ПОИСК
Культура та мистецтво

В Национальном музее Тараса Шевченко открылась масштабная выставка спасенных шедевров искусства

6:45 19 червня 2013
«Чтобы показать, в каком состоянии экспонаты поступают к нам на реставрацию, мы демонстрируем сильно поврежденную грабителями картину Репина», — говорит директор реставрационного центра Светлана Стрельникова

Шестьдесят ведущих музеев страны предоставили одни из самых ценных экспонатов своих коллекций для показа на открывшейся в Киеве выставке «Минуле, врятоване для майбутнього: відроджені святині національного історико-культурного надбання». Юбилейная выставка приурочена к 75-летию Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины. Его специалисты восстановили представленные на выставке раритеты.

Открывает экспозицию картина, реставрация которой еще далека до завершения. Она с множественными прорывами холста, значительными повсеместными утратами красочного слоя.

— Этот портрет Елизаветы Васильевны Сапожниковой (родная сестра супруги художника Василия Поленова) кисти Ильи Репина был сильно поврежден грабителями, пытавшимися украсть его из музея в Чугуеве Харьковской области, — говорит генеральный директор Национального научно-исследовательского реставрационного центра Светлана Стрельникова. — Мы демонстрируем эту картину как пример того, в каком состоянии произведения искусства поступают к нам.

*Злоумышленники не церемонились с портретом Елизаветы Сапожниковой кисти Ильи Репина: скомкали и вытащили картину через форточку

РЕКЛАМА

Заметим, что портрет Елизаветы Сапожниковой входил в коллекцию Третьяковской галереи. В город Чугуев, на родину Репина, картину передали в советские годы, когда там был открыт музей этого выдающегося живописца.

Злоумышленники (их было двое) попытались украсть портрет в 2003 году: пробрались в зал музея, варварски вырезали по периметру полотно из рамы и вытащили центральную часть холста через форточку. С картиной не церемонились — скомкали ее и в конце концов бросили недалеко от музея. Много лет пострадавшее произведение находилось в Чугуеве, и только недавно его доставили в столицу на реставрацию.

РЕКЛАМА

— В не менее плачевном состоянии в ваш Центр поступила картина Караваджо «Поцелуй Иуды», украденная в августе 2008-го из Одесского музея западного и восточного искусства и найденная затем в Германии. С тех пор минуло уже почти три года...

— Да, но до окончания судебного процесса над гражданами, которые обвиняются в хищении этого полотна, мы не имеем права приступить к его реставрации в полном объеме. На сегодня выполнена трассологическая экспертиза, которая подтвердила, что обнаруженная в Германии центральная часть картины и оставшиеся на раме края из одесского музея являются одним целым. Тут нужно сказать, что, как и в случае с портретом Елизаветы Сапожниковой, грабители вырезали произведение Караваджо из рамы. Одесский музей западного и восточного искусства передал нам кромки в удручающем состоянии: они были скомканы, упакованы в мусорный мешок, стянутый скотчем. Художники-реставраторы соединили буквально каждую ниточку краев с основной частью холста и убедились, что это фрагменты одного и того же полотна. Такая же работа была выполнена и с пострадавшим от злоумышленников портретом кисти Ильи Репина.

РЕКЛАМА

— Многие специалисты заявляли, что одесский «Поцелуй Иуды» не подлинник, а копия, сделанная либо самим Караваджо, либо кем-то из его учеников.

— Чтобы это проверить, мы намерены сравнить картину из одесского музея с полотном, которое считается подлинником. Оно хранится в столице Ирландии Дублине. Но средствами на загранкомандировку мы пока не располагаем.

Подходим к шедевру эпохи украинского барокко — окладу чудотворной иконы Троицкой Ильинской Божьей Матери. Он изготовлен из серебра с позолотой, поражает великолепием чеканки и необычайно большими размерами — высота три с половиной метра!

— Оклад сделан на пожертвования гетмана Мазепы Троицкому собору в Чернигове, — рассказывает Светлана Стрельникова. — К сожалению, во время Гражданской войны чудотворная икона, находившаяся в этом окладе, исчезла.

*Светлана Стрельникова: «Этот серебряный с позолотой оклад для иконы Троицкой Ильинской Божьей Матери сделан по заказу гетмана Ивана Мазепы. Высота шедевра — три с половиной метра» (фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»)

— Ее написал монах Ильинского монастыря Геннадий Дубенский в 1658 году, а через несколько лет случилось чудо — из глаз Богородицы восемь дней текли слезы, — рассказала главный хранитель Черниговского исторического музея имени Василия Тарновского Анна Арендар. — Большое количество людей исцелялось от различных болезней, помолившись этому образу. Икона стала широко известной. Ее список (копию) преподнесли царю Петру I. Гетман Иван Мазепа, страдавший подагрой, писал князю Василию Голицыну: «Хочу побывать в Чернигове и поклониться образу Ильинской Божьей Матери». Размеры иконы средние, но оклад для нее гетман заказал очень большой. На нем изображены сцены церковных праздников (Введение в храм, Сретение, Рождество Богородицы, Благовещение), фигуры ангелов, великолепные растительные орнаменты. Неизвестно, кто выполнил эту высочайшего художественного уровня работу.

