9-летний мальчик из Днепропетровска помогает сиротам и инвалидам, организовывая благотворительные ярмарки и концерты
Девятилетнего Борю Хмеловского друзья и одноклассники в шутку называют Маленьким Принцем. Эту роль он сыграл в одном из спектаклей, организованных для детей-инвалидов. Трудно поверить, но спектакль Боря поставил... сам. И это далеко не единственное мероприятие, которое школьник устроил за последние несколько лет. Не по годам взрослый, мальчик сам организовывает благотворительные ярмарки и акции, а вырученные деньги передает в детские дома-интернаты. У маленького волонтера день расписан по минутам.
— По-другому не получается, — улыбается Боря, худенький темноволосый мальчик. — Теперь я понял, почему все деловые люди ведут ежедневники. Чтобы все успевать. А мне тоже нужно много чего успеть: придумать акцию, привлечь добрых людей, встретиться с ними, поговорить. Это, конечно, непросто, но интересно. Не понимаю, почему некоторые считают, что в мире мало добрых людей. На самом деле их очень много. Они звонят мне каждый день. Все они хотят помочь деткам-инвалидам. И у нас это получается.
«На первые вырученные нами 700 гривен мы купили всем интернатовцам тапочки»
В Днепропетровске Борю Хмеловского знают многие. О том, что есть мальчик, который собирает деньги для детей-инвалидов из местного интерната, люди узнали еще два года назад, когда Боря организовал свою первую благотворительную акцию. Это был большой концерт в школьном актовом зале.
— Боря постарался, — смеется мама Бори Алла Хмеловская. — Привлек к концерту даже учеников других школ. Зарегистрировался в социальной сети «ВКонтакте» и через нее нашел десятки желающих помочь. Сама не знаю, как ему это удалось.
По словам мамы, раньше в их семье никто не занимался благотворительностью. Помогать обездоленным детям сын решил сам.
— Боря научился читать в два года, он одну за другой проглатывал книги и газеты, — продолжает Алла Хмеловская. — Однажды сын сказал: «Мам, тут в газете пишут, что нужна помощь детям-сиротам. А кто такие сироты?» Я объяснила, что это дети, у которых нет родителей. «Как это так? — переспросил Боря. — Ни папы, ни мамы?» Сына настолько это потрясло, что он молча ушел в свою комнату и целый день ни с кем не разговаривал. Все ходил и о чем-то думал. А на следующий день заявил: «Мама, давай поможем этим сиротам. Я пока не знаю, как это сделать. Например, могу их развеселить. Им, наверное, очень грустно». Честно говоря, я тогда не восприняла это всерьез. Но сын не забыл о нашем разговоре и начал уговаривать меня сходить в интернат.
— Мама думала, что я шучу, — серьезно объясняет Боря. — А я представил: как такое может быть, чтобы не было ни папы, ни мамы? Кто же этим деткам читает сказку на ночь? Кто им помогает? Выходит, они совсем одни. Так захотелось как-то помочь. И вот мы вместе с мамой отправились в интернат. Там было очень много детей. Они игрались и даже смеялись, но я сразу заметил, что у них грустные глаза. А еще они очень бедные. Воспитательница сказала, что у них даже нет хороших тапочек, а старые давно протерлись.
— Воспитатели объяснили, что в интернате нет денег, — вспоминает Алла Хмеловская. — «Что же делать? — вслух рассуждал Боря. — Можно же где-то найти эти деньги! Мам, давай как-нибудь их заработаем». С тех пор Боря не мог говорить ни о чем другом. Так у нас родилась идея провести благотворительный концерт. Сама никогда не занималась ничем подобным, но тут почему-то захотелось. Наверное, Боря меня вдохновил. «Точно, концерт! — загорелся сын. — Я могу играть на фортепиано и петь. Давай напишем сценарий!» Сын к тому времени уже ходил в первый класс начальной школы и одновременно — в музыкальную. В тот же день Боря обзвонил одноклассников, и у нас дома собралась толпа желающих принять участие в концерте. Сын рассказывал о предстоящем мероприятии на каждом шагу. Вскоре об этом узнала директор школы и выделила нам актовый зал. Сын тем временем уже корпел над сценарием.
— Было весело, — улыбается мальчик. — Я так обрадовался, что нам дают актовый зал! Сел и начал писать. Решил, что ведущим тоже буду я. Но мне не хотелось быть скучным ведущим, поэтому я придумал много смешных сценок. Проверял на себе: если мне смешно, значит, другим тоже должно быть весело. Список участников концерта помогла составлять мама. Она у меня была как секретарь (смеется). Даже больше — как главный помощник. Мы сразу решили, что билеты будут стоить пять гривен. Это не много и не мало. И наши билеты та-а-ак быстро раскупили!
