Юрий Сергеев: «Драться в Лондоне приходилось часто. Как-то раз меня даже… покусал наркоман»
34-летний Юрий Сергеев — самый узнаваемый фермер страны, участник первого сезона шоу «Фермер шукає дружину» на канале СТБ. Прожив 12 лет в Англии и получив там два высших образования, Юрий понял, что очень хочет на родину, к своей семье. Вернувшись в Украину, занялся домашним хозяйством в селе Стовпяги Киевской области.
По словам Юрия, он хорошо помнит с детства, как продавали в советских гастрономах молоко: из больших бидонов разливали в стеклянные банки. Именно таким настоящим молоком Юрию хотелось поить своих маленьких племянников и всю семью. Вскоре его хозяйство начало разрастаться и превратилось в ферму под названием «Вилла роз». Фермер стал одним из крупнейших поставщиков экологически чистой продукции не только в столицу, но и другие крупные города Украины. О том, как нелегко живется за рубежом, как сложно управляться с фермерским хозяйством и от чего зависят цены на органические продукты, Юрий Сергеев рассказал читателям «ФАКТОВ».
— Почему вы уехали в Англию?
— В 16 лет я отправился туда учиться. Это был 1995 год, и получение образования в Англии казалось фантастикой. Отказываться от появившейся возможности было глупо. Мой товарищ, уехавший в Англию раньше, подсказал один из самых дешевых вариантов учебы — в муниципальном колледже в городке Гилфорд, недалеко от Лондона. Очень симпатичный городок. Финансово моя семья как раз тянула это обучение.
Искать жилье и работу в Англии мне пришлось самостоятельно. За первый год я сменил местожительство семь раз, ночевал даже в гараже, спал на картоне. Потом осел у одной хозяйки. В ее квартире были угольная печь и металлические рамы в окнах. Через щели задувало кошмарно!
Вообще, в первые два года там было совсем невесело: вокруг не было русскоязычных людей. В Киеве я учил английский, но по приезде выяснилось, что языка совсем не знаю. Приходилось просиживать за словарями по 12 часов в сутки.
— Как же вы учились, не зная языка?
— В детстве я читал рассказ Льва Толстого «Филипок», про мальчика, который очень хотел учиться и сам пошел в школу в соседнее село. Я чувствовал себя примерно так же. Казалось, ничто не может мне помешать, и я упорно твердил: «Хочу учиться». Через три года окончил колледж и поступил в Университет Брайтона на побережье. Получил диплом первого мастера, по-нашему магистра, после чего поступил в Кингстонский университет в пригороде Лондона, стал обладателем второго диплома магистра и начал писать кандидатскую. Так что у меня два высших образования — маркетинг и менеджмент.
Чтобы как-то прокормиться, параллельно с учебой я работал, иногда в двух местах сразу. Например, жарил бургеры в закусочной и мыл машины. Получал 3,15 фунта в час. Поход в кино раз в две недели был большой роскошью, ведь билет стоил 4 фунта. Тратить деньги попусту не хотелось. Я старался как можно больше откладывать. А еще планировал привезти родным подарки. Домой летал только раз в полгода: дорого. Да и звонить было весьма недешево, так что общаться с родителями мог только письмами. Тяжело приходилось: поплакаться некому, страна чужая и ты в ней никто, особенно если нет денег. Поэтому я брался за любую работу. Помню, долгое время не признавался маме, что устроился вышибалой в ночной клуб. Натолкнула меня на это одна из книг моего любимого писателя Джека Лондона. Из нее узнал, что именно так в студенческие годы Лондон зарабатывал на жизнь. Мне было лет 12, когда я прочел книгу. Тогда мне профессия вышибалы показалась диковатой. Но пришло время, и я тоже решил попробовать. У англичан есть такая особенность: когда выпьют, становятся довольно агрессивными. Поэтому драться в тот период приходилось часто. Однажды меня даже… покусал наркоман. Зато платили неплохо. Между прочим, стать вышибалой не так-то просто! Нужно было пройти специальные курсы и получить лицензию.
На третьем году учебы университет потребовал, чтобы я нашел себе работу по специальности. Для иностранца эта задача не из легких. Но я справился: устроился в аэрокосмическую компанию, изготовляющую запчасти для самолетов. Занимался маркетингом. Через полгода мне уже дали служебную машину, что среди моих однокурсников считалось большим успехом. Начав с ассистента, я поднялся по карьерной лестнице до главы маркетингового департамента, у меня в подчинении было шесть человек: немцы, французы и англичане. Однако после событий 11 сентября 2001 года в авиационной индустрии начался кризис. Пришлось уйти из компании.
После этого мы с товарищем занялись бизнесом — писали курсовые на заказ. В Украине полно таких услуг, но в Англии требования к качеству работ гораздо серьезнее, там нельзя просто взять и скачать материалы в интернете. Обычно на одну курсовую отводится месяца полтора. Я же писал до трех работ… за день. Темы были разные. В нашей команде меня даже стали называть «доктором околовсяческих наук». Трудился так полтора года, потом просто перегорел: слишком большой поток информации. А фирма работает до сих пор: пишут курсовые нерадивым, но платежеспособным студентам.
— Почему все-таки, прожив долгое время в Англии, вы решили вернуться?
— Очень хотелось домой все эти 12 лет. Даже бросил писать кандидатскую на тему эволюции банковских систем. Пребывание в чужой стране затянулось бы еще года на четыре, а было уже невмоготу. У меня могла там сложиться хорошая академическая карьера, но кто же останется в Украине, если мы все уедем на чужбину?
— Пришлось заново адаптироваться?
— Я вернулся в 2007 году. Полгода просто приходил в себя: гулял, смотрел по сторонам и удивлялся тому, как изменилась страна за время моего отсутствия. Привыкал. Понял, что напрочь забыл украинский язык. Через полгода попробовал организовать бизнес, идею которого подсмотрел в Лондоне, — курьерская доставка на велосипедах и мопедах. Не учел тот фактор, что здесь бывает суровая зима, а в Лондоне нет. В общем, дело не пошло по разным причинам, включая и ту, что за 12 лет я впитал в себя западную ментальность, а тут все иначе. Не успел приспособиться. Кстати, в Англии лет шесть я ездил исключительно на велосипеде: экономил деньги. Дорога до колледжа занимала полтора часа. Ездил в любую погоду, даже под проливным дождем, и часто являлся на лекции промокший и грязный.
— Кстати, ваш любимый писатель Джек Лондон, уже будучи известным, увлекся сельским хозяйством и загорелся идеей создать идеальную ферму. Правда, из-за своей затеи погряз в долгах. Расскажите, как вы стали фермером и насколько это сложно?
— Можно сказать, все получилось случайно. У нашей семьи имелась дача и небольшое хозяйство в Киевской области. У сестры были маленькие детки. Нам хотелось кормить их экологически чистыми продуктами, давать настоящее козье молоко, а не пастеризованное из пакетов, и домашние яйца. В 2009 году мы завели двух коз. Нам понравилось, и вскоре козочек стало двенадцать. Появились куры, утки, потом мама купила и первую корову. Пришлось уже нанимать людей.
Ферму нужно было развивать, поэтому создали сайт и начали продавать продукты через интернет. Спустя полтора года нам предложили открыть свой отдел в одном из киевских супермаркетов. Я сначала засомневался. Мне казалось, для этого потребуется много всяких документов. А когда разобрался, выяснилось, что все необходимые бумаги уже есть. Так у нашей продукции появилось свое место на полке магазина в торговом центре Dream Town. Сейчас у нас уже около 50 отделов в Киеве, Виннице, Одессе.
Между прочим, с начала 2014 года вступает в силу Закон «О производстве и обороте органической сельскохозяйственной продукции и сырья», который требует, чтобы производители обязательно проходили сертификацию, иначе им будет запрещено указывать на упаковке своего товара, что это органические продукты. Идея неплохая, но, к сожалению понятие «органический продукт» у нас испоганили. Конторы, выдающие этот сертификат, коммерческие, поэтому получить его может каждый. Для коммерсантов главное — не качество продукта, а сумма, на которую им удастся «развести» производителя. Сейчас я позиционирую свою продукцию как экологически чистую и категорически не хочу сертифицировать ее. Такая услуга может стоить от тысячи гривен до десятков тысяч долларов. Зависит от уровня предприятия. Органические продукты и так не дешевые, а если еще и включить в их стоимость сертификацию, то цены вообще взлетят до небес.
— Почему экологическая продукция стоит так дорого? Например, цена пачки масла может доходить до 60 гривен.
