Неразбериха в отделениях Укргосреестра продолжается. В Луганске в реестр внесли несуществующий дом
«ФАКТЫ» неоднократно рассказывали о проблемах, которые возникли у граждан после введения с 1 января 2013 года нового порядка госрегистрации прав собственности на недвижимое имущество. Сегодня почти во всех недавно открытых отделениях Государственной регистрационной службы Украины (Укргосреестра) выстраиваются очереди. Регистраторы не справляются с потоком желающих внести информацию в Единый государственный реестр прав собственности на недвижимое имущество или получить выписку. Даже в правительстве признали, что Укргосреестр не готов к работе и со своими функциями справляется плохо. Премьер-министр Украины Николай Азаров уволил руководителя Укргосреестра, но от этого очереди меньше не стали. Теперь Кабмин неожиданно решил вновь разместить госрегистраторов в помещениях БТИ. Однако многие специалисты считают, что такой шаг вряд ли существенно повлияет на ситуацию.
«Намерение вновь посадить регистраторов в БТИ — это попытка прикрыть просчеты в создании новой системы»
На прошлой неделе Кабинет министров поручил руководству областных, Киевской и Севастопольской городских госадминистраций, а также Автономной Республики Крым в кратчайшие сроки решить вопрос о размещении органов госрегистрации прав на недвижимость (с обустройством рабочего места регистратора) в тех помещениях, где до 1 января 2013 года располагались регистраторы бюро технической инвентаризации (БТИ). Согласно распоряжению отчеты о проделанной работе Министерству регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства должны подать из регионов до 22 февраля 2013 года.
Правительство также рекомендует органам местного самоуправления обеспечить сохранность материалов технической инвентаризации, регистрационных книг, а также архивных дел, которые хранятся в БТИ. Местным властям следует предусмотреть бесплатный доступ госрегистраторов к указанным материалам для надлежащей обработки запросов. Властям на местах также предписано создать условия для доступа к материалам юридических и физических лиц.
При этом органы местного самоуправления должны решить в установленном законодательством порядке вопрос передачи органам госрегистрации материалов технической инвентаризации, регистрационных книг и архивных дел.
Прокомментировать сложившуюся ситуацию мы попросили директора Всеукраинской ассоциации БТИ Дмитрия Павленко.
— С чем связано возвращение госрегистраторов в помещения БТИ?
— Речь идет не только об этом. Во-первых, Минюст пытается восстановить ранее налаженную, а затем разрушенную тем же министерством организационную инфраструктуру государственной регистрации прав собственности на недвижимость. Во-вторых, это желание получить прямой доступ к инвентарным делам, а впоследствии и полностью взять под контроль сами бюро технической инвентаризации.
— БТИ будут сдавать свои помещения в аренду регистраторам Укргосреестра?
— Нет. Все расходы по содержанию этих помещений лягут на местные бюджеты, то есть на плечи жителей населенных пунктов, где находятся БТИ. Фактически сотрудники Укргосреестра безвозмездно получат отдельные помещения, компьютеры и оргтехнику, доступ к сетям и коммуникациям — все то, чего у Укргосреестра нет. Ведь он не смог организовать нормальную работу своих региональных отделений. Бюджетные деньги, выделенные на открытие филиалов, ремонт помещений и закупку оборудования, быстро иссякли, а нормальные условия для работы госрегистраторов, приема граждан так и не были созданы.
В Укргосреестре до сих пор не понимают, какие функции они должны выполнять и как. Намерение вновь посадить регистраторов в БТИ — это попытка прикрыть те просчеты в создании новой системы госрегистрации, которые сразу бросились в глаза и вызвали недовольство населения.
А проблем возникло множество только за первый месяц функционирования новой системы. Я располагаю достоверной информацией о том, что во многих областях уже есть случаи регистрации прав собственности с грубейшими нарушениями закона. Причем на те объекты, которые ранее отказались регистрировать сотрудники БТИ, и даже были соответствующие судебные решения. В частности, зарегистрировано право собственности на незаконно, самовольно построенный дом. Неправильно внесено в реестр соотношение долей владельцев квартиры, после чего один из них получил почти всю площадь жилья. А в Луганске и вовсе в реестр внесли дом, которого… не существует. Все это происходит потому, что сейчас госрегистраторы не проверяют инвентарные дела и не имеют полной информации об объекте недвижимости и его владельцах.
«В отделении Укргосреестра Волынской области люди записываются на прием уже на… июнь!»
— Выходит, после того как госрегистраторов вернут в БТИ, они получат прямой доступ к архивам, а значит, снизится риск столкнуться с мошенничеством и нарушениями?
— Тут возникает вопрос: к чему они получат доступ? Последнее распоряжение Кабмина (подчеркиваю, распоряжение, а не постановление) рекомендует местным властям, согласно действующим нормам законодательства, разместить госрегистраторов в помещениях БТИ, обеспечить их техникой и материалами и предоставить доступ к архивам. Но, судя по формулировке, очень велика вероятность, что это распоряжение не будет исполнено, так как оно противоречит целому ряду законов. В частности, согласно Конституции органы местного самоуправления самостоятельно принимают решение относительно своего имущества. Законы «Об информации» и «О доступе к публичной информации» предусматривают: использование конфиденциальной информации и незаконное ее распространение является преступлением и нарушители несут уголовную ответственность.
Инвентарные дела содержат конфиденциальные сведения, которые можно передавать только с согласия собственника недвижимости. Если гражданин сам обращается к регистратору, то, написав заявление, он дает разрешение на доступ к этой информации. Ранее, до введения нового порядка, бланки заявлений от граждан содержали предупреждение: подписывая документ, человек дает согласие на использование, хранение и размещение конфиденциальной информации в БТИ. Но самостоятельно потребовать в БТИ инвентарное дело госрегистратор не имеет права, поскольку владелец жилья не давал ему на это разрешение. По закону, госрегистратор может потребовать только сведения о том, кто является собственником объекта недвижимости. Не более.
На сегодняшний день ни один владелец жилья в Украине не давал письменного согласия на то, чтобы БТИ, сберегающие документы с конфиденциальными данными, кому-либо их сообщали. Поэтому местный совет, который примет решение о передаче информации из архива БТИ регистраторам Укргосреестра, нарушит закон. Любой гражданин сможет подать в суд иск о нарушении его прав и привлечь депутатов к ответственности.
— Получается, что согласно закону БТИ имеют право по запросу госрегистраторов и нотариусов предоставлять только информацию о владельцах недвижимости?
— Именно так. А вот передавать инвентарные дела и прочую архивную документацию, а также разглашать содержащиеся в них сведения сотрудники БТИ не имеют права. Это противозаконно.
— Насколько реально выполнение местными властями распоряжения Кабмина?
— Считаю, что его будет сложно выполнить, даже если не принимать во внимание нарушение законов и прав граждан. Кроме юридических, есть еще и экономические факторы. В соответствии с Законом «Об органах местного самоуправления» средства из местных бюджетов можно расходовать только по заранее утвержденному плану. Бюджеты утверждаются либо в конце, либо в самом начале года. На сегодняшний день почти все города и села имеют согласованный годовой бюджет, в котором не предусмотрены деньги на содержание госрегистраторов. Выделение дополнительных средств без согласования на сессии местного совета незаконно. К тому же на основании чего местные власти должны увеличивать расходную часть бюджета? Да и откуда брать дополнительные деньги?
Кстати, еще на этапе рассмотрения закона о новом порядке госрегистрации министр юстиции Александр Лавринович в пояснительной записке к законопроекту указал: выполнение норм документа не требует дополнительных расходов из местных бюджетов. Только благодаря этому народные депутаты приняли закон. Теперь же все расходы возлагаются на местные власти.
Я уже не говорю о том, что на протяжении двух лет из госбюджета выделялись огромные средства на создание Укргосреестра, приобретение помещений, техники, обучение персонала. Деньги эти были освоены быстро и в полном объеме, но оказалось, что помещения непригодны для приема граждан, техники не хватает, а многие сотрудники толком не умеют работать с компьютером и реестром.
