Кирилл Карабиц: «По шесть часов в день махать руками не так уж просто»
Премию Британского Королевского филармонического общества называют музыкальным «Оскаром». Это высшая британская награда в области исполнения академической музыки. Торжественное вручение премии в нескольких номинациях состоится 14 мая в Лондоне.
Кирилл Карабиц работал со многими музыкальными коллективами мира, среди которых Берлинский симфонический, оркестр Французского радио, симфонические оркестры Барселоны, Страсбурга и других европейских городов. Ведущие оперные театры приглашают украинского маэстро как дирижера-постановщика. В минувшем году он поставил четыре произведения: «Приключения господина Броучека» в Женевской опере, «Бал-маскарад» в Страсбурге, «Евгения Онегина» на фестивале в Англии и «Пиковую даму» в Люксембурге.
С 2009 года Кирилл является главным дирижером Борнмутского симфонического оркестра (курортный город на берегу Ла-Манша, Великобритания), колесит с выступлениями по миру, изредка работает и в Киеве. Буквально несколько дней назад он выпустил новый диск, на котором Лондонский симфонический оркестр исполняет произведения его отца — известного композитора и дирижера, профессора Национальной музыкальной академии Украины Ивана Карабица, ушедшего из жизни в 2002 году. Этой новостью Кирилл поделился во время нашего телефонного интервью. Именитый дирижер удивил простотой и открытостью, которые редко можно встретить среди звезд шоу-бизнеса.
*Находясь на дирижерском месте, Кирилл Карабиц всегда тонко чувствует в большом оркестре каждого музыканта
— Я с детства был погружен в музыкальную творческую среду, — рассказывает Кирилл Карабиц. — Родители всегда брали меня на концерты, фестивали. Помню, папа принимал участие в эстрадном конкурсе «Крымские зори» в Ялте. Там собирались известные артисты и композиторы. Многие приезжали семьями с детьми. Детвора бегала за кулисами, играла на пляже. Тогда мы с сыном Иосифа Кобзона играли в одной песочнице.
Я обожал слушать пластинки. Особенно мне нравилась группа «АВВА», потом постепенно перешел на классику. С пяти лет учился в музыкальной школе при Киевской консерватории, играл на фортепиано. Моя преподавательница была очень волевой женщиной, иногда у нас и до скандалов доходило. У меня даже отвращение к музыке возникло, ведь железная дисциплина и постоянные занятия надоедают. Но подобное у многих детей происходит. К этому нужно привыкнуть.
— У вас получилось?
— К дисциплине и работе над собой привык, а вот чувство страха преодолеть так и не смог. Преподаватель часто повторяла: «Не ошибайся!» И я очень боялся сделать ошибку. Все время переживал из-за этого. На всех экзаменах дрожал, наверное, поэтому и не стал пианистом. Боялся сыграть неправильно и допускал ошибки.
— Но это же нормально.
— Я понял это намного позже. Сейчас даже люблю ошибаться на концертах, считаю это частью профессионального роста. Ошибаются все, и слава Богу.
— Во время учебы в школе вы на год уехали в Америку. Что делали там?
— В Киеве учился в
Экстерном закончил девятый класс, и родители отправили меня на год в Америку по программе обмена учениками. Пришлось заплатить около пяти тысяч долларов. Эти деньги отец получил в качестве гонорара за произведение, написанное к столетию украинской диаспоры в США. В Америке меня поселили в семье музыкантов и отправили в обычную школу. Я был разочарован. В Киеве на то время уже дирижировал «Реквием» Верди, а в Америке оказался вырванным из привычной музыкальной среды. Заниматься пришлось самостоятельно. Хотел продолжить музыкальное образование, стать дирижером, но в Америке дирижированием официально можно было заниматься, только получив соответствующее образование. Поэтому решил попробовать себя в композиции и написал первое произведение для оркестра «Концертато». Партитуру выслал папе. Он показал ее выдающемуся украинскому дирижеру, руководителю Национального симфонического оркестра Владимиру Сиренко, чтобы записать это на кассету. Когда запись прислали мне в Америку, я подал свое произведение в несколько вузов и везде был принят.
Но учиться там оказалось дорогим удовольствием, и я вернулся в Киев. Успешно сдал экзамены в десятилетке и поступил в консерваторию. Учился сразу на двух факультетах — хоровом и симфонического дирижирования. Окрыленный тем, с какой легкостью меня приняли в американские музыкальные вузы, я решил попробовать поступить в Венскую академию музыки, хотел просто посмотреть, что из этого выйдет. К своему удивлению, был принят! Оказался в таком круговороте: в Киеве учился на третьем курсе на двух факультетах, в Вене начал заниматься с первого курса. Постоянно мотался, разрываясь между экзаменами и концертами. А потом в Киеве сдал все экстерном и сосредоточился на Вене.
— Именно там ваша карьера начала стремительно развиваться?
— Признаюсь, сначала я был немного разочарован. Ведь до этого уже много работал, дирижировал национальным ансамблем «Киевская камерата». Зато в Вене наслушался хороших концертов, принимал участие в различных конкурсах.
— Победив в конкурсе, вы получили должность ассистента дирижера в Будапештском оркестре?
— Я просто отправил свою заявку. Знаю, что конкурс был очень высоким. Будапештским фестивальным оркестром руководил Иван Фишер — известный венгерский дирижер. Из всех претендентов он выбрал меня — самого молодого. Благодаря этому мне удалось заработать свои первые деньги. Получал тогда
— В Киеве говорили, что своим успехом вы обязаны прежде всего отцу. Приходилось доказывать обратное?
— К тому, что являюсь сыном известного композитора, я относился нормально, а вот родители переживали. Ведь они видели, сколько я работаю, и знали, чего стою. Отец с мамой действительно не помогали мне в карьере! Не протежировали мое поступление, не обивали пороги. Конечно, всегда старались быть рядом и поддерживать. Кстати, никогда не заставляли заниматься музыкой и не ругали, если я что-то отказывался делать. Очень благодарен им за это. В Великобритании о творчестве моего отца узнали лишь недавно, после выхода диска по его произведениям. «Мы знаем украинского дирижера Кирилла Карабица, а вот теперь сможем познакомиться с музыкой его отца», — было написано в рецензии на этот диск. Меня эти слова очень тронули.
— Сложно было получить должность главного дирижера оркестра в Борнмуте?
— У меня сразу сложился позитивный контакт с музыкантами. Наверное, я показался им интересным, сделанным совершенно из другого теста, не похожим на остальных дирижеров. Очень приятно, что музыканты оркестра единогласно выбрали мою кандидатуру. Вот уже четвертый год работаю с этой командой. Контракт продлили до 2016 года. Мне кажется, дирижер должен обладать многими качествами, особенно работая не в своей стране. Нужно очень тонко чувствовать ментальность, грань — что можно делать, а чего нельзя. Как ни крути, остаюсь на Западе гостем. И спрос с меня больше.
— Волнуетесь перед концертами?
— Конечно. Даже перед репетициями чувствую эмоциональное возбуждение. Нужно увлечь музыкантов, рассказать интересно о том, что они слышали уже сто раз. Это сложно.
— Сейчас вы осели в Париже?
— Мне комфортно в этом городе. В Париж я попал благодаря конкурсу «Радио Франс». Они искали второго дирижера. Было 16 претендентов, в итоге выбрали меня. Сначала жил в мансарде над офисом бывшего министра финансов Франции Столярю. Он предложил пожить в этой комнате бесплатно в память о хороших отношениях с отцом. Теперь у меня есть своя квартирка в Париже. Из этого города удобно добираться на самолете в любую точку мира. До Борнмута всего полтора часа лету. В Париже я отдыхаю. Просто гуляю по городу, йогой начал заниматься. С возрастом необходимо увеличивать физические нагрузки.
— В 36 лет не рановато ли говорить о возрасте?
— Не старик еще, но и не
— Кирилл, в чем секрет вашего успеха?
— Мне кажется, главное — не гоняться за успехом, а пытаться просто жить полноценно и заниматься любимым делом. Совершив ошибки, стараться проанализировать их и сделать лучше. И не бояться пробовать. Сейчас я всем доволен. Пожалуй, о большем и не стоит мечтать. Хочется только стабильности, уверенности в завтрашнем дне, осесть в одном месте и поменьше болтаться в самолетах.
— В Украине стабильность для вас невозможна?
— На родине я тоже работаю, принимаю участие в различных проектах. Иногда даже самому приходится настаивать, организовывать концерты. Моя трудовая книжка так и лежит в Национальной опере Украины. Слышал, там сейчас скандал на скандале. О каком творчестве может идти речь? Я ощутил это на себе. Был поставлен в такие условия, что пришлось уйти. Несколько лет дирижировал только два спектакля: «Евгений Онегин» и «Наталка Полтавка». Несмотря на то что мне это было финансово накладно, ведь приходилось летать из Европы, где зарабатывал деньги, так еще и не имел возможности развиваться как дирижер. Два года ждал, думал, изменится что-то, но перспективы, к сожалению, не видно. Теперь же меня будто и не было никогда в Национальной опере, я оказался ненужным.
4783Читайте нас у Facebook