Александр Мазурчак: «Я сделал все, что мог, но миссия была невыполнима»
![](http://fakty.ua/photos/article/16/2/160202w540zc0.jpg?v=023949)
Последствия мартовского снегопада, рекордного для Киева за всю историю метеорологических наблюдений, понемногу устраняют. Дороги расчищены, хотя правые крайние полосы большинства улиц еще остаются во власти припаркованных автомобилей и снега. Общественный транспорт практически полностью возобновил работу.
Первым в современной истории Киева чиновником, который подал в отставку по моральным соображениям, стал первый заместитель главы Киевской горгосадминистрации Александр Мазурчак. Он курировал вопросы жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, а потому возглавлял комиссию по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайным ситуациям. И взял на себя ответственность за то, что в результате аномального снегопада произошел сбой привычного ритма жизни города, и киевлянам несколько дней пришлось испытывать трудности.
— Александр Владимирович, вы признали, что как глава комиссии по чрезвычайным ситуациям допустили просчеты в планировании работы городских служб, но вместе с тем заявили, что «миссия была невыполнима». Как это понимать?
— Такого разгула стихии не ожидали даже синоптики. 20 марта они предупредили об ухудшении погодных условий, но прогнозировали 20 миллиметров осадков, а за двое суток выпало
Мы просили Госавтоинспекцию запретить въезд в город транзитным фурам еще в первой половине дня. Но какая-то их часть уже была на улицах. Обращение в ГАИ о полном запрете я подписал в 17.00, во время первого заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям. Но фактически въезд фурам перекрыли только с 20.00. Киев обслуживает около тысячи технологических фур, в основном это машины, подвозящие продукты в супермаркеты. Запретить им въезжать в город до начала снегопада мы не могли, иначе Киев остался бы без продуктов на сутки раньше, и их дефицит стал бы не ажиотажным, а реальным.
И, наконец, третья причина в том, что автомобилисты, к сожалению, не прислушались к рекомендациям не выезжать в пятницу на столичные улицы без особой необходимости. Сообщения были размещены на сайтах Киевской горгосадминистрации, Госавтоинспекции, МинЧС, их получили все СМИ. Но водители их проигнорировали. Уже к обеду дороги были полностью заблокированы, и снегоуборочная техника стояла в пробках вместе с другими машинами. В субботу и дорожная техника, вместо того чтобы очищать улицы от снега, вынуждена была очищать их от застрявших и брошенных машин.
Один из выводов, которые мы сделали: необходимо полностью менять систему оповещения населения. И вносить изменения в законы, позволяющие применять меры к нарушителям.
— Сообщение о том, что в Киеве объявлена чрезвычайная ситуация, появилось только в субботу. Почему не в пятницу? Вот во Львове уже с пятницы, с 18.00, все службы были переведены в режим чрезвычайной ситуации.
— Городская власть еще в четверг начала принимать меры по предотвращению негативных последствий снегопада. Мы мобилизовали на работу все коммунальные службы. В пятницу провели переговоры с Минобороны и строительными организациями о привлечении людей и техники, координировали их действия. В 17.00 провели первое заседание штаба по чрезвычайным ситуациям. Его работу лично контролировал глава Киевской горгосадминистрации Александр Попов. В субботу, благодаря указу Президента, нам удалось ускорить переговоры с государственными службами, которые тоже помогали нам ликвидировать последствия беспрецедентного снегопада в Киеве.
К сожалению, полностью защитить город не позволили объективные обстоятельства, кроме тех, что я уже назвал. Например, отсутствие полноценной окружной дороги, которая позволила бы закрыть въезд в Киев транзитному транспорту. Отсутствие парковок в самом городе и слишком мягкое наказание для нарушителей правил паркования. Все эти вопросы надо срочно решать. Снегопад дал Александру Попову убедительные аргументы в его уже почти полугодовых переговорах с правительством о необходимости увеличения столичного бюджета для развития городской и пригородной инфраструктуры.
Я считаю, в сложившихся условиях городская власть сработала максимально эффективно. Мы сделали все от нас зависящее, чтобы минимизировать последствия снегопада, но, признавая ошибки и просчеты, я назвал стоявшие перед нами задачи так: «миссия невыполнима».
И тем не менее считаю несомненной заслугой городской власти, что удалось сохранить бесперебойную работу метро и городской электрички. Нам часто в эти дни задавали вопрос, почему не было принято решение о круглосуточной работе метро? Люди, застрявшие в пробках, могли бы бросить свои машины на дороге и доехать на метро поближе к дому. Но дело в том, что метрополитен работает в определенном технологическом цикле. Пятичасовой перерыв в его работе необходим для ремонтных и технических работ. На участке от станции «Днепр» до станции «Лесная» высота снежного покрова достигла 60 сантиметров! Его надо было чистить. Если бы мы пожертвовали технологическим перерывом в пятницу, то в субботу, когда практически весь наземный транспорт стоял, остановилось бы и метро, то есть транспортное сообщение в городе было бы парализовано полностью. А так за ночь работники метрополитена расчистили пути, и поезда шли без сбоев.
— Сегодня киевлян уже больше интересует, не повторится ли транспортный коллапс, когда начнется интенсивное таяние снега.
— К сожалению, прогнозы синоптиков заставляют готовиться к тому, что проблемы в Киеве будут. Но городская власть пытается их предотвратить. Снег продолжают вывозить за пределы города — не только к Днепру, но и в лесопарковую зону вокруг Киева. У нас есть 34 стационарных площадки, сегодня к ним добавились еще 18.
В столице есть места со слабой пропускной системой ливнестоков. Мы это знаем, поэтому принимаем меры уже сегодня. Александр Павлович дал поручение в первую очередь вывозить снег из тех районов жилой застройки, где могут возникнуть проблемы во время снеготаяния, и это поручение выполняется. Кроме того, комиссия по чрезвычайным ситуациям, которую сейчас возглавил Сергей Садовый, разрабатывает и даже проводит уже мероприятия по предупреждению последствий паводка.
1993Читайте нас у Facebook