Любопытно, что Укргосреестр приобретал компьютеры на тендерных торгах по цене от 7 тысяч гривен, хотя в любом магазине такая же техника стоит около 4 тысяч гривен. Похожая ситуация и с другой электроникой и материалами. Что касается кадров, то еще пару лет назад представители БТИ предлагали Минюсту, как минимизировать расходы и сохранить квалифицированных специалистов. Мы готовы были оставить рабочие места, а сотрудников переподчинить Министерству юстиции. Но наше предложение было отвергнуто. В результате тысячи высококвалифицированных регистраторов БТИ остались без работы. А теперь, менее чем через два месяца после введения новой системы, неопытных сотрудников Укргосреестра, которые до сих пор записывают термины на бумажке, собираются рассадить по БТИ. Где логика? И зачем тогда вообще нужен Укргосреестр?
Кроме того, сама работа Укргосреестра построена таким образом, что избежать очередей невозможно. Мне сегодня звонили из Волынской области и рассказали, что в одном из отделений Укргосреестра люди записываются на прием уже на июнь! Кстати, приведу цифры. За январь прошлого года только в киевском БТИ зарегистрировали около 12 тысяч собственников недвижимости. За январь же 2013 года, согласно данным Министерства юстиции, по всей стране было зарегистрировано около 20 тысяч оформлений или переходов прав на недвижимость (вместе с землей). Рынок почти полностью парализован, соответственно, и поступления в госбюджет существенно сократились.
«Теперь очереди переместятся в БТИ»
— Но ведь нотариусы тоже имеют право доступа к реестру. Возможно, людям лучше обращаться к ним?
— Во-первых, услуги нотариуса стоят недешево. Во-вторых, он может вносить изменение в реестр только при выполнении нотариальных действий, например, купле-продаже или дарении квартиры. В-третьих, есть некоторые нюансы с первичным внесением информации в реестр. В новом порядке работы с реестром указаны общие правила как для регистраторов Укргосреестра, так и для нотариусов, в связи с чем у некоторых нотариусов может сложиться впечатление, что они имеют право на первичную регистрацию недвижимости. Но в законе сказано: обязанность регистратора Укргосреестра заводить регистрационное дело на бумаге. А оно заводится только при первичном внесении информации в единый реестр.
В результате некоторые нотариусы могут по незнанию проводить первичную регистрацию без заведения регистрационных дел. Внесение такой информации может быть признано незаконным, и люди столкнутся со множеством проблем. Предположим, вы покупаете квартиру. В реестре нет информации о продавце, и нотариус заносит ее, не заводя регистрационное дело. Потом подписывается договор и в реестр уже заносится ваше имя. Не дай бог, произошел какой-то технический сбой и информация о вас из реестра исчезла. Сразу возникают проблемы с доказательством своего права собственности, ведь в Укргосреестре нет регистрационного дела. А вы имеете только договор на покупку квартиры у человека, о котором Укргосреестру тоже ничего не известно. Надеюсь, подобных ситуаций не будет, но теоретически они возможны.
— А куда теперь людям нужно идти, чтобы зарегистрировать свое право на квартиру — в отделение Укргосреестра или в БТИ?
— После выхода правительственного распоряжения почти все предприятия БТИ подали в местные органы власти докладные. В этих документах содержится перечень всех законодательных актов, которые будут нарушены в случае выполнения рекомендаций Кабмина. Тем более что, если даже какие-то местные советы примут решение о размещении госрегистраторов в БТИ, проблему очередей это не решит. Напротив, теперь очереди переместятся в БТИ. Поэтому я не могу однозначно ответить, куда обращаться людям. И пока этого не знает никто.
Но если руководствоваться законами, то идти нужно в местное отделение Укргосреестра. Пока нет ни одного законодательного или нормативного акта, согласно которому госрегистраторов нужно искать в БТИ.
9562Предыдущие публикации о новом порядке регистрации прав на недвижимость можно найти в разделе «Специальная тема: Права на недвижимость».
Читайте нас у Facebook