Мирослав Герцик: «Поступил в институт физкультуры, чтобы вылечиться от туберкулеза»
Нынешние студенты Львовского государственного университета физической культуры знают
«Мне наложили гипс на все суставы ног, чтобы сохранить их от разрушения, и сказали: «Никаких гарантий на выздоровление не даем»
— Беда пришла внезапно: начались сильные боли в коленях, с трудом сгибались ноги, нельзя было присесть, — вспоминает Мирослав Герцик. — Я тогда поступал на химический факультет университета имени Ивана Франко. Успешно сдал три экзамена, а перед последним стало так плохо, что оказался в больнице. Конечно, очень испугался, тем более что врачи не смогли мне ничего объяснить. Направили в специализированное медучреждение в Ивано-Франковск, где меня обследовали, откачали жидкость из коленных суставов и дали направление в костно-туберкулезный санаторий в Яремче. Там мне наложили гипс на все суставы ног, чтобы сохранить их от разрушения. «Через полгода снимем, сделаем снимки и на их основании — выводы, — сказали мне. — Никаких гарантий на выздоровление не даем!» Информация из специальной литературы, которую я «проглотил», пока лежал в больнице, тоже не давала оснований для оптимизма.
Беспомощный инвалид на шее у матери? Я не хотел такой жизни. Признаюсь, была мысль: вытерплю, сколько смогу, а потом покончу с собой... Но все же вернулся домой, в Болехов, и решил самостоятельно взяться за свое здоровье...
Мирослав действовал интуитивно, используя подручные средства: вместо гантелей поднимал тяжелые топоры; прикрепив к толстой ветке дерева длинный шест, поднимался по нему и спускался вниз; отжимался от пола, подтягивался, занимался физическим трудом и бегал, стараясь не обращать внимания на хромоту. Преодолевая сильную боль, все увеличивал нагрузки. А как обрадовался, когда смог перепрыгнуть через невысокий соседский забор! Это было огромным успехом. Первый ощутимый результат получил через год: жидкость в коленях больше не накапливалась, воспаление и боли отступили. Случилось так, что именно в это время двоюродная сестра, студентка Ивано-Франковского мединститута, познакомила Мирослава со своим женихом — статным спортсменом, студентом Львовского института физической культуры.
«На втором курсе занялся лыжами — наравне со здоровыми ребятами»
— Я тогда еще не думал о будущей специальности, — продолжает Мирослав Степанович. — И тут возникла немного шальная мысль: поступить в институт физкультуры. Не для того, чтобы стать спортсменом, а чтобы с помощью физических нагрузок вылечиться. Без проблем получил необходимую для поступления медицинскую справку, которые тогда выдавали в поликлиниках без каких-либо осмотров. О заболевании никому ничего не сказал. Но спортивные нормативы и вступительные экзамены сдал не без труда. И — стал студентом. Специализацией выбрал гимнастику, поскольку в гимнастическом зале тепло, сухо, меньше нагрузка на ноги. Год усердно занимался, даже выполнил норматив второго спортивного разряда. Никто не замечал, какие проблемы у меня с ногами и как все это тяжело мне дается. О болезни не знали даже друзья-сокурсники!
На втором курсе Мирослав оставил гимнастику и стал заниматься лыжами. И снова — наравне со здоровыми! Даже попал в сборную команду области, выступавшую на чемпионате Украины. А на исходе зимы друг предложил ему заняться новым для Львова видом спорта — греблей на каноэ. Так определилась дальнейшая спортивная карьера Мирослава. Только на четвертом курсе он, наконец, почувствовал, что болезнь уходит: симптомы проявлялись все реже, а вскоре вообще исчезли. После окончания института Мирослав Герцик стал работать тренером в областном совете ДСО «Спартак».
— Именно в то время спорт стал для меня смыслом жизни, а не средством борьбы с болезнью, — признался «ФАКТАМ» Мирослав Степанович. — Через четыре года выиграл спартакиаду в одиночке на дистанции 10 километров, потом — чемпионат Советского Союза. Появились награды, титулы. Продолжал упорные занятия и тренировал учеников. Меня включили в основной состав сборной СССР. Правда, на чемпионат мира за границу не пустили — анкета подкачала. Но, хоть и был невыездным, как спортсмен я все же состоялся. Мои врачи никогда бы не поверили, что их безнадежный, прикованный к постели больной достигнет таких спортивных высот...
За годы тренерской работы Мирослав Степанович подготовил более полусотни мастеров спорта и 13 мастеров спорта международного класса. Его воспитанники выигрывали чемпионаты страны и мира. Мирослав Герцик руководил Львовскими городским и областным спортивными комитетами, участвовал в создании Национального олимпийского комитета Украины, в 1992 году возглавил Львовский государственный институт (сейчас университет) физической культуры. Помня о своей борьбе с болезнью, около 15 лет назад он стал одним из инициаторов создания в вузе факультета, который готовит специалистов по спортивной реабилитации.
— Хотели ее по западному образцу назвать — физиотерапией, — но возмутились врачи: «Почему физкультурники лезут в медицину!?» — смеется Мирослав Степанович. — Пришлось объяснять, что мы не претендуем на медицинскую реабилитацию, а намерены восстанавливать функциональные возможности людей с помощью преимущественно физических упражнений. Это устроило Минздрав, и нам дали разрешение на подготовку специалистов. Практику наши студенты проходят в медицинских учреждениях, хотя поначалу врачи и поглядывали на них косо. Только когда увидели результаты применения нашей методики, отношение медиков резко поменялось. Сейчас проблема в другом: слишком многие вузы берутся выпускать таких специалистов, не имея необходимых условий для их подготовки. Выпускники таких учебных заведений могут скорее навредить, чем помочь больным, что, конечно, наносит ущерб и престижу специальности.
«Механизмы восстановления, регенерации и даже омоложения заложены в человеческом организме природой»
— Я всегда боялся, что, как только перестану физически нагружать свой организм, болезнь снова возьмет меня за горло, — признался Мирослав Герцик. — Поэтому и занимаюсь спортом всю жизнь. К сожалению, последние два года не могу бегать, видимо, закончился резерв суставов. Хотя, как мне кажется, этот запас прочности у людей намного больше, чем принято считать. Исходя из своего опыта, могу посоветовать людям, страдающим от различных недугов: надо не впадать в отчаяние и быть упорными в стремлении выздороветь. Безвыходных ситуаций практически нет! Если врач вам что-то посоветовал и вы добросовестно выполняете его рекомендации, это совсем не значит, что осталось только терпеливо ждать улучшения, и оно непременно наступит. Нужно помогать самому себе — эмоциями, мыслями, действиями. Вы думаете, что мне всегда хочется делать по утрам зарядку? Но надо суметь переломить себя. Пробовать, советоваться со специалистами и одновременно прислушиваться к своему организму, как все это действует на него, чтобы не навредить, не сломать.
Студенты университета физкультуры гордятся своим почетным ректором, но о том, что он преодолел в молодые годы, даже не слышали.
— Как? Болел туберкулезом костей?! — удивленно отвечают вопросом на вопрос молодые люди, сидящие в ожидании зачета в коридоре. — Это же такая страшная болезнь, которая приковывает к постели! А наш ректор — известный спортсмен и тренер, завоевал множество наград, титулов! Да и сейчас он очень подвижен физически, продолжает активно заниматься спортом. Нет, вы, наверное, что-то путаете...
Действительно, в такое трудно поверить. Тем не менее это не единственный случай успешного преодоления, казалось бы, неизлечимой болезни.
— Созданный природой человеческий организм представляет собой совершенную систему, — отметил в комментарии «ФАКТАМ» врач Львовского медико-реабилитационного оздоровительного центра «Саномед» Максим Самотий. — В нем изначально заложены механизмы восстановления, регенерации и даже омоложения. По сути, это больница внутри нас. Мирослав Герцик сделал ставку на восстановление организма путем гимнастических упражнений. Ими он включил свою «больницу»! И сумел преодолеть болезнь, победить источник инфекции. Подобные случаи достаточно редки, как мне кажется, только из-за консерватизма нашей официальной медицины.
Например, житель городка Дубровица Ровенской области Петр Велинец в семилетнем возрасте выжил после страшной аварии («ФАКТЫ» рассказывали об этом человеке в номере от 15.12.2012 — Авт.): ему удалили селезенку, мальчик был практически парализован из-за повреждения позвоночника, передвигался на инвалидной коляске. Петр начал отжиматься от пола на кулаках. Это было единственное доступное ему физическое упражнение. К моменту окончания школы он мог делать уже сто отжиманий. Рекорд! Так Петр включил свой саногенез (комплекс защитно-приспособительных механизмов, направленный на восстановление нарушенной саморегуляции организма. — Авт.).
Петр Велинец окончил пединститут, в настоящее время работает инструктором по боевому гопаку, тренирует детей, в том числе больных детским церебральным параличом, занимается их реабилитацией и достигает в этом больших успехов! Тем не менее, необходимо помнить, что для восстановления здоровья требуется комплексный подход: это и физические упражнения, и медикаментозные средства, и правильное питание, а главное — желание выздороветь и сила воли, чтобы реализовать его.
2645Читайте нас у Facebook