ПОИСК
Україна

Валерий Лозовой: «Мы вынуждены переходить к автоматической фиксации нарушений Правил дорожного движения»

7:00 25 січня 2013
Інф. «ФАКТІВ»
Начальник украинской Госавтоинспекции рассказал о новшествах, которые ожидают водителей

На днях Валерий Лозовой встретился с главными редакторами и журналистами ведущих изданий Украины. В этой встрече, во время которой обсуждались проблемы и новшества, связанные с работой ГАИ, приняли участие и «ФАКТЫ». О самом интересном из того, о чем говорили газетчики с Валерием Лозовым, предлагаем читателям узнать из этой публикации.

«О безопасности дорог нужно думать еще при их проектировании»

— Весь прошлый год мы работали по новым критериям, — говорит Валерий Николаевич, — полностью уйдя от старой формы оценки работы ГАИ по количеству составленных инспекторами протоколов. Сейчас основным критерием деятельности нашей службы является состояние аварийности на автодорогах и в населенных пунктах страны.

Если вы заметили, на дорогах государственного значения стало гораздо меньше нарядов ДПС. Остались только стационарные посты и автопатрули, которые и выявляют нарушения Правил дорожного движения.

Кроме предупреждения аварийности, Госавтоинспекцией сделан большой объем работы, направленной на выполнение социальных инициатив Президента Украины, Национального плана действий по внедрению программы экономических реформ на 2010-2014 годы. Я имею в виду нововведения, направленные на предоставление услуг населению в МРЭО и подразделениях.

РЕКЛАМА

Уменьшилось число всевозможных ненужных операций, платных услуг, количество которых сократилось где-то в два раза. А стоимость оставшихся услуг была снижена.

Например, выдачу водительских удостоверений мы упростили до минимума, и сейчас сдавать экзамен приходится только в трех случаях: получая после окончания автошколы водительское удостоверение, открывая категорию и после лишения водительского удостоверения за определенное нарушение Правил дорожного движения.

РЕКЛАМА

— Валерий Николаевич, как по-вашему, влияет ли состояние дорог на количество ДТП?

— Естественно, состояние дорожного покрытия — один из факторов, влияющих на число ДТП. Воздействие это может быть и прямым, и косвенным. Мое мнение, что о безопасности дорог нужно думать еще при их проектировании. К сожалению, не всегда так бывает. Например, новая трасса Киев — Чоп в Ровенской области проходит через населенные пункты, что несет множество рисков. Я думаю, что через населенные пункты дорога государственного значения проходить не должна!

РЕКЛАМА

Все развязки на упомянутой дороге находятся на одном уровне: и примыкание других дорог, и пересечение с ними, и развороты. Не выдерживает критики также покрытие улично-дорожной сети населенных пунктов. Водители, во избежание повреждения своих автомобилей, вынуждены объезжать бесконечные выбоины, и любой их маневр влечет создание аварийной ситуации для других участников дорожного движения.

Дважды в год — весной и осенью — мы проводим комиссионное обследование автомобильных дорог вместе с коммунальными службами и службами автодорог. По итогам обследования информируем Министерство инфраструктуры, Министерство жилищного хозяйства, органы прокуратуры. Кроме того, составляем административные протоколы на владельцев дорог, в том числе и за зимнее содержание — если дороги не убираются и не обрабатываются материалами противоскольжения. То есть принимаем все зависящие от нас меры. Но, к сожалению, зачастую получаем ответы, что на устранение недостатков нет средств!

«Переход на автоматическую фотофиксацию нарушений Правил дорожного движения надо закрепить законодательно»

— В продолжение этой темы хотелось бы вспомнить недавнюю публикацию в «ФАКТАХ», в которой говорилось о тенденции, когда в суде были выиграны иски только теми владельцами, транспорт которых стоял. Известно, что Правила дорожного движения обязывают водителей выбирать такую скорость, чтобы не попадать в ямы, не создавать ДТП. Но что делать, скажем, в темноте, на неосвещенной дороге? А ведь так бывает очень часто... Скажите, пожалуйста, может, назрел какой-то законопроект, в котором была бы закреплена ответственность дорожных служб за ненадлежащее состояние покрытия?- Я вас полностью поддерживаю. Но считаю, что и водители должны быть более подготовленными в правовом плане и активнее обращаться с исками в суд.

В моей практике был случай, когда машина попала в открытый люк, и водитель выиграл у коммунальной службы исполкома порядка ста тысяч гривен. Это был дорогой «Мерседес», у которого оказалось вывернуто колесо и повреждена подвеска.

— Валерий Николаевич, интересно было бы узнать, ГАИ навсегда отказалась от практики так называемых писем счастья, когда нарушители правил получали по почте материалы фотофиксации этих нарушений?

— После тестирования в конце прошлого года принято решение о внедрении автоматизированных комплексов «Гарпун», которые позволяют измерять скорость автомобиля на расстоянии, выявляя таким образом нарушителей скоростного режима.

В нынешнем году на дорогах государственного значения такими автоматизированными комплексами заменят старые измерители скорости (типа «Искра», «Радис» и другие), которые не имеют функции фото-, видеофиксации нарушения.

Фактически мы вынуждены переходить к автоматической фиксации нарушений Правил дорожного движения. Но сначала это положение надо закрепить законодательно.

— Почему, на ваш взгляд, так и не стали популярны европротоколы?

— Водители жалуются, что не умеют их заполнять. Может, есть смысл в автошколах отводить каких-то четыре часа, чтобы водители научились составлять схемы в европротоколе? Или же более плотно работать в этом плане с самими страховыми компаниями?

— Заполнить этот протокол несложно, но остаются опасения, что если не вызвать ГАИ, можно остаться, как говорится, с носом, и страховая компания не выплатит денег. Там, кстати, при оформлении полисов советуют на всякий случай вызывать ГАИ.

— Госавтоинспекции ведь надо еще доехать до места ДТП. Наш дежурный, конечно, видит ближайший к месту происшествия наряд, так как автомобили оборудованы системами GPS, и направляет его туда. Но что можно сделать, если на дороге в четыре ряда стоят машины? Мигалку включи — и она не поможет.

Поэтому, думаю, что вместе с представителями Моторно-транспортного страхового бюро, крупных страховых компаний можно найти решение этой проблемы.

— Вернемся к внедрению приборов автоматической фиксации превышения скорости. Как они будут работать? За границей, насколько я знаю, прибор фотографирует номер автомобиля и лицо водителя. А как будет у нас?

— Используя мировую практику, целесообразно фиксировать изображение автомобиля и его номерного знака. У нас, видимо, будет так же. И отвечать за нарушение станет владелец транспортного средства.

Если это будет принято на законодательном уровне, то на то, чтобы владелец сам смог оплатить штраф либо сообщить в ГАИ, кто на самом деле управлял машиной, когда было совершено нарушение Правил дорожного движения, будет отведено определенное время.

Кстати, если в городских условиях мы фиксируем нарушение скорости начиная с 80 километров в час, то до 80-ти, как правило, только предупреждаем. А Европа уже переходит на ограничение до 50-40 километров в час. Это связано с тем, что скорость движения влияет не только на безопасность, но и на пропускную способность магистрали. Чем выше скорость, тем большую дистанцию водитель начинает держать между автомобилями. А это уплотняет идущий за ним поток машин. При скорости 50 километров в час дистанция уменьшается.

«Обязательное ношение светоотражающих элементов на одежде может спасти пешеходу жизнь»

— Сколько сейчас в Украине стационарных постов ГАИ?

— Приказом утверждены 95 таких постов, которые оборудованы системой видеоконтроля «Рубеж». В Киеве, к примеру, работают шесть стационарных постов на выездах из города. Их эффективность очень высокая, о чем свидетельствует такой пример: когда у нас, на выезде из Киева на Броварском шоссе, на стационарном посту «Быковня» установили систему фотовидеофиксации «Арена», то за одни сутки работы в тестовом режиме в одной только левой полосе было зафиксировано... 2 тысячи нарушений.

— Есть вещи, на которые ГАИ не может повлиять, например, на введение обязательного ношения светоотражающих элементов на одежде у пешеходов, инициативу по поводу которого вы выдвинули. Как себе представляете реализацию этого правила?

— Использование светоотражающих элементов пешеходами это, прежде всего, их безопасность. Ведь в темноте на дорогах людей практически не видно, что становится причиной ДТП. А если бы у них на одежде был хоть какой-то светоотражающий элемент, это спасло бы им жизнь.

Существуют специальные фликеры, которые можно вынуть из кармана и легко закрепить на рукаве или пристегнуть к одежде. В прошлом году в рамках акции мы раздали тысячи этих фликеров детям. А ведь с таким устройством в темноте пешеход становится заметнее. Речь ведь не о том, чтобы полностью одеться в светящуюся одежду. Для детей вообще можно использовать специальную обувь — они это любят, или портфели со светящимися полосками.

— Чем вызвано возвращение к норме обязательного включения ближнего света?

— Исследования показывают, что включение ближнего света фар в светлое время повышает информативность автомобиля, что снижает риск совершения ДТП. Машина становится заметнее не только для водителей, но и для пешеходов, велосипедистов.

В автомобилях современного типа фары включаются автоматически. Остальным мы предлагаем привыкнуть к этому новшеству. Такова европейская практика.

Кстати, в последнее время я получаю очень много писем со словами благодарности в адрес сотрудников ГАИ, — говоит Валерий Лозовой. — Вот недавно пришло письмо из Киева, я так понял, что писал его мужчина лет 60-65. «Вы знаете, — называет он данные сотрудника ГАИ, офицера, — он моложе меня вполовину. Остановил за нарушение и так со мной побеседовал, что мне стало стыдно. Неделю ходил сам не свой. Лучше бы на меня протокол составили, я бы заплатил эти 255 гривен, чем со мной так побеседовать! Благодарен вашему сотруднику, и это мне уроком до конца жизни будет».

Материал подготовили Ирина ДЕСЯТНИКОВА, Александр ЛЕЩЕНКО, «ФАКТЫ»

3530

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів