Народный мастер Марина Нестерова: «Чаще всего вышиваю на яйцах букетики роз и корзинки с анютиными глазками» (фото)
Начав осваивать различные техники декоративно-прикладного искусства в 1995 году, Марина Нестерова уже в 1998-м стала народным мастером Украины. В активе художницы участие в международных и украинских выставках, ее работы украшают коллекции многих иностранных послов, министров и дипломатов.
В этом году Марина Нестерова собирается представить на выставке в Великобритании яйца, расшитые шелковыми нитками.
Но эта уникальная техника — не единственное увлечение Марины. Она занимается также флористикой, керамикой, росписью по шелку, бересте, живописью на пере, вышивает иконы…
— Вообще-то я профессиональная медсестра, родилась в городе Белозерское Донецкой области, — рассказывает мастер. - Когда в 1995 году в трамвайно-троллейбусном управлении перестали платить зарплату, мы с мужем (он — инженер) занялись евроремонтами, половину Донецкой области обоями обклеили. А как-то, гуляя по донецкому Арбату — бульвару Пушкина, — где народные мастера выставляют свои работы, я воскликнула: «Боже, какие есть талантливые люди!» и подумала: «Может быть, и я так смогу…» Для начала попросила супруга купить мне краски. Написала пару картин, потом освоила работу с папье-маше «де купаж», другие техники, решив, что ни на чем не буду останавливаться надолго…
Как-то Марина прочитала о том, что в XVIII веке во Франции к Пасхе изготовляли вышивку на яичной скорлупе. Однако описания техники вышивания на столь хрупкой основе она нигде не нашла. Пришлось самостоятельно разрабатывать как способы подготовки материала, так и технологию самой вышивки. Поначалу отверстия в скорлупе стоматологическим сверлом проделывал супруг мастерицы.
— У меня нервы сдавали, и, конечно, «материал» разбивался, — признается Марина. — Наш пес объелся яйцами, а мы — блинами, прежде чем у меня получилось подготовить яйцо под вышивку.
Сейчас Марина наловчилась самостоятельно высверливать отверстие, через которое извлекается сначала содержимое яйца, а затем пленка, покрывающая стенки скорлупы изнутри. В пустую очищенную скорлупу она капает 1 миллилитр парафина, пропитанного ванилью. Этот способ ароматизации основы для вышивки Марина придумала сама. Яйцо сушится дня три, после этого мастерица наносит на скорлупку эскиз и принимается за высверливание отверстий под будущую вышивку. Работает в медицинской маске, как стоматолог, чтобы не вдыхать летящую из-под сверла кальциевую пыль. Главное в этой кропотливой операции — правильно, легко держать яйцо, чтобы не раздавить.
— Яичную скорлупу «под вышивку» ничем не укрепишь, — объясняет Марина, — если смазать ее клеем или нанести эмаль, то яйцо потеряет естественные цвет и фактуру, не будет таким гладким, скользящим на ощупь.
Собеседница признается, что часто бывало: сделает последний стежок и нечаянно нажатием пальчика придавит скорлупку… А даже самая маленькая трещинка — это уже брак. И все приходится начинать сначала.
Чаще всего Нестерова вышивает на яйцах букетики роз и корзинки с анютиными глазками. Благодаря тщательно подобранной цветовой гамме, цветы и листочки выглядят объемными. Для декорирования одного яйца мастер использует нитки и ленточки четырех цветов, а если это разноцветный букет, то восьми.
Самый главный секрет техники: как ей удается продевать и вытаскивать ниточку и ленточку через крохотное отверстие в твердой и в то же время хрупкой поверхности — Марина не раскрывает.
— На прошлогодней выставке народного мастерства в Музее народной архитектуры и быта в Пирогово посетители, рассматривая мои вышивки на яичной скорлупе, спрашивали: «Это вы наклеили цветочки на яйца?» А я отвечала: «Нет, они не обклеенные, они вышитые…
В этом году мастерица собирается представить расшитые шелковыми нитками яйца на выставке в Великобритании, если до октября сумеет подготовить хотя бы 15 экземпляров. На одну работу уходит минимум пять дней, ведь приходится часто отдыхать — очень устают глаза.
— Я поработаю над яйцом, потом переключаюсь, например, на вышивку, — рассказывает мастер, освоившая множество разных техник народного творчества.
Это и рисунок на пере, и картины из перьев и пуха. Несколько таких работ приобрела у Марины Алла Пугачева. Мастерица запатентовала также вышивку гладью с применением техники «разбросанных палочек», которая создает эффект натуральности вышитого изображения.
— На выставке в Англии посетители старались потрогать моего «Котенка», вышитого в технике «разбросанных палочек», и спрашивали: «Это вы настоящую кошачью шерсть на ткань приклеили?» И лишь рассмотрев картину под лупой, люди убеждались, что это вышивка, — вспоминает Марина Нестерова. — Похожего «Котенка» я вышила для Людмилы Янукович. Конечно, это не точная копия, потому что повторить такую картину невозможно, да я и не стремлюсь к этому.
А вышивки со стереоэффектом, или как сейчас говорят, в формате 3D, я впервые увидела в доме Нестеровой. Чтобы создать иллюзию плывущей рыбки, Марина вышивает ее на капроне, потом из части нитей снимает верхний слой, истончая их до «микронной» доли человеческого волоса. Так достигается эффект прозрачности хвостика и плавничков рыбки. Готовую вышивку помещает в рамку под стекло, а на подрамник, прикрепленный на расстоянии 0,5-1 сантиметр, наклеивает песочек, ракушки, камушки, водоросли — морское дно. И вот рыбка уже плывет, переливаясь всеми цветами радуги!
В планах народного мастера Украины как освоение, так и создание новых техник декоративно-прикладного искусства. Она просматривает в интернете, что нового придумали коллеги по ремеслу в этой области, примеряет «на себя», и, наверное, очень скоро мы увидим новые, оригинальные произведения Марины Нестеровой.
Фото автора
4428Читайте нас у Facebook