Единая продуманная программа повышения акциза на ближайшие два-три года позволит избежать риска потерь для бюджета страны
С 10 января в Украине вступили в силу новые акцизные ставки на многие подакцизные товары — автомобили, спиртные напитки, сигареты, пиво. Закон о повышении акциза (№ 797) поддержали и правительство, и Президент Украины, и парламент, и эксперты, и, что самое важное, большинство отечественных производителей. По мнению экспертов, этот закон, поданный в Верховную Раду правительством и доработанный Комитетом Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики, стал одним из наиболее профессиональных законодательных актов, принятых парламентом за последнее время. «Это умный, профессионально созданный документ. И Президент Украины абсолютно справедливо подписал его», — считает заместитель директора Национального института стратегических исследований, доктор наук по госуправлению и экономист Валерий Воротин.
Основное преимущество закона, по мнению экспертов, заключается в том, что он предусматривает долгосрочную стратегию повышения акциза на многие товары. Если в прошлом депутаты по три-четыре раза в год могли повышать акциз на одни группы товаров (при этом «случайно» забыв о других), то отныне начинает действовать единая программа повышения акциза на ближайшие два-три года. Ее параметры будут прежде всего зависеть от инфляции, роста доходов населения, изменения акцизов на аналогичную продукцию в соседних странах. Всеми этими факторами, считают эксперты, нельзя пренебрегать. Иначе, если повышать акцизы часто, резко и непредсказуемо, население может весьма быстро либо вспомнить «славные» традиции советского самогоноварения, перейти на контрабандную водку и сигареты из соседних стран СНГ, либо переключиться с более дорогой и качественной продукции на более дешевую. Такие непродуманные повышения акциза, отмечают эксперты, не только бьют по карману народа, но и чреваты существенными потерями для государственного бюджета, ведь в конечном счете поступления в казну от продажи подакцизных товаров не увеличиваются, а, наоборот, уменьшаются (между тем, как отмечают специалисты, в этом году в бюджете страны запланировано более 19 миллиардов гривен поступлений от подакцизных товаров, произведенных в Украине).
Что также весьма важно, от отсутствия системности и чувства меры в вопросе изменения акцизов страдает не только бюджет Украины, но и отечественные производители. Падают объемы промышленного производства, а это в свою очередь выливается в массовую потерю рабочих мест, что вдвойне катастрофично в условиях мирового экономического кризиса, когда найти другую работу люди попросту не в состоянии.
Неудивительно поэтому, что против резких повышений акциза — независимо от того, повышается ли он на автомобиль, пиво, сигареты или бензин, — выступили представители как парламентской коалиции, так и оппозиции. «Во время экономической рецессии, которая прослеживается в сокращении темпов роста ВВП, поднимать налоги и акцизы — это худшая из возможных политик. Это политика по принципу «подтолкни падающего», — считает экс-министр финансов, народный депутат Николай Азаров. «Часть подакцизной продукции должна стоить больше, чем сейчас, но переход на новые акцизы должен быть постепенным», — отметил и экс-министр экономики, народный депутат Сергей Терехин.
Именно поэтому, полагают аналитики, законопроект № 3281, авторы которого предлагали повысить акцизы на сигареты в два-три раза, так и не был принят парламентом в целом. В самом деле, как выжить предприятию, когда государство по нескольку раз в год меняет правила игры? В этом случае вместо ожидаемых поступлений в бюджет повышение акциза может обернуться значительными потерями и для государства, и для простых украинцев. «Думаю, акцизы в этой непростой экономической ситуации можно поднимать лишь на те товары, которые не производятся в Украине», — заявил по этому поводу народный депутат, экс-вице-премьер Владимир Рыбак.
231Читайте нас у Facebook