Получив ожоги 70 процентов тела и перегрев мозга, мужчина выжил
Сейчас
— Александр — один из самых тяжелых больных, которых я наблюдал за свою многолетнюю практику, — рассказывает заведующий отделом термических поражений и пластической хирургии Донецкого института неотложной и восстановительной хирургии имени Гусака АМН Украины Эмиль Фисталь. — Когда пациента доставили из Горловки, он был без сознания. Мужчина получил ожоги третьей степени около 70 процентов поверхности тела. Пострадала в основном верхняя часть туловища: лицо, грудная клетка, руки. Он не только «сварился» в паровой бане, получив колоссальный общий перегрев организма, в том числе и головного мозга, ожог дыхательных путей, но и отравился химическими веществами — надышался токсичными парами полистирола, отчего развилась и долго держалась пневмония. Ожоговая болезнь нарушила работу легких, почек, сердца, головного мозга.
*Эмиль Фисталь: «Жена Лидия постоянно была рядом с Александром, следила, чтобы он скрупулезно выполнял назначения врачей, и это помогло нам быстрее поставить пациента на ноги». Фото автора
Несчастье произошло, когда Александр очищал формовочную камеру. Внезапно дверь захлопнулась, и мужчина оказался в смертельной ловушке. Рабочие заметили, что в камере есть человек, и сразу отключили подачу пара. Однако температура там оставалась очень высокой — около 100 градусов. Прошло больше десяти минут, прежде чем Александра вызволили.
О том, что случилось, сразу сообщили жене пострадавшего Лидии, честно предупредив: врачи не уверены, выживет ли он. Но, наверное, мужчина родился под счастливой звездой. Александра успели доставить в областной ожоговый центр, даже несмотря на то, что «скорая», в которой его везли, попала в ДТП.
— Позже мне сообщили, что оба врача получили травмы: один — перелом руки, другой — перелом ноги, — говорит Александр Коновалов (из-за поврежденных голосовых связок осипший голос мужчины едва слышен). — Я чудом не пострадал. Меня быстро переместили в другую неотложку и доставили в Донецк.
Трое суток Александр дышал с помощью аппарата искусственной вентиляции легких. В течение десяти дней он перенес две сложнейшие операции, во время которых поврежденные участки очистили, временно закрыв раны искусственной кожей. Затем мужчине сделали третье вмешательство — пересадку его собственной кожи, которую взяли с плеч, полностью закрыв все поврежденные участки. Врачи надеются, что ему больше не потребуются реконструктивные операции. Пострадавшего уже перевели из реанимации в общую палату.
— Очевидно, этот пациент выжил благодаря колоссальным защитным функциям организма, — считает профессор Фисталь. — Такую роль выполняет кожа, которая в случае перегрева принимает удар на себя, еще долго сохраняя естественную температуру внутри организма. Важно и то, что Александру с первых минут оказали медицинскую помощь: ввели препараты, снимающие отек головного мозга. Если пересаженная аутокожа (собственная кожа пациента. — Авт.) успешно приживется, то в ближайшее время мы выпишем пациента. Безусловно, восстановительный период будет довольно длительным. Больному потребуются физиотерапевтические процедуры, солевые ванны и ингаляции. Желательно курортное лечение.
— В тот день, когда произошло несчастье, я с особенным нетерпением ждала мужа с работы, — рассказывает жена Александра Лидия Коновалова. — Ведь вечером собирались праздновать мой день рождения. Кроме того, это была последняя Сашина смена перед отпуском. Мы планировали вместе с внучкой отдохнуть на море.
Жена пострадавшего говорит, что расходы на лечение взяло на себя предприятие. Помогают деньгами и товарищи Александра по работе. Лидия оберегает мужа от сквозняков, которые он все еще остро ощущает кожей. Тем не менее у пациента уже восстановилось лицо — даже не скажешь, что месяц назад оно буквально «сварилось». Чтобы заживление шло быстрее, супруга постоянно накладывала Александру толстый слой защитной мази, не давая высыхать кожным покровам.
Фото в заголовке Константина Буновского
11173Читайте нас у Facebook