ПОИСК
Україна

Инспекторы ГАИ сейчас составляют два протокола — и на водителя, и на дорожную службу

6:30 28 лютого 2013
Інф. «ФАКТІВ»
Некоторым украинским автомобилистам все-таки удается выбить у дорожников компенсацию за разбитые на ямах машины

После шквала критики дорожные службы понемногу начали латать разрушенные зимой дороги. Увы, ситуация только ухудшается: по словам ремонтников, в столице днем на солнышке сугробы подтаивают, по улицам текут ручейки, но к ночи вновь ударяет мороз, и образовавшийся в трещинах лед разрывает асфальт. Не удивительно, что на шиномонтажах по-прежнему нет отбоя от клиентов: водители продолжают рихтовать помятые на ямах колесные диски. Автомобилисты даже выступили с предложением к руководству страны — временно организовать на основных трассах передвижные пункты помощи. Ведь хозяева машин сейчас нередко оказываются в почти безвыходных ситуациях.

— Возвращался в Киев из Каменец-Подольского через Любар — Чуднов и побил три колеса при езде со скоростью 40-50 километров в час, — рассказывает Тимофей Петрушев из Киева. — Никакие ГАИ на телефонные звонки не отвечают, шиномонтажа по дороге нет. К счастью, мне помог дальнобойщик из Днепропетровска — немного отрихтовали кувалдой два диска, накачали колеса. Еле дотянул до Житомира, где третье колесо отремонтировали за 180 гривен. Уже в Киеве на шиномонтаже восстановил два колеса — это еще 260 гривен. Дорогу отремонтировать не можете, так хоть создайте какие-нибудь передвижные пункты помощи водителям!

О том, чтобы требовать у дорожников компенсацию, Тимофей, как и большинство других пострадавших водителей, даже не думает. Адвокаты подтверждают: начинать дело стоит, если действительно очень серьезно повреждена машина или травмированы люди. В остальных случаях при вызове ГАИ будет только хуже. На тебя просто составят протокол по статье 124-й Кодекса об административных правонарушениях («Нарушение Правил дорожного движения, повлекшее повреждение транспортных средств»), предусматривающей штраф в 340-425 гривен или лишение прав от шести месяцев до года.

Представители ГАИ не видят в этом ничего абсурдного. По их словам, водитель обязан учитывать дорожную обстановку, а увидев препятствие, объехать его или остановиться. Инспекторы могут составить протокол на дорожников, лишь когда яму при всем желании нельзя было заметить. Чаще всего это случается, если она залита водой. Однако в реальности гаишники в любой ситуации не хотят брать на себя ответственность — они выписывают протокол на водителя, а заодно составляют акт осмотра дорожных условий (подписывается двумя свидетелями) и админпротокол на дорожную службу — за неудовлетворительное содержание вверенного ей участка дороги. Оба протокола отправляются в суд, который и должен решить, кто в данном случае виноват. Как следствие, попытки выбить у дорожников возмещение ущерба превращаются в многолетнюю судебную тяжбу. Однако находятся водители, которые ее все-таки выигрывают.

РЕКЛАМА

К примеру, недавно компенсацию в «Укравтодоре» получил киевский юрист Станислав Синюк. Два года назад он возвращался вечером с работы и на Гостомельском шоссе неожиданно въехал в огромную выбоину. Несмотря на небольшую скорость, у его «Хонды» были повреждены два колеса, подшипники, амортизаторы. Прибывшие на место инспекторы ГАИ признали, что яма и в самом деле огромная (метр на полтора), составили протокол, зарисовали условный план ямы и пообещали вернуться на следующий день с дорожной службой, чтобы доподлинно зафиксировать повреждения.

Правда, Станислав решил подстраховаться: сам сфотографировал все произошедшее на камеру мобильного телефона. Снимал с привязкой к местности — в один кадр попали машина, яма и расположенный рядом пост ГАИ (чтобы продемонстрировать глубину выбоины, мужчина поставил в нее двухлитровую пластиковую бутылку). Заодно записал контакты свидетелей — поблизости меняли колеса еще несколько пострадавших водителей. Как оказалось, интуиция юриста не подвела.

РЕКЛАМА

— Дорожников предупредили, — говорит Станислав Синюк. — Когда я через неделю пришел в ГАИ посмотреть протокол по моему делу, в нем значилось: «Небольшие повреждения дороги, в рамках допустимой нормы». Я убедился, что надо судиться.

Для начала автолюбитель решил добиться переоформления протокола.

РЕКЛАМА

— На мою жалобу Департамент ГАИ отозвался очень быстро — буквально через месяц, — рассказывает водитель. — Я предоставил фотографии, список свидетелей — казалось бы, что еще нужно, но за следующие три месяца мне довелось еще раз пять съездить к гаишникам. Каждый визит занимал минимум пару часов, из которых большую часть времени я просто сидел и ждал, когда придет или освободится человек, который должен меня принять.

В ГАИ вызвали и допросили всех свидетелей. Приезжали и представители дорожной службы, все отрицавшие. В конце концов гаишники все-таки составили новый протокол. Дело пошло в суд Оболонского района.

Потом понадобилось еще одно решение — теперь уже о выплате компенсации. Станислав просил 37 тысяч гривен, судья уменьшил выплату на 10 тысяч. Но и это можно считать победой.

Впрочем, такими победами могут похвастаться единицы. Гораздо больше автомобилистов, которые сумели добиться устранения ям на своей улице. В интернете даже возник целый информационный портал «УкрЯма». На нем автолюбители делятся шаблонами исков и жалоб, а также советами, как заставить дорожную службу отремонтировать дорогу, по которой они каждый день вынуждены ездить.

Общая стратегия действий, которую разработали «укрямовцы», такова: сначала нужно написать заявление в городское (областное) управление ГАИ. В нем указать наличие ям по такому-то адресу и потребовать по закону наказать виновных (в законе о дорожном движении сказано, что Госавтоинспекция обязана следить за обеспечением безопасности дорожного движения, при необходимости требуя устранения нарушений правил содержания и эксплуатации автомобильных дорог).

По словам координатора проекта «УкрЯма» Павла Белоусова, в ГАИ обязаны отреагировать на жалобу в течение 30 дней. Как правило, так и происходит — из Госавтоинспекции приходит ответ, мол, соответствующее требование устранить яму отправлено коммунальным службам и местным властям. Затем «укрямовцы» пишут жалобу уже в прокуратуру, где сообщают, что ГАИ не наказала виновных чиновников и лишь сообщила им о проблемах, а не выписала предписание устранить ямы (в статье 140-й Кодекса об админнарушениях предусмотрены штрафы для должностных лиц, не соблюдающих правила содержания дорог). После этого, заявляют активисты движения, дорожники стараются залатать ямы, чтобы избавиться от назойливого жалобщика.

2665

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів