ПОИСК
Життєві історії

Тренер Ольги Пашолок: «Если бы Оля была пристегнута ремнем безопасности — осталась бы жива...»

6:00 26 квітня 2013
Об известной пловчихе-инвалиде, лауреате Национальной премии «Гордiсть країни» Ольге Пашолок, погибшей в автокатастрофе, «ФАКТАМ» рассказал ее тренер Игорь Кравченко

— У Оли была непоколебимая уверенность в том, что с ней ничего плохого не случится, она часто повторяла по этому поводу: «Меня ведет и оберегает Господь», — говорит наставник Ольги Пашолок, руководитель днепродзержинского клуба «Арена-Днепр» Игорь Кравченко. — Думаю, поэтому, садясь за руль, она не пристегивалась ремнем безопасности, хотя водила машину еще не очень хорошо — автомобиль «Рено» ей подарили всего два года назад. Но своего пассажира Александра, у которого так же, как и у нее, нет обеих ног, Оля пристегнула. Сотрудник ГАИ заявил: «Если бы водитель был пристегнут, остался бы жив».

Ольга Пашолок лишилась ног в 33 года, попав под поезд. Известность к ней пришла после того, как летом 2008 года переплыла пролив Босфор (его ширина 6,5 километра), отделяющий Европу от Азии. Ольга стала первым в мире инвалидом, которому удалось преодолеть это водное препятствие. Даже для здоровых мастеров плавания на дальние дистанции это очень тяжелая задача. Ведь там проходят четыре разнонаправленных и быстрых течения, в том числе холодное. Стоит допустить промах — и тебя мигом снесет в Мраморное море. За преодоление Босфора Ольга стала лауреатом Национальной премии «Гордiсть країни» (проект Фонда Виктора Пинчука, реализуемый совместно с телеканалом СТБ и газетой «ФАКТЫ»). У Пашолок была суперцель — добраться вплавь из Франции в Великобританию через Ла-Манш. Этот сложнейший заплыв она планировала совершить в будущем году... У Пашолок остались взрослые дочь Евгения и сын Сергей, семилетняя внучка Оля и мама.

*Ольга стала лауреатом Национальной премии «Гордiсть країни» за то, что первой среди инвалидов переплыла пролив Босфор

РЕКЛАМА

«Я мечтал, что Оля переплывет Ла-Манш и получит за это звание Героя Украины»

Как уже сообщали «ФАКТЫ», Ольга Пашолок разбилась на трассе недалеко от Харькова.

— Оля попыталась обогнать автомобиль, — рассказывает об обстоятельствах аварии Игорь Кравченко. — Увидев, что может столкнуться с машиной, которая ехала по встречной полосе, резко крутанула руль вправо, и ее «Рено» занесло. Вращаясь, он вылетел на встречную полосу и таранил «Тойоту», водитель и пассажир которой погибли. Пострадала еще и третья машина. Ольга с огромной силой ударилась головой о торпеду и упала на колени ехавшего с ней Александра. Я узнал эти подробности на похоронах Пашолок в минувший вторник.

РЕКЛАМА

*Автомобиль спортсменки превратился в груду металла

РЕКЛАМА

Машину Оле подарило руководство Днепропетровщины в 2010 году. Вначале на этом «Рено» ездил ее сын Сергей. Когда после окончания курсов вождения Оля села за руль и я проехал с ней, увидел: ей нужно еще много потрудиться, чтобы чувствовать себя уверенно на дороге. Кстати, прежде она остерегалась обгонять машины, лишь недавно отважилась выполнять этот непростой маневр. На ее автомобиле мы неоднократно ездили в другие города на соревнования. Оля уступала мне место водителя, а сама ложилась спать на заднем сиденье. Я ей говорил: «Со временем и у тебя будет хорошо получаться водить, но для этого нужно упорно тренироваться на автодроме. Пока же тебе рано выезжать на междугородные трассы». Но она не очень прислушивалась — была упрямой, отличалась лихостью, которая порой граничила с бесшабашностью.

— Пашолок планировала в будущем году осуществить свою многолетнюю мечту — переплыть пролив Ла-Манш, отделяющий Францию и Великобританию...

— Из каждых десяти человек, пытавшихся справиться с Ла-Маншем, цели достигал лишь один. Остальные прерывали заплыв и забирались в лодку сопровождения. Я очень надеялся, что Оля справится с этой необычайно сложной задачей. В самом узком месте Ла-Манш имеет ширину 33 километра. Из-за сильных течений, сносящих пловца с курса, пришлось бы преодолеть еще большее расстояние. Температура воды даже летом не превышает там 12–16 градусов.

Недавно 45-летний ирландский пловец умер на этой дистанции, когда до цели оставалось два километра. Оле уже исполнился 51 год, но она имела такую спортивную форму и обладала столь волевым характером, что вполне могла бы переплыть Ла-Манш. Я так надеялся, что она получит за это звание Героя Украины.

Пашолок была третьим по счету спортсменом-инвалидом, которого я стремился подготовить к преодолению Ла-Манша. Эту идею вынашиваю еще с 1990-х. Первой тренировал Елену Окопян. У нее парализованы обе ноги: какой-то негодяй ударил ее ножом и повредил спинной мозг. Из-за этого отказали ноги. Лена выбрала не подготовку к Ла-Маншу, а спортивное плавание в бассейне. В 2004 году в Афинах выиграла «золото» Паралимпийских игр. Она стала матерью двоих детей. Я от души за нее рад.

Для Ла-Манша начинал тренировать инвалида Игоря Бондаря. Работал с ним два года, но затем он решил полностью посвятить себя бизнесу. И вот тогда, если не ошибаюсь, в 2006 году, на соревнованиях в Харькове я встретил Ольгу Пашолок. Она была еще слабенькой пловчихой, с трудом преодолела трехкилометровую дистанцию на Журавлевском водохранилище. Но я увидел, что женщина упорная, с сильным характером, оптимистка. Решил сделать ставку на нее. Пашолок жила в Кривом Роге, я — в Днепродзержинске. Попросил тренеров по плаванию из Кривого Рога взяться за спортивную подготовку Оли, возил ее на дальние заплывы.

«Став известной, Оля начала помогать другим инвалидам»

— В 2008 году я в четвертый раз собрался переплыть пролив Босфор, разделяющий Европу и Азию, — продолжает Игорь Кравченко. — Пригласил с собой Олю и тренировавшую ее тогда Оксану Котомову. Нашел спонсоров, вложил в поездку свои 25 тысяч гривен. Вот только организаторы запретили Пашолок участвовать в соревновании. Выручил мой турецкий друг, предприниматель Айхан Касап. Он отвел нас в парк, где по выходным мэр Стамбула вел прием избирателей. Как раз был выходной. Айхан рассказал мэру о нашей проблеме, и тот, сделав пару звонков, все решил.

На следующее утро Оля с Оксаной вышли на дистанцию. Пашолок была первым человеком с ограниченными возможностями, переплывшим Босфор. Об этом первыми написали «ФАКТЫ». За преодоление пролива Оля стала лауреатом Национальной премии «Гордiсть країни». На церемонии награждения Пашолок заявила о своей цели переплыть Ла-Манш. К этому заплыву мы планировали подготовиться за шесть лет...

— Готовились так усердно, что Оля установила мировой рекорд.

— Это было в 2011 году. В Черном море от Симеиза до Ялты Ольга проплыла 20 километров за 7 часов 25 минут. Это действительно рекорд для людей с ограниченными возможностями. Я плыл с ней рядом. Мы стартовали в три часа ночи. Ведь во время преодоления Ла-Манша часть пути пришлось бы пройти в темное время суток. По ночам наши пограничники запрещают лодкам и катерам выходить в Черное море, поэтому до восьми утра мы с Олей плыли без сопровождения. Привязали к себе надувные буйки красного цвета. Я прикрепил к поясу еще две бутылки, в каждой из которых было по пол-литра воды, и пакет с овсянкой. Часа за два мы все это выпили и съели. Вскоре нас начала мучить жажда. Появились признаки обезвоживания организма. Пришлось хлебать морскую воду. Это не здорово, в том числе и потому, что морская вода вызывает расстройство желудка. Мы сильно мерзли — движение не спасало от холода. От постоянной работы руками появились потертости под мышками и в других местах тела. Наваливалась усталость. На психику давило то, что шли на расстоянии примерно двух километров от берега — в случае полной потери сил не смогли бы быстро добраться до суши. Никто не пришел бы на помощь, ведь у нас не было связи с берегом.

Я прокладывал курс, ориентируясь на далекий огонек маяка. Признаться, в эту ночь мы с Пашолок несколько раз вступали в жесткие словесные перебранки из-за того, что теряли друг друга из виду. Ярко светили звезды в небе, а в воде светился планктон. Но все равно в десятке метров ничего не было видно. Я прислушивался. Услышав всплески, звал во все горло: «Оля!» Когда ее находил, оказывалось, она плыла в сторону Турции. В этой напряженной ситуации мне не удавалось себя сдерживать — я кричал, а у Пашолок характер боевой, и она отвечала мне тем же.

Мы встретили рыбака на лодке. Я попросил у него воды, но у того не было ни глотка. Наконец пришла лодка сопровождения, искавшая нас целых два часа. Чистая пресная вода доставила несказанное удовольствие. Также мы съели по кусочку апельсина и банана.

*Ольга Пашолок с наставником Игорем Кравченко (фото со странички Ольги в «Одноклассниках»)

— Пашолок рассказывала вам, как она лишилась ног?

— Конечно. Поехала делить наследство и каким-то образом упала под поезд. Несколько лет переживала страшную депрессию. Выкарабкаться помог спорт. Став известной, она начала помогать другим людям, оказавшимся в подобной ситуации. Вот и Александра, который был с ней в машине в момент аварии, она разыскала в каком-то селе и помогла воспрянуть духом. Она была общительной, заводной, энергичной, обаятельной женщиной. Жизнь у нее была насыщенной и интересной. Оля имела реальный шанс войти в историю как первая украинка, переплывшая Ла-Манш...

14538

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів