При продаже автомобиля можно оставить за собой номера, чтобы при оформлении новой машины вновь за них не платить
За последний год Кабинет министров издал несколько постановлений, упрощающих процесс переоформления автомобиля. К примеру, о том, что новому владельцу теперь будут выдавать не временный «трехмесячный» техпаспорт, а сразу постоянный (раньше так делалось, если автомобиль был из другого региона или из-за границы). О том, что нет больше необходимости в оценке машины перед постановкой на учет. О том, что отменен обязательный осмотр транспортного средства экспертом, сверяющим номера кузова и двигателя, и о том, что зарегистрировать машину теперь разрешается в любом МРЭО Украины. Водителям даже обещали, что скоро останется в прошлом и сама процедура снятия и постановки на учет: продавец с покупателем смогут просто прийти в МРЭО и переоформить машину с одного владельца на другого.
Увы, по-прежнему приходится сначала снимать автомобиль с учета (обязательные платежи — 400 гривен, без эксперта — 220 гривен), делать оценку и оформлять справку-счет
«Хранение номерного знака в МРЭО обойдется в три гривни в день»
— Виктор Семенович, нам обещали, что при покупке машины не придется ее снимать с учета и затем вновь ставить на учет.
— Такие изменения в действующем законодательстве есть. Продавцу и покупателю достаточно явиться с автомобилем в подразделение МРЭО, имея при себе паспорт, идентификационный код, техпаспорт, а также документ, подтверждающий законность приобретения машины (справку-счет, договор купли-продажи). Все эти бумаги они передадут инспектору, который переоформит автомобиль с одного человека на другого. Если оба — жители одного региона, то можно не менять государственный номер транспортного средства. Это удешевит процедуру переоформления.
К сожалению, в законодательстве пока остаются несостыковки. Если речь идет о перерегистрации автомобиля по решению суда или праву на наследство, то проблем нет. А вот если машину переоформляют на основании справки-счета или нотариально заверенного договора о купле-продаже, они возникают. В новых правилах регистрации транспортных средств сказано, что автомобиль не нужно снимать с учета, но в постановлении Кабинета министров № 1200 от 2009 года, которое регулирует правила торговли, указывается, что договор купли-продажи или справка-счет оформляются только после того, как транспортное средство будет... снято с учета! Нотариусы или комиссионные магазины не могут идти против этого требования. Так что давайте дождемся, пока будут полностью устранены несостыковки в законодательстве.
— Почему ГАИ не может взять на себя оформление справки-счета, за которую облепившие МРЭО частники дерут до тысячи гривен?
— Выдача справок-счетов непосредственно в подразделениях Госавтоинспекции, вероятно, существенно сократила бы процедуру переоформления. Но действующее законодательство не предусматривает для подразделений ГАИ такой вид деятельности.
— И номерные знаки, которых часто не хватает, сохранить тоже нельзя... Приходится покупать новые.
— Сохранить номерной знак можно! Для этого владелец при снятии автомобиля с учета пишет заявление, в котором просит оставить за ним госномер, после чего тот попадает на хранение в МРЭО (это стоит около трех гривен в день, срок хранения не ограничен. — Авт.). Ведь старую машину у нас, как правило, продают, чтобы купить новую. Так вот, при постановке на учет нового авто вам уже не придется платить за новый номер (135 гривен. — Авт.), вы получите прежние номерные знаки. Написав заявление, вы можете также закрепить номера своего автомобиля за другим человеком (например, будущим покупателем вашей машины, если вы уже знаете его. — Авт.).
«Инспектор ГАИ не может с уверенностью сказать, перебиты номера агрегатов или нет»
— Столичным водителям обещали, что до 1 августа большинство киевских МРЭО начнут работать в режиме «единого окна».
— «Единое окно» — это подразделение МРЭО, в которое может обратиться любой гражданин Украины, независимо от места проживания, и зарегистрировать приобретенный автомобиль. Такие «окна» уже открылись во всех регионах Украины, но для Киева они особенно актуальны, так как в столице живут и работают много приезжих. Раньше при оформлении приобретенной машины им приходилось перегонять ее в свой регион. Теперь этого делать не надо.
— А номера в таком случае выдают киевские?
— Выдают номерные знаки того региона, где зарегистрирован автовладелец. К примеру, житель Львовской области, ставя на учет авто в столице, получит львовские номера. Для этого в каждом из таких подразделений есть полный набор номерных знаков. После оформления составляется специальное сообщение о том, что гражданину, поставившему на учет автомобиль, выдан такой-то номерной знак. Затем оно фельдъегерской почтой отправляется в подразделение ГАИ, где зарегистрирован автовладелец. В дальнейшем, когда заработает единая база данных ГАИ Украины, обмениваться информацией станет проще.
— А где в столице можно воспользоваться подобной услугой? Говорят, «единое окно» работает только в МРЭО № 12 на улице Новоконстантиновской,
— Это устаревшая информация. В каждой области уже действует как минимум одно такое подразделение. А в столице «единым окном» можно воспользоваться в одиннадцати из тринадцати киевских МРЭО (кроме МРЭО №№ 2 и 10. — Авт.).
— После того как был отменен обязательный осмотр автомобиля экспертом, при переоформлении машину все равно осматривает инспектор. Причем бесплатно. Так стоит ли тратить деньги и на экспертизу?
— Инспектор МРЭО во время осмотра сверяет соответствие номеров кузова и двигателя с теми, что указаны в документах, а также тип кузова. Он может обнаружить какие-то явные огрехи и доложить о них своему начальнику, который принимает решение о проведении экспертизы. Но, хочу особо подчеркнуть, инспектор не является специалистом, поэтому не может со стопроцентной уверенностью сказать, перебиты номера агрегатов на транспортном средстве или нет. Согласно постановлению Кабинета министров Ь 1388 в новой редакции, ответственность за подлинность идентификационных номеров транспортного средства и соответствие их записям в регистрационных документах несет владелец. Поэтому я бы рекомендовал не покупать кота в мешке, а все-таки пользоваться услугами экспертов. Это сугубо мое мнение. Как свидетельствует статистика, в столице только 50 процентов покупателей не отказываются от осмотра машины экспертом. Остальные 50 процентов верят в то, что проблем с автомобилем не будет.
Уплату трехпроцентного сбора в Пенсионный фонд при регистрации подержанной машины скоро... отменят
Трехпроцентный сбор в Пенсионный фонд долгие годы оставался основным платежом при постановке автомобиля на учет. После того как оценку машин в ГАИ отменили, размер сбора высчитывается на основании стоимости автомобиля, указанной либо в договоре купли-продажи, либо в справке-счете. Еще год назад эта сумма могла быть... любой — хоть тысячу гривен. Фирмочки по оформлению сделок закрывали на это глаза, а в ГАИ, хотели они того или нет, не принять документы не имели права. В итоге продавец экономил на подоходном налоге, а покупатель — на сборе в Пенсионный фонд.
Сейчас все стало намного строже. К справке-счету должен прилагаться акт оценки. Впрочем, фирмы проводят оценку самостоятельно, якобы на основании справочника-автотовароведа. Но фактически в разных конторах сумма оценки может сильно отличаться. Скажем, нашу двухлетнюю «Шкоду Октавия» в одной фирме оценили в 110 тысяч гривен, в другой — в 80 тысяч гривен (реальная рыночная цена автомобиля порядка 125 тысяч гривен). Однако о тысяче гривен речь в любом случае больше не идет.
Самое обидное, что трехпроцентный сбор платится не один раз, а при каждом переоформлении. Однако эта несправедливость вскоре может остаться в прошлом. Президент Украины направил в парламент законопроект, отменяющий уплату «пенсионного» налога при повторной регистрации автомобиля. Что же касается первичного оформления новой машины в ГАИ, то сбор планируется сделать дифференцированным. Для автомобилей стоимостью до 181 тысячи 830 гривен он так и останется трехпроцентным. Тем, кто покупает в салоне автомобиль ценой до 319 тысяч 580 гривен, придется заплатить 4 процента, а свыше этой суммы — 5 процентов. Учитывая авторство законопроекта, говорят эксперты, есть все основания полагать, что он будет принят.
55069Читайте нас у Facebook