Автогонщик Юрий Сапёлко: «На легендарной „копейке“ прохожу повороты со скоростью 140 километров в час»
— Страсть к экстремальной езде у меня с юности, — говорит энтузиаст автоспорта 31-летний киевлянин Юрий Сапёлко. — Я родился и вырос в Крыму. Водительские права получил в 16 лет. За рулем отцовских жигулей стал осваивать езду по горным дорогам. Отдыхающие диву даются, как это крымчане умудряются на больших скоростях проходить повороты местных серпантинов. А у нас это в крови. Когда переехал в Киев, почувствовал, что мне не достает вождения по сложным трассам. Так возникла идея участвовать в гонках. Вот и решил переделать «жигули"-"копейку» в гоночный автомобиль. Вместе с другом Романом Ларченко дебютировал на чемпионате Украины по кольцевым гонкам. Неожиданно для всех мы завоевали бронзовые медали.
— Почему для гонок выбрали «копейку»?
— Это моя первая собственная машина. Купил ее в 2006 году у своего преподавателя по Крымской академии природоохранного и курортного строительства. Автомобиль выпущен почти полвека назад, но ездили на нем мало, несколько десятков лет он просто стоял в гараже. На лобовом стекле даже сохранился талон техосмотра за 1978 год. Я его оставил на месте, ведь это уже раритет. Кое-что починил и начал ездить на этом авто на работу. Когда уже приобрел современную иномарку, решил из детища советского автопрома сделать машину для гонок.
Знаете, некоторые владельцы ретроавтомобилей полностью меняют старую начинку на современную. В моей «копейке» почти все оригинальное, но порядком доработанное. Я занимаюсь модернизацией своих «жигулей» вместе с другом Романом Ларченко. Признаться, у меня уже много раз опускались руки — очень сложно превратить этот автомобиль в гоночный. В такие минуты помогал оптимизм и целеустремленность Романа. «Брось хандрить и пойдем в гараж — машина ждет», — говорил он.
Я придумываю различные новшества, затем обращаюсь к токарям, слесарям, фрезеровщикам, чтобы они воплотили мои идеи. Одним из результатов доработок стал прирост мощности двигателя: у стандартной «копейки» она составляет 63 лошадиные силы, а на моей усовершенствованной — 154. Объем двигателя я увеличил с 1300 до 1800 кубических сантиметров. Переделанные детали по двигателю нужно правильно установить и настроить. В этом деле мне помог Павел Остроушко (друзья и знакомые называют его Паша Спорт), который специализируется на работе с двигателями для спортивных авто.
Особую — кулачковую — коробку передач по моей просьбе изготовил мастер из Венгрии. Мы с Романом специально ездили туда, чтобы забрать заказ. У этого агрегата не четыре, как у стандартной модели, а шесть передач. Когда его установил, казалось, будто «жигули» стали мощнее сразу на 20 лошадиных сил.
Подобная коробка передач в Украине единственная. Кстати, в российском городе Тольятти, где выпускают ВАЗы, есть несколько команд, участвующих в соревнованиях по автоспорту на машинах этой марки. Знаю, что на их автомобилях нет таких коробок передач.
На свою «копейку» я установил карбюратор от одной из выпускавшихся в 1980-е годы моделей автомобилей английской компании Lotus, которая специализируется на производстве спортивных и гоночных машин.
— Сколько потратили на модернизацию?
— Пожалуй, все расходы уже и не подсчитаю. Только доработка двигателя обошлась приблизительно в пять тысяч долларов. За коробку передач заплатил две тысячи условных единиц. Прибавьте к этому расходы на переделку тормозов, салона (в нем снято заднее сиденье, чтобы поместился каркас безопасности), покупку специальных шин… В сумме получится больше десяти тысяч долларов.
Кстати, о резине. Предназначенные для гонок шины необычно широкие, на них нет протектора, при резком торможении они оставляют липкий след. Все это ради лучшего сцепления с дорогой, что особенно важно на поворотах. На чемпионате Украины я проходил их на скорости 100—140 километров в час.
— Как ваша жена относится к тому, что на автоспорт тратите много времени и денег?
— Терпимо. Супруга знала о моем увлечении еще до свадьбы. Родители порой увещевают, мол, пора бы прекратить проводить выходные в гараже, но при этом гордятся моими успехами на соревнованиях.
Прежде с Романом участвовали в любительских состязаниях, а нынешней осенью неожиданно получили приглашение выступить на чемпионате Украины по кольцевым гонкам. Правила там жесткие. Чтобы допустили к заездам, машина должна полностью соответствовать определенным требованиям, так что нам с другом пришлось бросить все силы на подготовку «копейки». Хорошо еще, что не понадобилось покупать специальные комбинезоны за тысячу долларов — нам их на время предоставил знакомый гонщик.
Когда приехали на автодром «Чайка», гонщики-ветераны засыпали нас вопросами, советами, комментариями. Из-за этого мы даже опоздали на тренировочный заезд. В свободном классе, в котором выступали на своей «копейке», были только иномарки. Наши соперники участвовали на переделанных под гоночные автомобили BMW, Toyota, Citroen, Peugeot… Каждая из них значительно превосходит мои «жигули» по мощности. Я больше всего боялся, что наш двигатель не выдержит долгой работы на максимальных оборотах. Но он не подвел — все 40 минут, пока продолжалась гонка, трудился безотказно. Максимальная скорость, которую удалось развить, — 170 километров в час. Мы получили невероятное удовольствие от соревнований. Особенно дух захватывало, когда на огромной скорости вместе с целой «стаей» автомобилей проходил повороты.
Мы с Романом уже занялись подготовкой к следующему чемпионату. Прежде всего поработаем над усовершенствованием тормозов и подберем еще более лучшие шины.
*Юрий Сапёлко:"На лобовом стекле я оставилталон техосмотра за 1978 год. Ведь это уже раритет"
Фото Сергея Даценко, «ФАКТЫ»
4419Читайте нас у Facebook