Татьяна Ткач: «На съемочной площадке Владислав Дворжецкий постоянно... вязал. Прекрасные вещи получались»
Владислав Дворжецкий словно чувствовал, что его земной век будет коротким, очень спешил жить, работать, любить. Всего за восемь лет, которые актер посвятил кино, он успел сыграть в восемнадцати картинах, среди которых такие любимые зрителями фильмы, как «Бег», «Возвращение «Святого Луки», «Солярис», «Земля Санникова», «Капитан Немо», «Легенда о Тиле». От четырех браков у Дворжецкого родились трое детей, а сейчас уже есть четверо внуков. Когда актер умер на съемках от сердечного приступа, ему было всего тридцать девять лет. А после того, как спустя двадцать лет в таком же возрасте погиб в автомобильной катастрофе младший брат Владислава Евгений, стали говорить о проклятии рода Дворжецких. О Владиславе Дворжецком рассказывает его подруга актриса Татьяна Ткач.
«На съемках фильма «Бег» Влад долго смотрел на меня, а потом сказал: «Я тебя выбрал в подруги. Не возражаешь?»
— Влад — человек, о котором мне хочется говорить и вспоминать бесконечно, — признается Татьяна Дмитриевна. — Когда, перебирая свои архивы, нахожу его фотографию, на душе становится легко, тепло и спокойно.
— Как вы познакомились и подружились с Владиславом Дворжецким?
— Это случилось на пробах фильма «Бег», куда Влад приехал по приглашению режиссеров Алова и Наумова. С первого же взгляда он поразил меня своим видом и поведением — от него шла такая робость и одновременно такая загадочность, что к этому человеку, казалось, невозможно подступиться. Потом выяснилось, что такой ореол вокруг себя Дворжецкий создавал от волнения.
*Роман Хлудов (Владислав Дворжецкий). Кадр из фильма «Бег». 1970 год
Еще он оказался из тех людей, которые предпочитают не говорить, а наблюдать, и сами выбирают себе друзей. Влад долго смотрел на меня, а потом неожиданно сказал: «Я тебя выбрал в подруги. Ты не возражаешь?» Поначалу я опешила, но потом ответила: «Что ты, буду польщена». Была уверена, что это лишь слова, которые он сказал просто так.
— Но оказалось, что Владислав Вацлавович говорил серьезно?
— Мы действительно дружили с ним восемь лет, до самой его смерти. У нас было много общего, даже биографии похожи. Наши отцы — артисты. Мой работал директором дворца культуры, его — везде, даже на строительстве Беломорканала, играл в местных театрах. В 70–80-е годы прошлого века много значили политические взгляды. С одной стороны, их принято было скрывать, с другой — искали точки соприкосновения, выбирая друзей. Помню, как в молодости рассказывала отцу: «Сегодня такой красавец-парень со мной познакомился!» «И что?» — поинтересовался папа. «Представляешь, — говорю, — оказался убежденным коммунистом». Для меня это означало полную невозможность перспектив в плане личных отношений. А с Владом мы и тут совпадали — он тоже не был в восторге от власти. Вообще, с ним дружили очень хорошие люди, он умел их выбирать, у него было какое-то чутье, позволяющее понимать, с кем стоит общаться, а с кем — нет.
— Вы часто виделись?
— Влад много снимался на «Ленфильме». Когда бывал в Петербурге, ему снимали хороший одноместный номер в гостинице неподалеку от киностудии. Но он почему-то приезжал на улицу Марата, где у нас с мужем была одна комната в коммуналке, при помощи перегородки превращенная в две. Во второй комнате (темной, без окон) стоял старый диван со сломанными пружинами, Влад укладывал туда подушки и так спал. «Неужели тебе тут удобнее, чем в гостинице?» — бывало, поражалась я. Он в ответ поднимал на меня невероятные глаза: «Выгоняешь?» Что я могла на это сказать? Позже я поняла, что Влад, который долгое время был бездомным, не любил безликих гостиниц, а дорожил домашним уютом.
Он как будто не хотел со мной расставаться. Когда ему позвонили с киностудии «Молдова-фильм» и предложили главную роль в фильме «Зарубки на память», он ответил, что поедет только в том случае, если на одну из главных женских ролей пригласят меня. Точно такая же история произошла с картиной «До последней минуты», где Дворжецкий согласился сниматься с условием, что жену его героя, писателя Ярослава Гайдая (его прообраз Ярослав Галан), буду играть я. Кстати, за эту роль Влад получил Государственную премию имени Шевченко.
— Какую роль Владислава Дворжецкого вы считаете самой главной в его жизни?
— Наверное, это все-таки Хлудов в «Беге». И не потому, что благодаря этой картине мы с ним познакомились. Во-первых, это пьеса Михаила Булгакова, в то время еще запрещенного писателя. Во-вторых, удивительное совпадение материала и личности актера — Влад обладал такой же ранимой душой, как и Хлудов. Понимаете, один вешает других и при этом спит спокойно и аппетит у него не портится, а другой, будучи человеком тонкой душевной организации, после этого поедом себя ест, в результате чего уходит из жизни по собственному желанию. Хлудова нельзя было просто сыграть, нужно быть таким, тогда и образ убедительный. Как это и получилось у Влада.
«Он не умел ни деньги зарабатывать, ни нужные связи заводить»
— Все, кто знал Владислава Вацлавовича, рассказывают о его невероятной доброте.
— Влад никогда не наслаждался своей славой. Жил он тяжело, страдал от множества жилищных, бытовых и семейных проблем. Практичности у него не было ни капли, он не умел ни деньги зарабатывать, ни нужные связи заводить, ни приспосабливаться, ни просить — в общем, большой добрый ребенок. Прибавьте к этому обостренное чувство справедливости, он старался всем помочь, за всех заступиться.
Влад мог броситься на помощь совершенно незнакомому человеку. Как-то Владик помог вернуть зрение осветителю. Все началось с того, что к Дворжецкому, который на съемочной площадке все время вязал (было у него такое хобби, прекрасные вещи получались), подошел молодой парень и бесхитростно сказал: «Как хорошо у вас выходит. Знаете, я видел свитер с оленями — такой красивый!» Влад тогда никому ничего не сказал. А пару месяцев спустя мы с Владом и его женой Ирой пришли к осветителю в гости. Это было во Львове, парень, имени и фамилии которого я сейчас, конечно, уже не помню, жил на окраине города в маленьком глиняном домике. Старых построек в том районе почти не осталось, их разрушали, а на освободившемся месте строили новые хорошие дома, но эта хатка еще висела над обрывом. Когда мы зашли внутрь, в нос ударил затхлый, гнилостный запах — в общем, бедность ужасная. И Влад вдруг достал из пакета роскошный свитер с оленями и подарил парню. Мы разговорились, и Дворжецкий заметил, что осветитель как-то странно смотрит. «Что у тебя с глазами?» — спросил. Парень замялся, стал говорить о запущенной болезни. Влад сказал, что у него есть знакомый в институте Федорова и пообещал договориться о лечении, а если надо, то и об операции. И осветителя вылечили. Влад был человеком невероятной душевной щедрости.
— А как относился к поклонникам, которых у него, наверное, было великое множество?
— Очень ценил их внимание, хотя люди, которые его не знали, иногда думали, что он мрачный и даже обижались за это. Бывало, сидим после съемки в ресторане (питаться-то нам на выезде, далеко от дома, больше негде) голодные, уставшие, даже на то, чтобы поддерживать обычную застольную беседу, сил нет. Но люди-то этого не понимают. Для них факт, что артист находится рядом, уже само по себе большое событие. Влад же был необычайно популярен, к нему подходили постоянно не только женщины, но и мужчины, которые при этом часто говорили: «Вы так нравитесь моей жене». Владик в таких случаях просил: «Ну проявите же хоть какую-то деликатность, дайте нам поесть!» Многих это обижало.
— С его отцом, Вацлавом Дворжецким, вы встречались?
— Владик всегда мечтал нас познакомить. И вот однажды, когда Дворжецкий, его отец и Люся Гурченко летели из Питера в Москву, Влад сказал: «У нас есть несколько часов до самолета, я хочу познакомить вас со своей подругой». И привез всю эту компанию ко мне домой. Вацлав Янович произвел на меня тогда колоссальное впечатление. Согласитесь, человек такой тяжелой судьбы (Дворжецкий-старший полжизни просидел в сталинских лагерях), который при этом не озлобился, а остался добрым и интеллигентным, достоин уважения и восхищения.