— Пришли даже ученики других школ, — говорит Алла. — Им рассказали о концерте Борины знакомые из музыкальной школы. Одним словом, сработало «сарафанное радио». Узнавая, что вырученные деньги пойдут на благотворительность, многие отдавали за билет не пять, а десять, а то и пятьдесят гривен. Результат нас приятно удивил — мы заработали 700 гривен! В тот же день мы купили всем интернатовцам тапочки.
«Я думал, что скорее всего захотят помочь богатые. Но откликнулись как раз бедные»
Вскоре семилетний волонтер решил посетить интернат для детей-инвалидов, о котором он прочитал в газете.
— Когда мы отправились туда, я переживала, — качает головой Алла Хмеловская. — Ведь это не просто сироты, а инвалиды. Даже по телевизору смотреть на них очень тяжело. Но разве сына можно было отговорить? Конечно, там нас приняли далеко не так радушно, как в интернате для сирот. Дети помладше почти ничего не понимали, а подростки были настроены агрессивно, решив, что Боря пришел развлечься или, как они сказали, «пропиариться». «Многие приходят и обещают, — недовольно говорили. — А потом больше не появляются». Видно, этих ребят часто обманывали, и они не допускали мысли, что сын действительно хочет им помочь. Здесь веселить было некого, дети это не принимали. Боря ушел оттуда поникший. Обычно разговорчивый, на этот раз он не проронил ни слова. Уже поздно вечером сын подошел ко мне: «Мама, я хочу туда вернуться. Этим детям очень плохо, им нужно помочь».
— Я сразу это понял, — объясняет Боря. — Счастливый человек никогда не станет злиться на других. А если эти дети злятся, значит несчастны. Конечно, было неприятно, что ко мне так отнеслись. Но я решил: если чем-то этих детей обрадую, они отнесутся ко мне по-другому. Идею подсказал священник, к которому мы с родителями приходим каждое воскресенье. Батюшка когда-то предложил написать письма Деду Морозу и потом исполнил наши желания. Вот и мы с мамой пришли в интернат и представились помощниками Деда Мороза. Правда, оказалось, что многие дети в него не верят. Жаль.
— А ты веришь?
— Конечно. Я знаю, что подарки на Новый год мне дарят родители. Но Дед Мороз тоже есть. Он не приносит подарков, но исполняет желания. Например, когда я прошу его помочь мне победить в музыкальных конкурсах, он все слышит и помогает. Оставалось только помочь деткам-инвалидам тоже в него поверить. Младших написать письма я уговорил быстро. А вот старшие ребята начали смеяться, кто-то вообще просил меня уйти... Тут опять помогла мама. «Просто напишите свои желания, — уговаривала их она. — Пускай вы уверены, что они не сбудутся. Но разве тяжело сесть и написать письмо?»
— И ребята согласились, — говорит Алла. — В итоге мы с Борей ушли из интерната с 60 детскими письмами. Кто-то просил у Деда Мороза куклу или машинку на пульте, у других были желания подороже — например, мобильный телефон. Я поняла, что мы не сможем купить все эти подарки и начала жалеть о всей этой затее. Но Боря уверенно заявил: «Вокруг много добрых людей. Вспомни, как нам помогли с концертом. Вот и сейчас помогут». Сын начал искать добровольцев. И нашел!
*Девятилетний Тарас получил первый в своей жизни подарок во время акции, которую организовал Боря Хмеловский (фото из семейного альбома)
— Все благодаря «Одноклассникам» и «ВКонтакте», — улыбается мальчик. — Я везде разместил объявления с призывом «Станьте помощником Деда Мороза!». Сначала почти никто не отозвался, но я продолжал звонить одноклассникам, их друзьям, братьям и сестричкам. Мама сомневалась, а я знал, что все получится. И мне начали звонить. Я думал, что захотят помочь в первую очередь богатые. У них же и так много денег. Что им стоит купить несколько подарков? Но откликнулись как раз бедные. Например, мне позвонил один мальчик: «У меня нет денег, поэтому купить ничего не могу. Но я могу выполнять ваши поручения. Давайте я буду разносить подарки». Так он стал нашим курьером. А одна добрая женщина принесла несколько больших пакетов с подарками. А ведь у нее самой пятеро детей.
