ПОИСК
Україна

Стоимость литра бензина на заправках должна снизиться еще на 70 копеек, а дизельного топлива — на 60 копеек

9:00 13 червня 2012
Інф. «ФАКТІВ»
В Экспертно-аналитической группе при Кабмине считают, что падение цен на украинском рынке нефтепродуктов, учитывая ситуацию на мировых биржах, должно быть более стремительным

Огромные долги маленькой Греции стали катализатором глобальных экономических событий. Возможный дефолт и выход этой страны из еврозоны грозят обострением финансовых проблем в других европейских странах, также набравших многомиллиардные займы. Доверие инвесторов к европейской экономике тает, а вслед за ним падают курс евро и котировки крупнейших компаний на мировых биржах.

В последнее время ситуация в Европе начинает негативно влиять на весь мир. Парадокс, но опасения по поводу нового мирового экономического кризиса имеют и свою положительную сторону. Понимая, что в условиях кризиса развитие экономики замедлится, а покупательская способность населения упадет, финансисты уже не столь рьяно вкладывают деньги в сырье, прежде всего в нефть. Это привело к тому, что цена черного золота на мировом рынке начала снижаться. С марта по июнь нефть марки Brent подешевела со 122-125 долларов до уровня ниже 100 долларов за баррель (нефтяной баррель равен 159 литрам). Казалось бы, пропорционально должны снизиться и цены на украинских автозаправочных станциях. Ведь курс гривни по отношению к доллару остается практически неизменным. К сожалению, отечественные нефтетрейдеры традиционно не спешат уменьшать цены.

Нефтяные компании намеренно прикрываются фактором «нераспроданных запасов», чтобы до последнего сопротивляться снижению цен

В Экспертно-аналитической группе по вопросам функционирования рынка нефти и нефтепродуктов и развития нефтеперерабатывающей отрасли при Кабмине считают такую ситуацию недопустимой. С начала мая средние европейские котировки бензина А-95 снизились на 14,9 процента, дизельного топлива — на 11 процентов, отмечают в секретариате группы. Однако в Украине средняя стоимость 95-го бензина уменьшилась лишь на 1,5 процента, а солярки — на 4,4 процента! Кивать в сторону производителей — нефтеперерабатывающих предприятий — не приходится: Украина наводнена импортными нефтепродуктами. Так в чем же тогда причина?

Независимые эксперты частично оправдывают столь «странное» поведение бизнесменов необходимостью дораспродать накопленные ранее запасы топлива.

РЕКЛАМА

 — Рынок реагирует на изменение трендов с задержкой в три-четыре недели, — поясняет заместитель директора по научной части НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев.

 — Экономическая цепочка «заказ нефти — факт покупки нефти — переработка — поступление бензина на АЗС» действует с большим временным лагом (задержкой), — говорит эксперт Института энергетических исследований Юрий Корольчук. — И проходит как минимум месяц, пока цена начнет по-настоящему реагировать на изменение сырьевой конъюнктуры, а удешевление топлива станет ощутимым.

РЕКЛАМА

Тем не менее многие специалисты признают: наши нефтяные компании намеренно прикрываются фактором «нераспроданных запасов», чтобы до последнего сопротивляться снижению цен.

 — Это у них такое любимое «развлечение» — делать вид, что нефть не дешевеет, — отмечает Юрий Корольчук.

РЕКЛАМА

Такого же мнения придерживаются и в Экспертно-аналитической группе. В ее секретариате считают, что отечественные нефтетрейдеры откровенно лукавят, жалуясь, дескать, снизив цены, придется работать себе в убыток. Финансовые отчеты свидетельствуют: май для нефтяных компаний был более чем прибыльным месяцем. В среднем на тонне топлива бизнесмены зарабатывали 222 доллара! В июне доходы нефтетрейдеров еще выше — 284 доллара на тонне. О какой работе «в минус» здесь можно говорить? Скорее, речь идет о нежелании терять сверхприбыль. Ведь на носу сезон отпусков, когда спрос на топливо традиционно увеличивается. Но такое сознательное завышение цен больно бьет не только по кошельку автомобилистов, но и по экономике страны в целом.

Стоит, однако, отметить, что на прошлой неделе у нефтетрейдеров появилась еще одна зацепка для оправдания своих действий. В Украине вступил в силу закон о плавающей ставке акциза на нефтепродукты. Если цена на нефть растет к своим пиковым значениям, акциз снижается. Падает — акциз возвращается к прежним позициям. Тем самым сглаживаются ценовые колебания, на которых так любят играть нефтяные компании. Впрочем, в Экспертно-аналитической группе уверены: вступление в силу закона (несмотря на негативные заявления ряда трейдеров) не повлечет за собой увеличение цены нефтепродуктов на украинском рынке. Во-первых, темпы снижения стоимости бензина и дизтоплива в Украине значительно отстают от темпов снижения цен на нефть на мировых торговых площадках и темпов снижения цен на нефтепродукты в Европе. Кроме того, сегодняшний уровень маржи (торговой наценки) у нефтяных компаний позволит им пережить определенное увеличение налоговой нагрузки без того, чтобы это каким-то образом сказалось на конечном покупателе.

«Если нефть не подорожает, 95-й бензин будет стоить 10,5 гривни за литр, дизтопливо — менее 9,5 гривни за литр»

Поведением нефтетрейдеров уже заинтересовались в Антимонопольном комитете Украины. По мнению его представителей, «сегодня отсутствуют объективные экономические основания для удержания цен на существующем уровне». В конце мая Антимонопольный комитет рекомендовал участникам рынка нефтепродуктов снизить цены на бензин А-95 «до уровня, который существовал бы в условиях значительной конкуренции на рынке».

К ответу призывают бизнесменов и в Экспертно-аналитической группе.

 — Снижение цен на украинском рынке нефтепродуктов должно быть более стремительным и динамичным, чем оно есть сейчас, учитывая тенденции к уменьшению цен на нефтепродукты на европейских биржах, высокую долю импортных нефтепродуктов и наличие большого запаса топлива на отечественном рынке, — заявляют в секретариате группы.

Экспертно-аналитическая группа будет рекомендовать ее участникам снизить цену бензина А-95 на 70 копеек за литр, а дизельного топлива — на 60 копеек за литр. По мнению экспертов, жесткая реакция со стороны правительства уже в ближайшее время вынудит сети АЗС уступить. В результате цены вернутся к уровню, существовавшему до весеннего подорожания.

 — Если нынешняя стоимость нефти продержится до середины июня, можно ожидать снижения цен в рознице до уровня начала года: 10,5 гривни за литр 95-го бензина и менее 9,5 гривни за литр дизтоплива, — заявил директор ООО «Консалтинговая группа А-95» Сергей Куюн.

Экспертно-аналитическая группа была сформирована в результате подписания Меморандума между Кабинетом министров Украины и участниками рынка нефтепродуктов с целью оперативной отработки вопросов развития рынка нефти и нефтепродуктов и развития нефтеперерабатывающей отрасли. Участниками группы являются высшие руководители профильных органов власти, руководители компаний — участников топливного рынка и эксперты.

595

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів