без уплаты НДС.
Большинство экспертов и участников рынка склоняются к мысли, что гораздо более эффективным может стать временное снижение акцизов. В прошлом году именно таким образом правительству удалось стабилизировать рынок. Эта мера быстро остановит цены, что очень важно в преддверии посевной кампании.
Кроме того, данный механизм менее болезненный для госбюджета. Если сейчас снизить акцизы по прошлогоднему образцу — а это 50 евро за тонну бензина и 20 евро за тонну дизтоплива, — то потери бюджета во втором квартале составят около миллиарда гривен. А чтобы их компенсировать, можно вернуться к прошлогоднему уровню ставки ренты на добычу нефти, которая была резко снижена с начала нынешнего года. Правительству необходимо изъять у нефтяных компаний сверхприбыль, образовавшуюся на спекулятивно высоких ценах на нефть, и направить ее на снижение налогов на топливо, то есть, по сути, на поддержку простых автомобилистов и селян.
503Читайте нас у Facebook