ПОИСК
Україна

«Закон о референдуме дает возможность выносить на обсуждение вопросы, не предусмотренные Основным Законом. К примеру — о новой редакции Конституции»

18:00 28 листопада 2012
Глава государства подписал принятый парламентом документ, который, по мнению оппозиции, может позволить власти продавливать любые непопулярные вопросы

Президент одобрил принятый на одном из последних заседаний Верховной Рады Закон «О всеукраинском референдуме». Документ определяет организацию и порядок проведения народного плебисцита, а также обозначает круг вопросов, которые могут быть решены путем всеобщего голосования. В частности, о проведении референдума могут объявить глава государства и парламент, а инициировать его проведение — народ и Верховная Рада. Для этого необходимо, чтобы как минимум три миллиона граждан Украины, имеющих право голоса, поставили свои подписи под требованием о проведении референдума. При этом подписи должны быть собраны не менее чем в двух третях областей страны — по 100 тысяч подписей в каждой из них, не меньше. Результаты народного волеизъявления на плебисците окончательны и не требуют утверждения или одобрения какими-либо органами государственной власти.

У политиков документ вызвал неоднозначную оценку. Это и неудивительно, ведь в Украине впервые был принят закон, позволяющий менять Конституцию не только парламентариям, но и гражданам страны. Причем Верховная Рада устраняется и от процедуры имплементации решений референдума в жизнь.

Комментируя вступивший в силу документ, представитель Президента в парламенте, народный депутат от Партии регионов Юрий Мирошниченко сказал: «Это требование Конституции о том, что мы, парламентарии, должны принять порядок проведения референдумов. Нравится это политикам или нет. Мне странно слышать, что политики хотят лишить граждан права принимать решения относительно жизни в своей стране. Не надо забывать, кто слуга, а кто субъект власти».

Политикам, в частности представителям оппозиции, не нравится то обстоятельство, что на всенародное обсуждение могут выноситься достаточно неоднозначные предложения. Например, о выборах главы государства в парламенте, о вступлении Украины в Таможенный союз. Именно об этом предупреждал народный депутат Арсений Яценюк.

РЕКЛАМА

Кстати, бывший глава администрации Президента Виктор Медведчук, которого называют идеологом создания данного закона, уже предложил провести первый референдум как раз по вопросу присоединения Украины к Таможенному союзу. «Это поможет нашей власти и оппозиции избавиться от иллюзий о так называемой безальтернативности европейского выбора», — считает Медведчук.

Что же касается возможности узаконить избрание главы государства в парламенте путем проведения плебисцита по этому вопросу, то «оппозиция будет бить в набат, чтобы люди четко понимали: если Янукович хочет пожизненно остаться Президентом и без выборов, он будет это все оборачивать в обертку всенародного референдума», — заявил народный депутат Вячеслав Кириленко. Отменить закон о референдуме оппозиционеры попытаются, обратившись с соответствующим представлением в Конституционный суд.

РЕКЛАМА

Правда, первый Президент Украины, а ныне глава Конституционной ассамблеи Леонид Кравчук уверяет, что не слышал подобных идей от Виктора Януковича: «Он всегда повторяет одну и ту же фразу: «Народ избирал Президента и должен в дальнейшем его избирать».

А заместитель генерального директора — руководитель политико- правовых программ Центра Разумкова Юрий Якименко считает, что принятый закон не соответствует действующей Конституции. В интервью «ФАКТАМ» эксперт заявил: «Закон о референдуме предоставляет власти возможность выносить на обсуждение вопросы, не предусмотренные Основным Законом. К примеру — о новой редакции Конституции. То есть теоретически на всенародный плебисцит может быть вынесена любая редакция Основного Закона с любой формулой организации власти и с любым вариантом избрания президента. И хоть сегодня глава государства говорит о том, что президент страны должен избираться только всенародно, это не исключает возможности для проведения референдума по другим вариантам, признанным целесообразными на данный момент. В Украине были примеры изменений Основного Закона в угоду политической целесообразности. Так, в 2004 году проводилась конституционная реформа, а в 2010-м ее отменили. К сожалению, такие подходы могут иметь место и сейчас...»

РЕКЛАМА

919

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів