Граф Анри де Монспей: «Франсуа Миттеран заказывал у нас сервиз для свадебного подарка принцу Чарльзу и принцессе Диане»
Граф Анри де Монспей — правнук основателя мануфактуры Raynaud, более 160 лет производящей знаменитый лиможский фарфор, который отличается невероятной белизной, а на свету даже прозрачен. Сервизы из него есть у многих представителей мировой элиты.
О самых интересных заказах граф Анри де Монспей рассказал «ФАКТАМ» на Международной выставке высокой интерьерной моды LuxuryHITS, которая недавно прошла в Москве. Здесь он представил фарфор из своей московской галереи «Граф Элизэ», а также провел для интересующихся тонкостями этикета мастер-класс по искусству сервировки стола.
«Для российского императора Николая II фарфор инкрустировали... натуральным жемчугом»
— Наши сервизы — это «роллс-ройс» в фарфоре, они есть у всех президентов Франции, их заказывали королевские дома Испании, Бельгии и Саудовской Аравии, султаны Брунея и Омана, — говорит граф Анри де Монспей. — Самым памятным стало изготовление для принцессы Дианы и принца Чарльза. Это был свадебный подарок нашего президента Франсуа Миттерана молодоженам. Состоял он из тысячи предметов. На каждый были нанесены первые буквы имен новобрачных.
Вначале белоснежный фарфор мы хотели окаймить серебром, но, узнав предпочтения невесты, сделали широкую окантовку нежно-розового цвета. Конечно, это очень ответственная миссия — создавать сервизы для таких важных персон. Например, королева Англии заказывала у нас фарфор для подарка, а правитель Марокко ежегодно обращается к нам с просьбой изготовить сервиз для себя. Он любит пользоваться лиможским фарфором во всех своих дворцах. И каждый сервиз должен быть выдержан в стилистике интерьера его владений.
— Наверное, не всегда просто угодить знаменитым заказчикам?
— Общаться с этими людьми всегда интересно. Многие выбирают сервизы из предложенных коллекций. Например, Клаудиа Кардинале приезжала к нам на мануфактуру, посмотрела образцы и купила один из них в бело-синей гамме, декорированный позолотой.
Но немало и таких клиентов, которые желают получить сервиз, существующий в единственном экземпляре. Мы спрашиваем, какой формы, к примеру, должны быть тарелки, чашки, другие предметы. Есть тарелки с волнистым краем, а есть — с привычным. Также важно, какой цветовой гамме заказчик отдает предпочтение, в качестве декора нравится ему золото или серебро.
К Майклу Джексону я ездил принимать заказ в Лос-Анджелес. Чтобы понять, какой сервиз понравится певцу, мы беседовали с ним о многом, хотя и недолго. Майкл Джексон рассказал о своих предпочтениях: о том, что в интерьере любит классику, что особенно интересна ему эпоха Людовика XIV. А цвета ему нравились натуральные, природные. Мы создали для него сервиз в бело-зеленой гамме с декором из
— Какой самый необычный сервиз изготавливала ваша мануфактура?
— Думаю, тот, который предназначался для российского императора Николая II. Фарфор инкрустировали... натуральным жемчугом! Очень красивая работа. Кстати, подобный был и у знаменитого композитора Римского-Корсакова. Несколько предметов-«прототипов» императорского сервиза сегодня хранится в музее в Лиможе. Это очень ценные вещи.
— А приходилось ли вам инкрустировать сервизы бриллиантами?
— Такой заказ поступал нам от правителя Саудовской Аравии. И мы выполнили пожелание.
«Мы стараемся предвосхищать моду. В новых коллекциях, как правило, традиции сочетаются с современностью»
— Существует ли сервизная мода?
— Мы постоянно создаем коллекции прет-а-порте. Конечно, лиможский фарфор- это прежде всего традиция. Но мы постоянно ищем новые формы и расцветки. У нас около двух тысяч коллекций. Обратите внимание на экспонируемый на выставке сервиз. Он есть у многих знаменитостей. Часть предметов в нем кораллового цвета, другая — бирюзового, еще часть — с темным рисунком. Сейчас такие разноцветные сервизы очень модны. Необычна и форма многих предметов. Мы стараемся предвосхищать моду. В новых коллекциях, как правило, традиции сочетаются с современностью.
— А какой посудой пользуются в вашей семье?
— Конечно же, лиможским фарфором. Мне особенно нравится сервиз со сценами охоты, так как охота — мое хобби. Но, признаться, периодически я люблю менять посуду и, к счастью, у меня есть такая возможность.
— Наверное, вы гурман...
— Да, это так. Я люблю вкусно поесть. Но о любимых блюдах лучше меня и не спрашивайте. Их много. Например, когда бываю в Киеве, наслаждаюсь украинским борщом и варениками с разными начинками.
— И частый вы гость в Украине?
— Бывал уже не раз. В Киеве у нас очень много заказчиков среди публичных людей. Но называть их имена не могу — это конфиденциальная информация. Киев — один из самых моих любимых городов. Он уютен и любоваться им можно бесконечно.
— Красивая посуда — гордость каждой семьи. И все-таки для изысканной сервировки стола нужно знать немало секретов. Поделитесь ими?
— Очень хорошо, когда на столе цветы и свечи. При этом букеты не должны быть высокими и громоздкими — иначе гости не смогут видеть друг друга, это помешает им общаться. Для миниатюрных композиций нужны низкие вазы. В семьях, где чтут традиции, вазы обычно украшены фамильными монограммами. Конечно же, важны и красивые аксессуары: скатерть, салфетки. В сервировке должно быть все продумано до мелочей. К примеру, чтобы не испачкать скатерть, для ножей используют специальные подставки — это могут быть миниатюрные серебряные собачки или какие-то другие фигурки.
— Что важно знать гостю?
— Гости начинают есть лишь после того, как приступила к трапезе хозяйка. Не стоит класть на тарелку сразу много еды. Лучше пробовать все маленькими порциями и постепенно, ведь оставлять еду на тарелке правилами хорошего тона не предусмотрено. Хозяева могут это расценить как знак того, что угощение вам не понравилось. На тарелке может остаться лишь немного соуса.
— А как вы обычно принимаете гостей?
— У меня есть правило: чтобы гости остались приемом довольны, нужно сделать максимум из того, что вам под силу в данный момент.
Фото автора
3611Читайте нас у Facebook