ПОИСК
Історія сучасності

«Сталинскую премию — сто тысяч рублей — Евгений Патон разделил между сотрудниками»

6:30 20 серпня 2013
Выдающийся ученый умер 60 лет назад, не дожив нескольких месяцев до открытия своего уникального детища — моста имени Патона

«В годы Гражданской войны Патон спас семьи своих коллег от голодной смерти»

— История с переездом академика Евгения Патона из Москвы в Киев связана с созданием им одной из достопримечательностей нашей столицы — Моста влюбленных (официально он называется Парковым мостом), — говорит директор Государственного политехнического музея при Национальном техническом университете Украины «КПИ» Наталья Писаревская. — В 1904 году киевские власти решили продлить Петровскую аллею Царского сада (ныне Мариинский парк). Этот участок аллеи должен был проходить через место, с которого периодически сходили оползни. Прокладывать там дорогу было опасно, поэтому решили пробить тоннель. Для его проектирования пригласили профессора Московского инженерного училища путей сообщения 34-летнего Евгения Патона. Он вспоминал, что приехал в Киев на Пасху. Увидев, по какой живописной местности пройдет аллея — гребень утопающего в зелени холма над Днепром, с которого открывается прекрасная панорама на реку и ее левый берег, — заявил, что идея с тоннелем скучна и потому неуместна. Среди такой красоты гармонично будет выглядеть легкий изящный мост.

*Наталья Писаревская: «По замыслу Патона, Мост влюбленных в Мариинском парке построили на грунте, а затем под ним вырыли ров» (Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»)

На званом приеме, который устроила городская управа, он познакомился с директором Киевского политехнического института Константином Зворыкиным. Тот предложил молодому профессору организовать и возглавить в КПИ кафедру мостов. Патон дал согласие и переехал в Киев. Вскоре за успехи в работе его повысили в чине до статского советника, который соответствовал должности вице-губернатора и воинскому званию генерал-майора.

Замысел Патона построить в Мариинском парке мост вместо тоннеля был принят. Но до проектирования дело дошло только через пять лет. Согласно архивным документам, за эту работу ему заплатили 700 рублей (килограмм отборного мяса тогда стоил 48 копеек, сливочного масла — 1 рубль 23 копейки. — Авт.). Вначале построили мост, а затем под ним вырыли глубокий ров. Так это место приобрело знакомый нам вид.

РЕКЛАМА

В очерке «Киев-город» писатель Михаил Булгаков рассказал, в каком состоянии творение Патона находилось в бурные революционные годы: «Воздушный мост, стрелой перекинутый между двумя обрывами Царского сада, лишился совершенно всех деревянных частей. До последней щепочки разнесли настил киевляне на дрова. Остался только железный остов, по которому, рискуя своей драгоценной жизнью, мальчики пробираются ползком и цепляясь».

Этот мост прослужил до начала 1980-х. Затем его пришлось разобрать из-за того, что конструкции слишком пострадали от ржавчины. Власти планировали заменить его бетонным сооружением. Однако Институт электросварки имени Евгения Патона настоял на создании копии легендарного моста. И тут возникла проблема — где набрать клепальщиков (по-народному — «глухарей»)? К тому времени этой профессии практически не существовало. А мост-то клепанный. Выход все же нашли — нужных специалистов набрали среди пенсионеров одного из заводов Днепропетровска.

РЕКЛАМА

— Приходилось читать, что крестным Евгения Патона был кто-то из членов императорской семьи.

— Великий князь Вячеслав Константинович, племянник царя Александра II. Обряд крещения проходил во Франции, в Ницце, где в 1870 году родился Евгений Патон. Его отец, отставной полковник гвардии, служил там консулом. В этом городе прошло детство будущего академика. У него было четверо братьев и две сестры. В своих воспоминаниях, написанных на склоне лет, Патон рассказал, что у них в доме говорили на русском. При этом отец требовал, чтобы дети выучили французский, английский и немецкий. Кстати, семья Патонов имеет западноевропейские корни: по приглашению царя Петра I корабельный мастер Патон переселился в Россию. К сожалению, неизвестно из какой страны: то ли Голландии, то ли Англии.

