Отец «террориста» Лапшина: «Паша не хотел ехать в Англию, но мы с женой его уговорили»
Космическая столица Украины, город чугуна и стали Днепропетровск в последние годы слишком часто стал упоминаться в одном контексте с терроризмом. Еще не завершился процесс над местными жителями, обвиняемыми в организации серии взрывов в различных городах Украины, как мировую общественность потрясло новое сообщение: в Великобритании задержан аспирант Днепропетровской национальной металлургической академии, которого подозревают в убийстве
«Для своих 25 лет сын сделал блестящую карьеру»
Международный конкурс студенческих работ, который проводит британская компания Delcam, считается очень престижным в среде компьютерщиков и программистов. На этот раз в нем участвовали около двадцати украинских и не менее пятидесяти российских вузов. Третью премию на конкурсе завоевала работа аспиранта Днепропетровской национальной металлургической академии Павла Лапшина. Узнав об этом, он сразу даже не поверил. Павел получил в этом вузе два высших образования — специалиста по технологии машиностроения и программиста. Оба диплома — с отличием.
В научной работе, которую вел в аспирантуре,
— Мы месяца полтора ее доделывали, Пашка пропадал на работе с утра до позднего вечера, — рассказывает заведующий лабораторией кафедры технологии машиностроения Сергей Абрамов. — Ни о чем другом, кроме этих тем, он вообще не говорил. Я даже представить не могу, чтобы Паша вдруг ударился в какие-то радикальные политические настроения. Он ни о политике, а тем более, таких далеких от нас антиисламистских настроениях никогда даже не заикался, по-моему, вообще об этом ничего не знал. Да и не горел он желанием ехать в Англию. Когда выиграл конкурс и получил грант на годичную стажировку в Бирмингеме, даже растерялся: «Если бы на месяц, я бы поехал, а на год?»
*Павел Лапшин (в центре) получил грант на годичную стажировку в Бирмингеме
Стажировка, по мнению коллег, открывала перед ним огромные перспективы. Исследования в университете Ковентри помогли бы ему в защите диссертации. И Павел, скрепя сердце, начал готовить документы.
Судьба, казалось бы, сделала еще одну попытку его остановить. 20 марта в аварии на днепропетровском жилмассиве, когда внедорожник влетел на автобусную остановку, тяжело пострадала мама Павла. «ФАКТЫ» писали об этой трагедии: погибли пять человек, в том числе второклассник Кирилл Губа и его мама, учительница. Травмированы еще четверо днепропетровцев.
— Он очень домашний мальчик, у него главные друзья — мы с мамой, — говорит
«Я уверен, что кто-то преднамеренно подставил Павла»
В Англию Павел прилетел 24 апреля и первые дни знакомился с достопримечательностями Бирмингема. Куратор и друг Павла Виктор Ласкин поддерживал с ним постоянную связь в интернете. 26 апреля он послал первое сообщение: «Как Англия? Устроился нормально?» «Все путем, — ответил Паша. — Посмотрел каналы, покатался по городу на автобусе, ездил в Ковентри в университет. Пришлю фотки». 14 мая он рассказал Виктору Ласкину, как испытывали новую программу для станков с ЧПУ: «Обрабатывали деталь с применением всех наворотов, но фреза сорвалась». Практически каждый день общался по скайпу и с родителями. Ничего необычного в поведении сына они не заметили.
— Он был очень рад, что послушался нашего совета, — продолжает Сергей Павлович. — Говорил только о работе, ему некогда было даже на экскурсию поехать. И вдруг мы узнаем, что Пашу арестовали за организацию терактов, а потом еще и обвинили в убийстве пожилого человека. Мой сын якобы ударил его три раза ножом в спину. Большего абсурда я даже представить себе не могу. Мы с женой, которая еще не поднимается с постели, были в таком шоке, что едва пережили это известие. Павлик — поздний и единственный наш ребенок, мы душу вложили в его воспитание, оберегали от дурного влияния, он вырос добрым и порядочным человеком. Это не только мое мнение! Сын даже в конфликты никогда ни с кем не вступает. Если возникнет какая-то спорная ситуация, он сразу, словно улитка, прячется в свой «домик».
— У него типичная психология гения, — уверяет Виктор Ласкин. — Ничего, кроме любимого дела, Павла не интересует. Он даже с девушками еще никогда не встречался. Говорю ему: «Смотри, какая девчонка, давай познакомлю», а у него от этих слов даже уши краснеют. Очень стеснительный, интеллигентный, вежливый человек, со старшими только на «вы». Родители воспитали в нем уважение к нашей истории. Дед Павла на войне был командиром танковой роты, получил звание Героя Советского Союза за то, что с горсткой храбрецов на своем танке Т-34 неделю удерживал от натиска фашистов крупный железнодорожный узел под Варшавой. Пашу и назвали в честь деда, он этим очень гордился.
Когда я вдруг увидел на его страничке «ВКонтакте» изображения каких-то террористов и неофашистов, глазам своим не поверил — их там до недавнего времени не было. Все эти ссылки, судя по датам, появились с 21 июня по 17 июля этого года, то есть уже после того, как убийство и теракты были совершены, а до ареста Паши оставался один день. Я много лет общался с ним в соцсетях. На его страничке были только личные фотографии, снимки с выпускного вечера в лицее информационных технологий, с однокурсниками. И вдруг все это исчезло, а на месте главного фото стоит обложка какой-то книги и ссылки на ультраправые организации. Я уверен, что его подставили. Нашли тихого, слабохарактерного иностранца и повесили на него чужие преступления. Взломать чужой аккаунт для хорошего компьютерщика — не проблема. Но они явно перестарались, не оставив ни одной фотографии самого Павла! И в то же время в списке друзей так и оставили исключительно однокурсников и коллег. Кто же мог за столь короткое время пребывания Паши в Англии так повлиять на него, что он вдруг набросился с ножом на пожилого человека? Нет, все это абсурд и какая-то страшная подстава!
Коллеги парня рассуждают логически. В Англии сегодня действительно существует немало ультраправых антимусульманских организаций, поднимают голову неонацисты. Но спецслужбам европейской страны выгоднее представить ультраправый терроризм как насаждаемый извне, ввозимый из постсоветских стран. Можно заодно испортить отношения Украины с мусульманским миром. Хотя в Днепропетровске даже намека на ультраправые настроения нет. В городе учатся сотни студентов из мусульманских стран, в том числе и в металлургической академии. Никаких конфликтов с местным населением у них никогда не возникало.
Часы и батарейки английская полиция назвала компонентами взрывчатки
Напомним читателям, что британские власти обвиняют Павла Лапшина в организации взрывов возле трех мечетей в городах Уолсолл, Вулверхэмптон и Типтон, а также убийстве
На днях у полиции стало на один аргумент больше. По запросу Интерпола днепропетровская милиция сообщила, что Павел Лапшин в августе 2010 года привлекался к административной ответственности, то есть штрафу, за мелкое хулиганство и нарушение правил обращения с пиротехническими средствами. Как рассказал его отец, сын хотел сделать фейерверки и намешал что-то в стаканчике. Оставленная на кухне смесь ночью дала реакцию, произошел хлопок, от которого вылетели стекла. Паша тогда еще был студентом и объяснил, что просто проводил опыты. На этом инцидент был исчерпан. Кто же мог знать, что через три года этому придадут такое значение?
— Меня в этой истории очень многое смущает, — разводит руками Виктор Ласкин. — Во-первых, моральный аспект этих преступлений. Террористами становятся люди, как правило, ущербные, с искривленной психикой, депрессивными настроениями. Павел под эту категорию абсолютно не подпадает. Он веселый, успешный, талантливый парень. Во-вторых, он даже в армии не служил и представления не имеет, что такое взрывчатка, оружие. Происшествие в квартире лишнее тому подтверждение. И наконец, хочу задать главный вопрос: в чем состоит его мотив? Зачем ехать в Англию и за год до конца своего пребывания там совершать преступления? Не такой же он дурак, чтобы не понимать: преступника будут искать. Я внимательно рассмотрел в интернете изображение парня, оставленное на камере наблюдения. Сказать, что это Павел, практически невозможно. Просто человек с такой же короткой стрижкой. Словом, в этой истории слишком много темных пятен.
Родители Павла не находят себе места от переживаний за сына. У мамы на днях был сердечный приступ, отец тоже плохо себя чувствует, бабушке даже не говорят о том, что случилось с любимым внуком.
— Через несколько дней после того, как его задержали, был телефонный звонок, — чуть не плачет Сергей Лапшин. — Сын прокричал: «Папа, не волнуйся, у меня есть адвокат!» Я только успел сказать: «Сынок, что с тобой случилось? Мы просто убиты » Разговор на этом прервался. Я думаю, он много заплатил за то, чтобы ему разрешили нас успокоить. Может быть, поэтому и не хочет встречаться с украинскими дипломатами. На него явно оказывают давление.
В феврале этого года Сергей Павлович отмечал с коллегами свое
«Никому не известных парней взяли, чтобы успокоить английскую общественность»
В поле зрения британских спецслужб вместе с Павлом Лапшиным попал и
Денис представил 3D-модель нового уникального корсета. От обычного этот пояс отличается наличием параболоидных пружин. Именно они превращают корсет в динамическое средство, которое не затрудняет движение и даже подстраивается под человека, его носящего. В политехническом университете Денис осваивал технологию машиностроения. Для работы над этим проектом он специально штудировал медицинскую литературу и полтора года производил математические расчеты.
— Самое главное в этой работе было правильно произвести расчет, — рассказывал журналистам Денис Негреба. — Нужно произвести компенсацию усилий в поясничном отделе позвоночника, чтобы разгрузить его на столько, на сколько надо, но при этом не переборщить.
Разработку Денис отправил на международный студенческий конкурс, где проекту присудили первое место. Выпускник политехнического университета выиграл международный студенческий конкурс и шестимесячную стажировку в одной из компаний Великобритании. Поездку Денис ждал с радостью и надеждой. Для талантливого парня из обычной харьковской семьи это был шанс показать свои способности.
В марте этого года о Денисе писали и руководство университета, и представители компании Delcam — именно она занимается программами обмена студентов. Однако сегодня представители этих организаций предпочитают отмалчиваться.
— Мы подождем официальной информации и тогда выскажем свои пояснения, — сказал журналистам ректор НТУ «Харьковский политехнический университет» Леонид Товажнянский. — На сегодняшний день информация настолько противоречива и недостоверна, что по ней какие-то заключения делать очень сложно. Мы дадим комментарии, когда будем знать, что это действительно касается университета, его студентов или аспирантов.
В компании Delcam также никакой информации по этому поводу не предоставили. Сказали, что в интернет-изданиях гораздо больше данных по этому поводу, чем у них.
Родители Дениса (у них это единственный ребенок) настолько напуганы и расстроены происходящим, что даже не отвечают на телефонные звонки. Пока от общения с журналистами отказываются. Сам Денис периодически заходил на свои странички в социальные сети. В среду страничка Дениса на сайте «ВКонтакте» была удалена.
Знакомые и друзья парня, которых удалось разыскать в период каникул и отпусков, в один голос говорят, что произошла чудовищная ошибка. «Спокойный, воспитанный мальчик. Его интересовала только наука. Какие теракты? Вы что?» — возмущаются соседи Дениса.
— Мы с Денисом учились в параллельных группах в институте, — говорит о студенте его однокурсница Дарья Деменкова. — Нормальный, воспитанный парень. Я не верю, что он причастен к этим событиям. За 5 лет учебы ни разу не слышала от него каких-либо высказываний о мусульманах или людях другой религии. У него никогда не было никаких конфликтов с мусульманами.
В харьковском Институте патологии позвоночника и суставов, где Денис писал свою научную работу, о нем также говорят как о талантливом, спокойном студенте. Александр Левшин, под руководством которого Негреба занимался разработкой усовершенствованного корсета, сейчас в отпуске, но остальные сотрудники помнят трудолюбие и усидчивость студента.
Ничего не слышали о Денисе и представители радикально настроенной украинской молодежи.
— В этих кругах его никто не знает, ничего о нем не слышали, — рассказал «ФАКТАМ» правозащитник и общественный деятель Ярослав Дунаев. — Нормальный человек, который к тому же показал способности в учебе, не в состоянии так быстро преодолеть запрет на убийство. В чем сегодня пытаются обвинить никому не известных украинских парней. Обычно сначала дерутся группой, потом — самостоятельно. Затем берут в руки оружие и только после этого готовятся к убийству. Эти ребята ни в каких мероприятиях не участвовали. Обвинять их в терроризме просто нелепо. Мы думаем, их взяли, чтобы успокоить общественность. И повесить преступление на украинцев, у которых нет защиты.
7112Читайте нас у Facebook