— Со стороны кажется, что все просто: покормил корову, подоил — и все дела. На самом деле у фермеров огромное количество расходов: электроэнергия, бензин, ручной труд, аренда земли… Сельское хозяйство требует постоянных вложений. Объясню на примере. У нас сейчас больше 150 коров, среди них есть и телочки, которые пока не приносят никакого дохода, но кормить-то их надо. Чтобы вырастить корову, которая будет давать прибыль, потребуется пять лет. После рождения телку надо выпоить молоком и подождать, пока ей исполнится 14—16 месяцев. В этом возрасте она должна забеременеть. Прибавляем еще девять месяцев, пока выносит теленка. Только после своего второго теленка корова начнет давать достаточно молока, чтобы быть прибыльной. Кроме того, не исключены несчастные случаи — скотина может заболеть, не разродиться или травмироваться. Все это время за животным нужно ухаживать и хорошо кормить. Отсюда и высокая стоимость молока, сыров и масла. Кроме того, у нас ведь дополнительные расходы на каждом шагу. Вот недавно надо было поменять 600 квадратных метров крыши коровника, построенного в 1947 году. Можете себе представить, какие это затраты. Я сейчас активно ищу инвесторов, поскольку сам уже не справляюсь. Знаю, как должна развиваться компания, но силы просто на исходе.
К слову, о проблемах. Катастрофически не хватает земли для выращивания кормовых культур и выпаса животных. Животноводством заниматься нелегко, поэтому многие фермеры предпочитают выращивать зерновые, а это требует больших площадей, и нам с крупным рогатым скотом попросту не хватает места. И так во многих областях Украины. Приведу для сравнения пару цифр: в районе Переяслава-Хмельницкого при Советском Союзе было 300 животноводческих хозяйств, теперь же их осталось всего… пять.
— А сколько длится рабочий день фермера?
— Знаете, мне и моим коровам все равно, какая ситуация в стране, революция или праздник. Ферма — это 365 дней в году, 24 часа в сутки, выходных тут быть не может. В отпуске я не был уже четыре с половиной года, с того самого момента, как начал заниматься фермой. Боюсь оставить, хотя знаю, что у меня хорошая команда.
— Вы строгий хозяин?
— Справедливый. Все мои работники живут у меня и питаются за мой счет. И трудоустраиваю я их официально, и зарплата у них приличная. Хотелось бы соответствующего отношения с их стороны. Но, к сожалению, у многих людей есть патологическая потребность что-то украсть. Недавно уличил доярку в краже двух с половиной килограммов сыра. Пришлось подать на нее в суд. Это было дело принципа! Так сказать, показательное выступление для всех остальных работников. Кстати, доярку мы не уволили. Коллектив взял ее на поруки, и она продолжает трудиться.
-В 2012 году вы участвовали в шоу на СТБ «Фермер шукає дружину». Вы действительно хотели таким образом найти свою половинку?
— Не забывайте, я маркетолог. С личной жизнью у меня все в порядке, а участие в шоу было не что иное, как продуманный пиар-ход. На участии настаивали мои знакомые, и я, пораскинув мозгами, понял, что это хорошая реклама. Если помните, я девушку тогда так и не выбрал. Канал СТБ на меня сильно обиделся, ведь по их сценарию я обязательно должен был сделать выбор. Но мне совсем не нужно было окольцовывать себя на всю страну. В следующий раз телевизионщики приехали спустя почти два года, снимать выпуск программы «МастерШеф», в котором ребята ловили кур, копали картошку, а один из участников читал стихи моим коровам. Привозили на ферму и парня из шоу «Спасите нашу семью». Он отбывал наказание: весь день чистил свинарник. Этому парню повезло, что мы в тот момент ничего о нем не знали. Посмотрев передачу и увидев, что он бьет жену и детей, я расстроился. Если бы об этом стало известно на ферме, он бы так просто не отделался!
— А что вы сами любите делать по хозяйству?
— Умею все. А нравится готовить. Всегда мечтал делать колбасу и вот недавно вычитал рецепты и начал готовить «Краковскую», «Московскую», «Дрогобычскую». Очень люблю возиться с животными, особенно их кормить. Кстати, к нам на экскурсии часто приезжают детишки, посмотреть, откуда на самом деле берутся молоко, творог, сметана. Для них я обустроил маленький зоопарк, в котором они сами могут покормить животных.
13272Читайте нас у Facebook