РЕКЛАМА

В 18 лет Евгений поступил в Дрезденский политехнический институт, а в 22 года его призвали в российскую армию. Он попал в артиллеристскую бригаду, расквартированную в Киевском военном округе. Отслужив год, в качестве фейерверкера (унтер-офицера. — Авт.) вернулся доучиваться в Дрезден. Евгений мог остаться за границей — в Германии ему предлагали престижную работу по специальности, — но он решил жить в России. Немецкий диплом там не признали, а чтобы получить документ о высшем образовании, пришлось еще на год сесть на студенческую скамью Института инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге.

— А как сложилась его личная жизнь?

— Исследователь биографии Патона Игорь Малишевский нашел в архивах документ о том, что во время службы в армии Евгений тайно венчался в городе Нежине (Черниговская область) с 41-летней вдовой офицера Евгенией Киселевской. Жениху тогда было 23 года.

— Что их сблизило?

— Никаких подробностей об этом не сохранилось. В своей автобиографической книге Евгений Оскарович ни разу не назвал эту женщину. Они расстались накануне Первой мировой войны, когда Патону исполнилось 43 года. Судя по всему, историю с разводом он пережил тяжело: подал в отставку, уехал в Крым, а затем — в Ниццу.

Мировая война подтолкнула Патона вновь заняться активной деятельностью. Он вернулся в Киев и начал разрабатывать проекты временных мостов и ремонта разрушенных. Через некоторое время Евгений Оскарович женился на Наталье Будде, выпускнице Фундуклеевского училища. Ей тогда было едва за тридцать. Они стали счастливой парой. В 1917 году у них родился сын Владимир, а на следующий год — Борис, который сейчас является президентом Национальной академии наук Украины.

*Евгений Патон и Наталья Будде 37 лет прожили в счастливом браке

— Гражданскую войну Патон с семьей пережил в Киеве?

— Да. За тот тяжелый период власть в городе менялась 14 раз. При каждой из них Патон умудрялся добыть пропитание для семей сотрудников КПИ благодаря тому, что институт не прекращал работу: в созданных при нем производствах выпускали авиационные моторы, планеры, ремонтировали автомобили. Крупный ученый в области механики Степан Тимошенко рассказал в своих мемуарах, что в те годы судьба заносила его в разные уголки страны, а семья находилась в Киеве. Когда он сумел приехать к жене и детям, узнал, что их вместе с другими жильцами профессорских домов, находившихся на территории КПИ, спас от голодной смерти Евгений Патон.

«Оккупанты вывезли из Украины уникальный музей мостов, который ученый создавал 26 лет»

— В 1920 году, когда Киев оставляли польские войска (они захватили украинскую столицу, но долго удерживать ее не смогли), по всему городу окна в домах дрожали от мощнейших взрывов, — продолжает Наталья Писаревская. — Это отступающая армия разрушала красивейший Николаевский цепной мост, который был одной из достопримечательностей Киева. Он являлся тогда единственным мостом, через который мог ходить транспорт. Строительство нового перехода через Днепр стало первоочередной задачей. Созданием проекта с использованием чертежей Николаевского моста занялся Патон. Новый мост назвали в честь революционерки Евгении Бош. К сожалению, он не сохранился — в 1941 году, когда Красная армия оставляла город, его пришлось взорвать. В середине 1960-х в том месте построили мост Метро.

— Патон получил мировую известность как выдающийся ученый в области электросварки...

— Началось с того, что в 1928 году комиссия во главе с Патоном отправилась в глубинку принимать мост после капитального ремонта. Там Евгений Оскарович увидел, как проводят сварочные работы, и понял, что такой способ соединения металлов открывает впечатляющие перспективы. Вскоре эта тематика стала для него главной. Нужно быть смелым человеком, чтобы в таком возрасте заняться совершенно новым для себя делом. Уже через год Патону удалось добиться открытия в КПИ кафедры инженерных сооружений, электросварочного комитета и лаборатории электросварки. На их базе через несколько лет он создал Институт электросварки.

— Евгений Оскарович был из дворянского рода. НКВД его не тронул, когда начались массовые репрессии?

— К счастью, для него эти годы минули благополучно. Он воспитал великолепный коллектив. Причем, вопреки инструкциям, сам решал, кому какую зарплату платить. Контролирующие органы докладывали об этом в ЦК ВКП(б)У. Тогдашний лидер советской Украины Никита Хрущев заявил на это: Патон распоряжается деньгами в государственных интересах, а не в личных. Евгений Оскарович ввел правило: весь его институт уходил в отпуск одновременно.

В 1940 году была учреждена Сталинская премия, и Патон оказался в числе первых, кого наградили за создание метода скоростной автоматической сварки. Получив известие об этом, Евгений Оскарович написал председателю советского правительства Вячеславу Молотову, что следует также наградить еще нескольких человек. Ответ Молотова был категоричным, мол, мы знаем, кого поощрять. Тогда Патон распределил госпремию — сто тысяч рублей — между тремя своими научными сотрудниками и рабочим, который был виртуозом сварки. Положил деньги на их сберегательные книжки, а себе не оставил ни копейки.

Евгения Оскаровича называли в коллективе Батей, хотя он был требовательным, особенно строго следил за соблюдением дисциплины. Порой лично по утрам стоял у дверей института и брал на карандаш опоздавших, а если в их числе встречал своих сыновей, тоже заносил их в список нарушителей распорядка. Кстати, после войны по распоряжению Никиты Хрущева ученому предоставили служебный автомобиль «Линкольн». В институт на машине ездил только Евгений Оскарович, а сыновья добирались своим ходом. Лишь иногда подвозил их в качестве поощрения за успехи в работе.

— В 1941 году, перед сдачей Киева немецким войскам, Институт электросварки эвакуировали в тыл?

— Да, на Урал — в город Нижний Тагил, где выпускался лучший танк Второй мировой войны Т-34. Уже в январе 1942 года Патону и его коллективу удалось полностью автоматизировать сварку корпусов этих бронемашин. Их начали делать в шесть раз быстрее, чем прежде. Производство Т-34 было поставлено на поток. Наградой за это стала вторая Сталинская премия.

К сожалению, во время войны итальянцы, входившие в состав оккупационных войск, вывезли из нашей страны уникальный музей мостов, который Патон создавал в течение 26 лет. В нем было 1200 макетов мостовых переходов мира и различных конструкций, фотографии. Ученый собирал эту коллекцию за свои деньги и использовал ее для обучения студентов. В 1930-е годы все экспонаты передали Днепропетровскому институту железнодорожного транспорта. Когда началась война, эвакуировать музей не успели, а после ее окончания, вероятно, и не пытались разыскать. О том, что коллекцию вывезли итальянцы, рассказали сотрудники института, которые находились в оккупированном Днепропетровске.

— Как создавалось самое известное детище Патона — названный в его честь первый в мире цельносварной мост через Днепр?

— Этот киевский мост, включенный Американской академией сварки в список выдающихся инженерных сооружений, начали строить накануне войны. Однако против строительства моста выступали очень многие видные специалисты. Дело в том, что тогда сварные мосты считались ненадежными. Все они были небольшими, причем некоторые из них рухнули. Патон был уверен: причины этих происшествий можно устранить, а сама идея использования сварки вместо заклепок перспективная. Это позволяет значительно уменьшить расход металла и сроков строительства — нужно лишь серьезно поработать над совершенствованием технологии.

Вопрос о цельносварном мосте через Днепр рассматривался на уровне ЦК ВКП(б)У. Никита Хрущев поддержал замысел Патона. Началось возведение опор, изготовление металлоконструкций. Война прервала эту работу. Евгений Оскарович возобновил ее в 1944 году, когда вернулся в Киев. В проект было заложены новейшие разработки патоновского института. Хотя опять же пришлось упорно доказывать скептикам, что будущее за сваркой. Строительство мостового перехода было завершено в ноябре 1953 года. До его открытия Патон не дожил три месяца.

6911

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів