Вскоре штрафы за управление автомобилем в состоянии опьянения вырастут до шести тысяч гривен
В конце прошлого месяца парламентарии с шестой попытки приняли законопроект, ужесточающий наказание за управление автомобилем в состоянии опьянения. Сейчас документ находится на подписи у Президента, однако ожидается, что новшество вступит в силу уже перед новогодними праздниками. Если сейчас водитель, пойманный подшофе, рискует потерять от 2550 до 3400 гривен, то в ближайшее время эта сумма вырастет до 3400—5950 гривен.
А вот срок, на который суд вправе лишить автомобилиста водительского удостоверения, остался прежним: от одного до двух лет при первом нарушении и от двух до трех лет — при повторном (в течение года). В целом, по словам экспертов, законопроект принят еще в достаточно мягком варианте — изначально предлагалось любителей ездить «под мухой», попавшихся вторично, лишать прав сразу на десять лет с оплатным изъятием автомобиля (сейчас эта санкция предусмотрена для тех, кого поймали нетрезвым в третий раз), да и суммы штрафов доходили едва ли не до тысячи долларов.
Законодатели также убрали из Админкодекса упоминание о так называемых общественных работах, которые сейчас могут назначать вместо штрафа (от 40 до 50 часов). Не секрет, что водители, имеющие знакомых судей, частенько используют эту лазейку, чтобы уйти от наказания. Схема проста: «принимая во внимание сложное материальное положение нарушителя, а также наличие у него несовершеннолетних детей», районный служитель Фемиды подмахивает решение, которым позволяет водителю отработать его вину с пользой для общества. Но в действительности вкалывать на общественных работах приходится лишь на бумаге. Одному нашему знакомому из маленького городка в Западной Украине подобное решение суда обошлось в тысячу гривен (в качестве бонуса судья даже оставил ему права). Еще 300 гривен стоил документ, подтверждающий, что нарушитель добросовестно занимался обрезкой деревьев в городском парке.
По мнению правозащитников, увеличение штрафов, безусловно, припугнет водителей — повысит, так сказать, «сдерживающий фактор». Вместе с тем ужесточение наказания автоматически приведет и к росту неформальных тарифов за «решение вопроса» на месте. После принятия законопроекта, судя по отзывам автомобилистов, «такса» уже успела подрасти (обычно «договориться» обходится примерно в половину от суммы официального штрафа). Так, один из водителей, неосмотрительно севший за руль после вчерашнего застолья, пожаловался нам, что у него с ходу потребовали четыре тысячи гривен. К счастью, после небольшого торга сумму удалось сбить до двух тысяч. А ведь еще недавно в таком случае можно было «сторговаться» и за полторы тысячи.
Впрочем, авторы законопроекта не видят в этом препятствий — самое важное, чтобы водители помнили: пить за рулем опасно и очень дорого. На первый взгляд — логично. Главное, хорошенько ударить по кошельку негодяев, которые позволяют себе садиться за руль в невменяемом состоянии. А в чей карман пошли деньги — это уже другой вопрос. В принципе, возможность неплохо заработать даже стимулирует сотрудников ГАИ более активно выявлять нетрезвых водителей.
Увы, у коррупции, якобы служащей благому делу, есть «побочные эффекты». Представим ситуацию, когда патрулю, как назло, не попадаются выпившие водители. А желания получить прибавку к жалованью у гаишников хоть отбавляй. И тогда возникает соблазн «развести» на штраф фактически трезвого, но неопытного автомобилиста. Как правило, мишенью становятся те, кто вчера или позавчера пропустил несколько бокалов или рюмок алкоголя и до конца не понимает, насколько это допустимо и наказуемо: вроде бы все должно давно выветриться, но кто его знает?
В законодательстве четко указано: если у инспектора возникли подозрения, он обязан пригласить двух свидетелей и предложить водителю пройти проверку на алкоголь с помощью специальных технических средств. И лишь затем, в случае несогласия автомобилиста с результатами (а по закону допускается содержание алкоголя на уровне не более 0,2 промилле), предлагать ему ехать на освидетельствование к врачу. Данная норма есть и в постановлениях Кабмина, и в приказах МВД.
Однако в реальности алкотестеры по-прежнему имеются далеко не у всех экипажей. В результате гаишники сплошь и рядом сразу рекомендуют водителю «проехать в больничку». Услышав такое «предложение», неопытный автомобилист размышляет следующий образом: «Употреблял я достаточно давно, и бояться вроде бы нечего. Но ведь просто так возить меня к врачу никто не станет, найдут, к чему прицепиться, напишут, мол, нарушена реакция. А заберут права — потом ничего не докажешь. Так что уж лучше договориться на месте — дешевле обойдется».
Как полагают эксперты, причины опасаться медосмотра и в самом деле есть. Причем даже у совершенно трезвых водителей!
— Будучи уверенным в своей трезвости, вы соглашаетесь пройти врачебный осмотр, — рассказывает автор популярной книги «100 аргументов против штрафов ГАИ» Владимир Караваев. — У вас измеряют давление или заставляют подышать в стаканчик, а потом пишут, что вы находитесь в состоянии алкогольного опьянения. На основании заключения врача инспектор ГАИ составляет протокол, вручает вам копию и изымает водительские права. Автомобиль задерживают и направляют на штрафплощадку. У вас легкий шок… Немного придя в себя, вы пытаетесь доказать, что никакого алкоголя не употребляли, и едете… куда? Правильно, в наркологический центр для проведения независимой экспертизы, где и берете документ, подтверждающий абсолютную вашу трезвость. Это в лучшем случае, а в худшем — вам придется долго раскатывать по различным больницам скорой помощи, где вы будете получать отказ в проведении наркологической экспертизы. Далее наступает самый ответственный момент — вопрос о вашем наказании рассматривается судом. Там вы будете оправдываться: пьяным за рулем не сидел, последний раз «употреблял» еще в школе, руки дрожали и давление поднялось от волнения, есть заключение независимой наркологической экспертизы и так далее. Но судья вам скажет, что не видит оснований не доверять показаниям инспектора и заключению врача, а справку независимой экспертизы вы, мол, могли и купить. Описанная ситуация — не фантазия, а реальность, с которой рискует столкнуться каждый водитель.
Тем не менее в Госавтоинспекции уверяют: видя, что водитель нетрезв, инспектор все-таки вправе послать его на освидетельствование к врачу.
— Если нет алкотестера и есть реальное подозрение, то инспектор может предположить, что водитель находится в состоянии опьянения, — заявил во время прямой линии в газете «ФАКТЫ» начальник Центра безопасности дорожного движения и автоматических систем при МВД Украины Сергей Будник. — Ведь не только алкотестер показывает опьянение, есть еще и поведение, запах. Но если будет установлено, что водитель трезв, мы извинимся.
Увы, нежелание без проверки на алкотестере ехать к врачу заканчивается для большинства водителей плохо. Инспекторы трактуют их действия как отказ в прохождении медосвидетельствования. За это закон карает так же строго, как и за опьянение. Чтобы не попадать в подобную ситуацию, Владимир Караваев советует водителям указывать в протоколе, что инспекторы нарушили 266-ю статью Админкодекса. Дескать, я согласен проходить медсмотр, но только в соответствии с установленной законом процедурой.
Впрочем, схемы «развода» наивных водителей возможны самые разные. К примеру, не так давно одного из наших знакомых инспекторы заставили подуть в… трубку «Контроль трезвости». Трубка немного позеленела, что стало для водителя шоком: накануне вечером он выпил перед ужином всего бутылку пива! Пришлось договариваться. Лишь потом знакомый узнал, что стал жертвой уловки — трубка реагирует на содержание алкоголя и ниже, чем допустимые 0,2 промилле. А самое главное — официально в ГАИ такие приборы уже года два как не используются.
1293Читайте нас у Facebook