Инспекторы ГАИ сейчас составляют два протокола — и на водителя, и на дорожную службу
После шквала критики дорожные службы понемногу начали латать разрушенные зимой дороги. Увы, ситуация только ухудшается: по словам ремонтников, в столице днем на солнышке сугробы подтаивают, по улицам текут ручейки, но к ночи вновь ударяет мороз, и образовавшийся в трещинах лед разрывает асфальт. Не удивительно, что на шиномонтажах по-прежнему нет отбоя от клиентов: водители продолжают рихтовать помятые на ямах колесные диски. Автомобилисты даже выступили с предложением к руководству страны — временно организовать на основных трассах передвижные пункты помощи. Ведь хозяева машин сейчас нередко оказываются в почти безвыходных ситуациях.
— Возвращался в Киев из Каменец-Подольского через Любар — Чуднов и побил три колеса при езде со скоростью
О том, чтобы требовать у дорожников компенсацию, Тимофей, как и большинство других пострадавших водителей, даже не думает. Адвокаты подтверждают: начинать дело стоит, если действительно очень серьезно повреждена машина или травмированы люди. В остальных случаях при вызове ГАИ будет только хуже. На тебя просто составят протокол по статье
Представители ГАИ не видят в этом ничего абсурдного. По их словам, водитель обязан учитывать дорожную обстановку, а увидев препятствие, объехать его или остановиться. Инспекторы могут составить протокол на дорожников, лишь когда яму при всем желании нельзя было заметить. Чаще всего это случается, если она залита водой. Однако в реальности гаишники в любой ситуации не хотят брать на себя ответственность — они выписывают протокол на водителя, а заодно составляют акт осмотра дорожных условий (подписывается двумя свидетелями) и админпротокол на дорожную службу — за неудовлетворительное содержание вверенного ей участка дороги. Оба протокола отправляются в суд, который и должен решить, кто в данном случае виноват. Как следствие, попытки выбить у дорожников возмещение ущерба превращаются в многолетнюю судебную тяжбу. Однако находятся водители, которые ее все-таки выигрывают.
К примеру, недавно компенсацию в «Укравтодоре» получил киевский юрист Станислав Синюк. Два года назад он возвращался вечером с работы и на Гостомельском шоссе неожиданно въехал в огромную выбоину. Несмотря на небольшую скорость, у его «Хонды» были повреждены два колеса, подшипники, амортизаторы. Прибывшие на место инспекторы ГАИ признали, что яма и в самом деле огромная (метр на полтора), составили протокол, зарисовали условный план ямы и пообещали вернуться на следующий день с дорожной службой, чтобы доподлинно зафиксировать повреждения.
Правда, Станислав решил подстраховаться: сам сфотографировал все произошедшее на камеру мобильного телефона. Снимал с привязкой к местности — в один кадр попали машина, яма и расположенный рядом пост ГАИ (чтобы продемонстрировать глубину выбоины, мужчина поставил в нее двухлитровую пластиковую бутылку). Заодно записал контакты свидетелей — поблизости меняли колеса еще несколько пострадавших водителей. Как оказалось, интуиция юриста не подвела.
— Дорожников предупредили, — говорит Станислав Синюк. — Когда я через неделю пришел в ГАИ посмотреть протокол по моему делу, в нем значилось: «Небольшие повреждения дороги, в рамках допустимой нормы». Я убедился, что надо судиться.
Для начала автолюбитель решил добиться переоформления протокола.
— На мою жалобу Департамент ГАИ отозвался очень быстро — буквально через месяц, — рассказывает водитель. — Я предоставил фотографии, список свидетелей — казалось бы, что еще нужно, но за следующие три месяца мне довелось еще раз пять съездить к гаишникам. Каждый визит занимал минимум пару часов, из которых большую часть времени я просто сидел и ждал, когда придет или освободится человек, который должен меня принять.
В ГАИ вызвали и допросили всех свидетелей. Приезжали и представители дорожной службы, все отрицавшие. В конце концов гаишники все-таки составили новый протокол. Дело пошло в суд Оболонского района.
Потом понадобилось еще одно решение — теперь уже о выплате компенсации. Станислав просил 37 тысяч гривен, судья уменьшил выплату на 10 тысяч. Но и это можно считать победой.
Впрочем, такими победами могут похвастаться единицы. Гораздо больше автомобилистов, которые сумели добиться устранения ям на своей улице. В интернете даже возник целый информационный портал «УкрЯма». На нем автолюбители делятся шаблонами исков и жалоб, а также советами, как заставить дорожную службу отремонтировать дорогу, по которой они каждый день вынуждены ездить.
Общая стратегия действий, которую разработали «укрямовцы», такова: сначала нужно написать заявление в городское (областное) управление ГАИ. В нем указать наличие ям по такому-то адресу и потребовать по закону наказать виновных (в законе о дорожном движении сказано, что Госавтоинспекция обязана следить за обеспечением безопасности дорожного движения, при необходимости требуя устранения нарушений правил содержания и эксплуатации автомобильных дорог).
По словам координатора проекта «УкрЯма» Павла Белоусова, в ГАИ обязаны отреагировать на жалобу в течение 30 дней. Как правило, так и происходит — из Госавтоинспекции приходит ответ, мол, соответствующее требование устранить яму отправлено коммунальным службам и местным властям. Затем «укрямовцы» пишут жалобу уже в прокуратуру, где сообщают, что ГАИ не наказала виновных чиновников и лишь сообщила им о проблемах, а не выписала предписание устранить ямы (в статье
Читайте нас у Facebook