«Дворжецкий сам вызвал себе скорую помощь, но врачи уже ничем не смогли ему помочь»
— Разве возможна дружба между мужчиной и женщиной?
— Дружба всегда сродни любви, если же друзья мужчина и женщина, все подозревают, что тут дело нечисто — примешивается любовный момент. Мы с Дворжецким дружили семьями, я хорошо знала его третью жену Иру. Она была манекенщицей, к сожалению, ее уже тоже нет в живых. С последней, Натальей, мы знакомы не были, но я знаю, что она очень любила Влада и продлила ему жизнь на полтора года, поэтому безумно ей за это благодарна.
Будучи трогательным, вдумчивым, ранимым и закрытым человеком, Владик при этом рассказывал мне сокровенные вещи о своем детстве и юности. Признавался: «Знаешь, мне трудно обсуждать эту тему с женами и близкими друзьями, а с тобой говорить легко». Например, о том, что в школе из-за отца его дразнили сыном врага народа, о том, как после окончания Омского медицинского училища работал фельдшером-акушером. Позже, когда я была беременной, он через день звонил в Ленинград и расспрашивал, как я себя чувствую. Убеждал пойти к его тете, преподававшей гимнастику для беременных, и записаться в ее группу. Так что никакой двусмысленности в наших отношениях не было. После его ухода из жизни я встречала множество разных мужчин, некоторые из них были ко мне неравнодушны, но таких чистых и трогательных отношений, такой бескорыстной дружбы, как с Владиком, у меня больше не было. Дворжецкий, наверное, самый дорогой и душевно близкий мне человек.
— Насколько я знаю, вас многие мужчины любили бескорыстно?
— Почему-то в этом плане особенно отличилась картина «Бег». Такой же ни на что не претендующей любовью в меня были влюблены Коля Олялин и Владимир Заманский. Володя, приезжая в Петербург, звонил мне, приглашал к себе в номер. Я приезжала, и мы с ним просто сидели и разговаривали — о кино, о театре, о жизни. Много вы знаете случаев, когда мужчина и женщина уединяются, чтобы пообщаться? Это были какие-то особенные люди. Возможно, кто-то скажет, что все дело в целомудренном времени, но, поверьте, нахалов хватало и тогда.
Вообще «Бег» и все, что с ним связано, самый счастливый период в моей жизни. Может быть, потому, что на эту роль меня утвердила вдова Михаила Булгакова Елена Сергеевна? Когда ей показывали очередные актерские пробы, она всегда говорила: «Пойду посоветуюсь с Мишей», хотя Михаила Афанасьевича уже давно не было в живых. Вернувшись после моих проб, она сказала: «Миша считает, что Люську должна играть именно Ткач». У этой героини был реальный прототип — губернаторская дочь, которая сбежала со своим любовником-генералом и стала его ППЖ — походно-полевой женой. Булгаковы встретились с ней в поезде (эта женщина ехала в соседнем купе), и она рассказала им историю своей жизни.
— Владислав Вацлавович не предчувствовал своего раннего ухода из жизни?
— Он будто все время жил с этим ощущением. Не умел, как другие, радоваться жизни, его терзала какая-то внутренняя грусть — казалось, он ежедневно и ежеминутно прощается с жизнью и с теми, кто ему дорог. Вот сейчас говорю и вижу его необыкновенные глаза, в которых всегда были любовь и доверие. Когда он смотрел на тебя, создавалось впечатление, что обогревает своим светом святой или представитель высшего, инопланетного разума, на время посланный из космоса к нам на Землю. Влад был уникальным, совершенным человеком.
— Как вы узнали о его смерти?
— От знакомых актеров. Такие известия очень быстро распространяются — в народе говорят, что у них длинные ноги. На съемках в Гомеле в гостинице ему неожиданно стало плохо. Влад вроде бы сам вызвал скорую помощь, но врачи уже ничем не смогли ему помочь...
7684Читайте нас у Facebook