— Удивительно, что сохранилось изображение герба Ивана Мазепы, расположенное на нижней части оклада, — добавляет старший научный сотрудник Института истории НАН Украины кандидат исторических наук Сергей Кот. — Ведь после того как гетман перешел на сторону шведского короля и был предан церковью анафеме, гербы Мазепы стирали даже с рюмок. В данном же случае монахи просто прикрыли герб доской, прибив ее гвоздями. Так они решили нелегкую дилемму: выполнили решение Синода, но при этом сохранили память о Мазепе как о человеке, поддерживающем монастырь своими щедрыми пожертвованиями. Благодаря этому до нас дошло уникальное полное изображение не только герба Мазепы, но и гетманской столицы Батурина и Троицко-Ильинского монастыря, расположенные по бокам герба.

*Герб Ивана Мазепы

— Я впервые увидел оклад иконы Троицкой Ильинской Божьей Матери в запасниках Черниговского исторического музея в разобранном виде — 18 пластин, — продолжает Сергей Кот. — Это было в девяностые годы. Тогда вместе с одним режиссером мы снимали фильм к столетию черниговского музея. Я был поражен богатством его фондов. Например, там есть такая редчайшая вещь, как меч конунга — князя викингов. Таких мечей найдено лишь семь. В коллекции музея хранится чаша, вероятно, принадлежавшая легендарному князю Игорю — тому, о походе которого написано знаменитое «Слово о полку Игореве». По крайней мере, на ее дне выцарапано «Куняжа Гуриева». Имя Гурий (Юрий) Игорь получил при крещении. В черниговском музее также собрана одна из лучших коллекций ценностей казацкого периода. С одной из этих вещей — великолепной дарохранительницы (предмет церковной утвари) — императрица Екатерина II приказала сделать копию для Эрмитажа, основанного по ее инициативе.

— Действительно, в советские времена великолепный оклад Троицкой Ильинской Божьей Матери лежал в запасниках, — продолжает главный хранитель исторического музея в Чернигове. — Он поступил к нам в 1929 году из закрытого тогда властями Троицкого собора.

*Икона Троицкой Ильинской Божьей Матери исчезла во время Гражданской войны. Но сохранилось несколько ее копий

Оклад был восстановлен художниками-реставраторами Национального научно-исследовательского реставрационного центра в 2010 году и занял одно из центральных мест в экспозиции выставки искусства украинского барокко в Нью-Йорке.

— Реставраторы сохранили отверстия от гвоздей, которыми монахи прибили доску, закрывавшую герб Мазепы, — замечает Сергей Кот. — Думаю, это правильное решение, ведь эти отверстия — часть истории оклада.

— Всего на выставке представлено 223 экспоната, которые наглядно демонстрируют реставрацию произведений живописи, иконописи, предметов из металла, ткани, кожи, дерева, бумаги, фарфора, фаянса, стекла, скульптуры, старинной мебели, — говорит Светлана Стрельникова. — Многие из раритетов прежде находились в удручающем состоянии. Например, здесь вы увидите греческие сосуды из стекла, изготовленные еще до нашей эры. На реставрацию они поступали в виде многочисленных фрагментов. Здесь же представлена церковная утварь, изделия и ткани, которые буквально рассыпались — были такими ветхими. Наши специалисты спасли эти и тысячи других ценнейших предметов. Нередко на работу над тем или иным произведением уходит не один год.

Останавливаемся возле роскошного черного платья начала ХХ века, богато украшенного бисером и стеклярусом.

— Нити, на которых крепились украшения, порвались, — говорит заведующая научно-исследовательским отделом реставрации произведений из ткани и кожи Татьяна Минжулина. — Нашему реставратору Русане Лоран пришлось повторить своего рода подвиг швей начала прошлого века — вручную нашить тысячи бусин и стеклянных цилиндриков. Эта работа заняла у нее четыре месяца. Думаю, долго ходить в этом платье тяжеловато, ведь из-за гроздей бисера и стекляруса его вес довольно большой.

Хочу обратить ваше внимание на богато расшитый цветами и птицами орнат (плащ) — одеяние высшего церковного духовенства, которое носится на торжествах. Его купил в Европе знаменитый коллекционер Богдан Ханенко. На священнике я видела орнат лишь однажды — в подобное одеяние был облачен во время церемонии инаугурации Папа Римский Франциск.

— К сожалению, на выставке представлены далеко не все уникальные произведения искусства из музейных коллекций Украины, которые мы планировали для этой экспозиции, — говорит Светлана Стрельникова. — Так, посетители выставки не увидят работы гениального Иоанна Пинзеля, которые недавно демонстрировались в Лувре. Львовская национальная галерея искусств имени Бориса Возницкого и Тернопольский областной краеведческий музей, в которых находятся эти скульптуры, отказали нам в просьбе показать их на нынешней выставке. Хотя наши специалисты принимали непосредственное участие в реставрации этих шедевров перед их отправкой в Париж.

Фото в заголовке с сайта kpravda.com

2235

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів