Село Новониколаевка в пятидесяти километрах от Винницы оказалось отрезанным от всего мира
Без лодки жителям Новониколаевки никуда не добраться. Взрослые плывут на работу, дети — в школу. Да и чтобы купить хлеб в магазине, тоже надо поработать веслом. Дело в том, что старый понтонный мост через Южный Буг, соединявший Новониколаевку с соседним селом и райцентром Немиров, разрушен весенним половодьем. И ответа на вопрос, как восстановить переправу и будет ли здесь построен новый мост, пока нет...
«Домой сельчане возвращаются с продуктами, медикаментами, хозтоварами. Садясь в лодку, надевают спасательные жилеты»
— В марте большая вода с огромными льдинами подняла наш мост, повертела, поломала, и он затонул, — вздыхает председатель Воробиевского сельсовета Александр Малицкий, в состав которого входит Новониколаевка. — Часть конструкции моста из металлических лодок, соединенных швеллерами, нам удалось достать со дна реки, а вот другая часть до сих пор затоплена. Впрочем, этот понтонный мост, простоявший у нас 23 года, уже несколько лет был аварийным. По нему ведь не только пешеходы ходили, но и автомобили ездили, комбайны! Если чуть больше транспорта проедет, он тут же полностью «нырял» в воду. Это и неудивительно — понтонный мост не предназначен для длительной эксплуатации. Но у нас не было выбора, вот и пользовались им.
О том, что мост аварийный, я еще в прошлом году сообщил в районную и областную администрации, в территориальное управление МЧС. Просил наладить сообщение между Новониколаевкой и Воробиевкой. Обращался с этим вопросом и к нашему народному депутату Украины Григорию Калетнику. Он обещал помочь.
В Новониколаевке нет ни магазина, ни медпункта, ни аптеки, ни почты, поэтому за необходимыми товарами и услугами сельчане спешат в соседнюю Воробиевку. Чтобы добраться туда, они вынуждены переплывать реку на лодке. На берегу установлен пост МЧС, и спасатель Виктор Артоуз перевозит людей по согласованному с местными жителями графику — два часа утром и два часа днем. В остальное время на берегу дежурит местный житель Владимир Зозуля, он тоже переправляет людей с одного берега на другой. Его работу оплачивают из бюджета сельсовета. Впрочем, и Владимир не работает допоздна. Поэтому, если перевозчика нет, желающие перебраться на противоположный берег реки громко зовут его, ведь он живет неподалеку. Если не услышит, люди вынуждены самостоятельно управлять лодкой. Хорошо, когда она пришвартована к их берегу. Если к противоположному — перебираются вплавь...
— В понедельник, среду и пятницу перевозим через Буг больше новониколаевцев, в эти дни из Воробиевки уезжает маршрутка в райцентр, — продолжает Александр Малицкий. — Домой сельчане возвращаются с продуктами, медикаментами, хозтоварами. Садясь в лодку, надевают спасательные жилеты. Плавсредство после работы храним во дворе одного из местных жителей, чтобы никто его не похитил. А вот другую общественную лодку, которую называем «крейсер «Аврора» (ей уже 45 лет!), оставляем на берегу. Смастерившего ее умельца из Новониколаевки давно нет в живых, а лодка по-прежнему служит односельчанам: она устойчива на воде, люди охотно в нее садятся. Впрочем, надеемся, что переправа лодкой — это временное решение вопроса и сообщение между нашими селами вскоре будет восстановлено. Люди просят построить новый мост. Стоит он не менее шестисот тысяч гривен. Пока таких средств нет, хотя произошедшее уже признано специальной комиссией чрезвычайной ситуацией местного уровня.
«В случае пожара помощь к нам вовремя не поспеет»
— Когда мост еще стоял, мы с дедом не успели отвезти зерно на мельницу в Воробиевку, чтобы смолоть его на муку, — сокрушается пенсионерка Татьяна Орел. — Теперь хлеб печь не из чего, и приходится плыть за хлебом на лодке через реку. Два раза в неделю отправляемся с мужем в Воробиевку. Раньше я боялась садиться в лодку, но куда ж денешься?
*В Новониколаевке нет ни магазина, ни медпункта, и аптеки, ни почты. За всеми необходимыми товарами и услугами местные жители должны отправляться на другой берег
Мы живем недалеко от берега и знаем, что несчастных случаев на реке хватает. Однажды лодка, в которой плыли молодые супруги, перевернулась посреди реки. Мужчина утонул сразу, а его жена ухватилась за лодку, но ее стремительно относило течением. Женщина звала на помощь, однако в итоге все равно погибла. Река ведь глубокая — до четырех метров.
Был мост — жизнь в селе бурлила. Теперь, получается, у нас по одну сторону река, по другую — леса и поля, где все дороги грунтовые. Дождь пройдет — ни пройти ни проехать. Вот и вынуждены плыть. Очень страдаем из-за того, что моста в селе больше нет. У нас ведь много стариков, всю жизнь трудились в колхозе. Неужели не заслужили спокойную старость?
— А я в лодку ни за что не сяду — ноги болят, голова кружится! — вздыхает соседка Татьяны Степановны, пенсионерка Мария Диброва. — Довольствуюсь тем, что сын привезет из Немирова. Хлеб быстро заканчивается, да и хранится он теперь недолго. Когда хлеба нет, ем картошку.
По мосту к нам в село приезжала из Воробиевки автолавка — с хлебом, булочками, крупами, макаронами, подсолнечным маслом. Теперь у наших частных предпринимателей нет возможности приехать. А если и прибывают к нам автолавки с товарами из сел по нашу сторону Буга, разве что успеют известить нас, что уже прибыли. Лишь небо тучами затянет, они тут же спешат домой, мы и купить ничего не успеваем. Ведь если дождь пойдет, они из нашего села с непроходимыми болотами не выберутся. Ну а в случае пожара или если человеку понадобится срочная медицинская помощь — никто вовремя не поспеет. Мы здесь чувствуем себя так, будто проживаем на острове ненужных людей...
«Раньше, если какие-то неполадки случались, колхоз тут же все ремонтировал, а теперь никому до этого нет дела»
— Мои дети школьники — Богдан учится в девятом классе, Яна — в восьмом, — рассказывает жительница Новониколаевки Александра Козлова. — Ежедневно, чтобы добраться в школу, они преодолевают далекий путь — сначала на лодке, а затем еще десять километров школьным автобусом в Соколец, ведь в Воробиевке школы нет. Честно говоря, хотелось бы переехать из Новониколаевки в другое село, только пока некуда. Если моста у нас не будет, зимой детей в школу не отпущу. Река замерзнет, и мы вынуждены будем ходить по замерзшей реке. А это опасно — лед подмывает течением.
Еще в советское время мы с родителями и бабушкой приехали в Новониколаевку из Архангельской области, поменяв городскую квартиру на сельский дом. Тогда село было зажиточным, и климат здесь прекрасный, а фруктов и овощей как много! Помню, тогда и паром был, а на смену ему мост установили. Если какие-то неполадки случались, колхоз тут же все ремонтировал. Теперь же никому до этого нет дела.
*Пока у жителей Новониколаевки лишь один путь на «большую землю» — на лодке по реке (фото автора)
— У нас в Новониколаевке проживает около восьмидесяти человек, хоть зарегистрировано 35, — говорит местный почтальон Людмила Болюх. — Многие живут здесь с ранней весны и до поздней осени, а на зиму уезжают в город. К тому же у нас гостят родственники, знакомые. Словом, не так уж мало людей нуждается в том, чтобы мост через реку был установлен.
Почтальоном я работаю 32 года. Наверное, мне больше всех приходится плавать на лодке в Воробиевку и обратно. Знаю, что наше старое и ржавое суденышко ненадежное. Кроме того, я не всегда вписываюсь в график перевозок по реке, и приходится самостоятельно переправляться. Всякое было — и тонула, и спасали меня...
Кроме моста, утверждают сельчане, им больше ничего не надо. Но сами они эту проблему не решат, поэтому вынуждены штурмовать кабинеты чиновников. Увы, пока толку от этого мало. Одни чиновники говорят, что легче переселить людей на левый берег, чем соорудить мост. Другие вместо моста предлагают наладить паромную переправу или соорудить подвесную канатную дорогу. Сельчане не согласны с такими предложениями, ведь тогда ни «скорая помощь», ни пожарная машина к ним по-прежнему не доберутся. Местные жители считают неприемлемым и вариант ремонта старого понтонного моста, который им пообещали достать со дна реки. Старый мост изношен, весь в дырах и вряд ли сможет выполнять свое предназначение. Люди говорят, его хорошо бы сдать в металлолом, а вырученные деньги отдать на строительство нового моста. Если, конечно чиновники найдут источники финансирования будущего строительства.
— От нашего предложения построить в Новониколаевке подвесной пешеходный мост через Южный Буг сельчане отказались. Они просят соорудить мост, по которому можно было бы ездить также автотранспортом, — сообщил заместитель председателя Винницкой областной государственной администрации Роман Аксельрод. — Вот и решаем этот вопрос с учетом пожеланий людей. Однако строительство такого капитального сооружения, как мост, требует огромных вложений, измеряющихся несколькими миллионами гривен. Увы, в бюджете таких средств нет. Поэтому в данном случае речь идет, скорее всего, не о строительстве, а о приобретении моста. Для этого мы обратились в Министерство обороны Украины с просьбой продать нам или передать в пользование мост. Ответ пока не получили. Кроме того, рассматриваем несколько предложений предпринимателей, занимающихся возведением мостов.
О необходимости сооружения моста в Новониколаевке мы доложили и центральным органам исполнительной власти. Это один из важных и проблемных для нас вопросов, и, надеюсь, в ближайшее время он будет решен.
6539Читайте нас у Facebook