— Двое ее детишек — приемные, — качает головой Алла Хмеловская. — Казалось бы, забот хватает. Но объявление Бори тронуло женщину до глубины души. С тех пор мы регулярно созваниваемся. Борин телефон буквально раскалился от звонков. Сын завел ежедневник, где записывал номер телефона благотворителя. Потом каждому звонил и лично благодарил. Столько людей к нам присоединилось! Мне даже не верилось, что все это организовал мой ребенок.
Через двадцать дней все подарки были куплены и Боря отвез их в интернат.
«Алфавит сын выучил в два года... за обедом. А в пять лет он начал писать книгу»
— А еще нам захотел помочь один актер, — с восторгом вспоминает мальчик. — Сам позвонил мне и сказал, что может сыграть роль Деда Мороза. Я был эльфом, а мама — доброй феей. Мы пришли в интернат с большими мешками. Дети не верили нам до тех пор, пока Дед Мороз не начал раздавать подарки. Некоторые аж кричали от радости. «Это мой первый подарок, — прошептал мне девятилетний Тарасик на инвалидной коляске и расплакался. — Может, ты действительно волшебный эльф?» С тех пор мы с Тарасом — лучшие друзья. На Масленицу я организовал очередную акцию с подарками. И Тарасик, у которого парализованы ручки, подписал мне открытку, взяв фломастер зубами. Мне так захотелось, чтобы мама его усыновила!..
— Старшие дети пытались сдержать эмоции, — вспоминает Алла. — Но когда увидели, что мы принесли именно те подарки, которые они хотели, не выдержали. Сначала неуверенно улыбались, а под конец дня уже вовсю смеялись и веселились вместе со всеми. С тех пор мы — одна семья. А Боря каждый месяц придумывает новую акцию. Благотворительные концерты уже стали традицией.
На каждом концерте маленькому волонтеру удается собирать больше чем по тысяче гривен. Боря относит деньги в интернат, покупает детям подарки и планирует новые мероприятия.
— Сейчас я в роли птицы счастья, — говорит мальчик. — Недавно мы с детками запускали в небо бумажных голубей с желаниями. Теперь я исполняю эти желания. Хорошо, что у меня есть помощники. Если кто-то захочет присоединиться, буду только рад. Даже если человек передает десять гривен, это важно. Плохо только, что многие до сих пор не воспринимают меня всерьез. Недавно один мужчина написал мне, что хочет помочь, и пообещал передать целую тысячу гривен. На эти деньги можно было купить столько подарков! Но оказалось, он... пошутил.
— Как же ты все успеваешь? Ты ведь еще и учишься в школе.
— А еще хожу в музыкальную школу, — улыбается Боря. — Пою и играю на фортепиано. Меня часто спрашивают, как на все хватает времени. Я и сам не знаю. Некоторые говорят, что я вундеркинд — мол, потому закончил класс экстерном. Но не думаю, что я какой-то особенный. Просто мне очень нравится то, что я делаю. Наверное, в этом весь секрет. Ну а еще в том, что у меня очень много энергии. Как говорят учителя в школе, ее так много, что просто некуда девать.
*«Мама — мой главный помощник», — говорит Боря
— Так или иначе, алфавит ты выучил в два года, — смеется мама мальчика. — Не поверите, но это произошло... за обедом. Сыну принесли обучающие картинки, он начал внимательно их рассматривать и сразу запомнил. После этого научился читать. А в пять лет начал писать книгу. Ничего мне не говорил, пока не принес готовое произведение.
— Это был всего лишь рассказик, — скромно пожимает плечами Боря. — История о том, как один мальчик спасает людей от всех болезней. Но это было так, детство. Сейчас я пишу на более серьезные темы. Первая книга — о проблеме родителей и детей. Мы с мамой друг друга понимаем, но у многих моих одноклассников с родителями проблемы. А вторая — о том, как здорово помогать детям. Когда кому-то делаешь приятно, тебе самому становится хорошо. Я это точно знаю.
— Кем ты хочешь стать? Писателем?
— Нет. Книжки — это хобби, а я буду дипломатом. Так хочет мама. Исполнить мамину мечту нужно обязательно. К тому же у хороших дипломатов всегда есть деньги. А если у меня будет много денег, я смогу помогать детям еще больше. Построю для интерната новое здание. Ребята и воспитатели давно этого ждут. Я им говорю, что осталось недолго. Каких-то пятнадцать лет — и будут справлять новоселье. Это я им обещаю.
4539Читайте нас у Facebook