ПОИСК
Культура та мистецтво

Дочь Анатолия Папанова Елена: «В квартире у мамы все сохранилось, как было при папе. В шкафу до сих пор висят его костюмы»

7:00 9 серпня 2012
Двадцать пять лет назад перестало биться сердце знаменитого актера

Известие о том, что Анатолий Папанов умер, шокировало летом 1987 года миллионы советских театралов и любителей кино. Ничто не предвещало беды. Вернувшись в Москву со съемок фильма «Холодное лето 53-го», проходивших под Петрозаводском, Анатолий Дмитриевич должен был лететь в Ригу, где гастролировал Театр сатиры, в котором он работал. Однако к началу спектакля актер не явился.

Коллеги и жена Анатолия Дмитриевича Надежда Каратаева, работавшая с ним в одном театре и в это время уже находившаяся в Риге, не на шутку встревожились. Звонили в Москву, но он почему-то не отвечал. Заподозрив неладное, связались по телефону с дочерью и зятем. Зять поехал к Анатолию Дмитриевичу домой. Однако открыть дверь не смог — она была заперта изнутри на защелку. Попасть в квартиру на 13-м этаже оказалось возможным только через балкон. Анатолия Папанова обнаружил в ванной. Он был мертв.

Врачи констатировали смерть от остановки сердца. Анатолий Папанов, запомнившийся зрителям блестяще сыгранными ролями в фильмах «Бриллиантовая рука», «Двенадцать стульев», «Живые и мертвые», «Джентльмены удачи», «Берегись автомобиля», «Белорусский вокзал» и во множестве других картин и театральных постановок, лишь немного не дожил до 65 лет.

О том, каким человеком был Анатолий Дмитриевич, вспоминает его дочь актриса театра и кино Елена Папанова.

РЕКЛАМА

— В октябре папе исполнилось бы 90 лет, — говорит Елена Папанова. — На его родине в Вязьме к юбилею откроется памятник. Анатолий Папанов сидит на лавочке с поднятой рукой — как будто декламирует какое-то стихотворение. А рядом с ним — свободное место, где можно присесть и сфотографироваться с артистом. Папа очень любил поэзию — и классическую, и современную. У него была хорошая поэтическая библиотека.

— Как Анатолий Дмитриевич обычно отмечал дни рождения?

РЕКЛАМА

— Как правило, праздновал дома в тесном семейном кругу. За столом собирались родственники. Приезжала с сыновьями его старшая сестра, которую он очень любил и опекал до конца своей жизни. Она работала директором маленькой гостиницы в подмосковном городе. Конечно же, приходили мои бабушки и дедушки. Мама пекла пироги, готовила заливное, курицу, его любимую рыбу.

— Какие подарки вы ему дарили?

РЕКЛАМА

— Папа больше любил дарить подарки, чем получать. Например, когда мы с мужем поженились, он с мамой подарил нам однокомнатную кооперативную квартиру, а потом еще и «Волгу». Купив себе 24-ю модель, отдал нам 21-ю.

*Елена Папанова: «Папа много работал и очень мало отдыхал»

— Что в вашем доме сегодня напоминает об отце?

— В моей квартире висит его большой портрет. А у мамы, которая живет отдельно, практически все сохранилось, как было при папе. Она с тех пор еще и ремонт не делала. В шкафу до сих пор висят его костюмы.

— Ваш отец мечтал стать актером с детства?

— Думаю, да. Мой дедушка, папин отец, работал в Вязьме на военных складах. А в свободное время играл в народном театре. К театральному искусству приобщал и своих детей — дочку и сына. Однажды в каком-то спектакле нужно было воспроизвести раскаты грома. И дедушка для этого утащил из дому корыто! Папа стучал по нему за кулисами и таким образом воспроизводил грохот грома. В 1920-е годы корыто было большой ценностью. Когда бабушка обнаружила, что его нет на месте, очень ругалась.

— Прежде чем стать артистом, ваш отец поработал на заводе в ремонтном цеху.

— Да, это так. Когда поступал в ГИТИС, за плечами была рабочая профессия и фронтовой опыт. На фронте папа был тяжело ранен в ногу — лишился большого пальца. Поступать в ГИТИС он пришел с палочкой. Избавиться от нее смог благодаря занятиям по хореографии и специальным упражнениям.

— Выходит, его излечило искусство?

— Его исцелила мечта! Он очень хотел быть актером.

— В ГИТИСе Анатолий Дмитриевич познакомился с вашей мамой, с которой прожил в браке 43 года. Говорят, он любил повторять, что однолюб.

— Мама младше отца на два года. Сейчас ей 88 лет, но она до сих пор играет в Театре сатиры. В спектакле «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» исполняет роль фрекен Бок. С папой она училась на одном курсе. Часто с занятий возвращались домой на одном трамвае. И он, и она были фронтовики, им было о чем поговорить. И вот, как говорит мама, «ездили, ездили и доездились».

— Красиво ухаживал?

— Если имеете в виду какие-то подарки, дарить их не имел возможности. Папа из бедной семьи, да только вернулся с фронта. Где деньги взять? Наоборот, в маминой семье его еще и подкармливали — он был очень худой, бедно одет. Тем не менее маме нравился, она всегда говорила, что он самый способный студент на курсе. Потом, когда стал зарабатывать, отдавал ей зарплату и говорил, чтобы купила себе то, что ей нравится. Она распоряжалась в семье бюджетом.

*Свою последнюю роль в кино Анатолий Папанов сыграл в картине «Холодное лето 53-го»

— Когда к вашему отцу пришла слава, он много зарабатывал?

— Думаю, его заработки были одними из самых высоких в актерской среде, но несравнимо меньшими, чем у эстрадных певцов. У него были хорошие машины, он купил дачу.

— Чаще отдыхал на ней или работал?

— Папа очень любил ездить на дачу, но посадками не занимался. Всегда говорил, что предпочитает труд, который быстро дает результаты. С удовольствием расчищал дорожки от снега, землю вскапывал... Помню, как примерно за год до смерти мы с папой собирали на даче яблоки. В октябре неожиданно выпал ранний снег. И мы спасали урожай.

— Каким человеком ваш отец был в быту?

— Очень аккуратным. В пище и одежде — непритязательным. Одевался очень просто. К примеру, в шкафу висела дубленка, хорошие костюмы. Все это было в то время дефицитом. А он надевал джинсы, куртку, потому что так ему было удобно.

— Чем увлекался?

— Любил заниматься спортом — плавал, катался на коньках, на лыжах, на велосипеде. На даче играли в настольный теннис, бадминтон. Тусовок не любил. Практически все время посвящал работе и семье.

— Одним из его друзей был известный сценарист и режиссер Виктор Мережко. Он вспоминал, как в вашем доме его угощали черной и красной икрой.

— Виктор Мережко не раз приходил к нам в гости с женой и дочкой. Он сдружился с отцом в последние годы папиной жизни. А по молодости отец много общался с Евгением Весником.

— А в каких отношениях Анатолий Папанов был с Андреем Мироновым?

— Они не были друзьями. Их сближало творчество. Не только снимались вместе и играли в театре, часто ездили по стране с концертами. В первом отделении обычно выступал папа — читал что-то серьезное, например, Пушкина, а во втором — Андрей Миронов. Его программа была легкой, веселой...

— В одном интервью Александр Ширвиндт рассказывал, что ваш отец не любил находиться в эпицентре славы. Избегая излишнего к себе внимания, носил кепку, темные очки... Говорят, особенно не любил, когда на улице кто-то восклицал: «О, Волк идет!», имея в виду Волка из мультсериала «Ну, погоди!», роль которого озвучил Анатолий Папанов.

— Ну а кому такое нравится? Я как актриса скажу вам: каждый артист сначала очень хочет быть популярным. Но вдруг наступает момент, когда чрезмерное внимание начинает угнетать. Папа, хотя и редко, но ходил в магазины. Зимой ставил машину в гараж и ездил в метро.

— Скажите, а вы ощущали на себе отцовскую славу?

— Я очень комплексовала и никогда не афишировала, что являюсь дочерью Папанова.Часто мои знакомые, узнав спустя длительное время после общения кто мой отец, говорили: «Что же ты молчала? Оказывается, ты дочка Папанова!»

* «С Андреем Мироновым папу сближало творчество, — вспоминает Елена Папанова. — Они снимались вместе в кино и играли в театре, часто ездили по стране с концертами» (кадр из фильма «Бриллиантовая рука»)

— Вы стали актрисой, потому что об этом мечтали родители?

— Родители очень не хотели, чтобы я становилась актрисой. А я решила попробовать.

— Говорят, что ваш отец умер от того, что работал на износ...

— Мы с мамой думаем, что причина именно эта — папа много работал и очень мало отдыхал. Он играл в театре, снимался в кино, преподавал в ГИТИСе. Мама его отговаривала от съемок в фильме «Холодное лето 53-го». Но он ей сказал: «Нет». Сценарий его заинтересовал. Кроме того, в кино он последнее время снимался не очень много и хотя не любил популярности, все-таки боялся, чтобы зрители его не забыли.

— Как вы узнали о смерти отца?

— Мы с семьей были на даче, когда отец приехал в Москву по делам своего преподавания в ГИТИСе. В доме была отключена горячая вода, и он стал под холодный душ. Случился сердечный спазм. Мне позвонили из Риги и сказали, что отец почему-то не приехал на спектакль. Муж обнаружил папу в квартире мертвым.

— Правда, что накануне смерти Анатолий Дмитриевич получил большой гонорар, но деньги каким-то образом бесследно пропали из квартиры?

— Да, исчезла приличная сумма, которую папа получил за съемки в фильме «Холодное лето 53-го». Кто взял их, неведомо. Когда случилось горе, в доме ведь побывало много посторонних людей.

— Не допускаете, что смерть могла быть как-то связана с исчезновением денег?

— Что вы, нет-нет!

— А спустя девять дней в Риге, как известно, внезапно умер и Андрей Миронов.

— Да, Андрей Александрович ушел следом за папой. За одно лето Театр сатиры потерял двух ведущих актеров. И вот представьте: начало нового театрального сезона, первый спектакль, в зале собрались зрители, а занавес... не открывается. Техники чего только не предпринимали, а он — ни в какую. Зрители сидели в ожидании начала спектакля минут пятнадцать. И вдруг занавес открылся... Думаю, в этом есть какая-то мистика. Театр будто бы скорбил таким образом по актерам, которые посвятили ему много лет своей жизни.

2995

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів