На утилизацию старых автомобилей государство в следующем году собирается потратить почти миллиард гривен
У Верховной Рады сложилась традиция принимать «под елочку» хотя бы пару «автомобильных» законов, так или иначе затрагивающих автолюбителей. Однако в этом году на фоне революционных событий на Майдане об автомобилистах подзабыли. Главное новшество — более строгое наказание за вождение автомобиля в состоянии алкогольного опьянения — было принято еще в ноябре. Правда, действовать новые штрафы — от 3,4 тысячи до почти 6 тысяч гривен — начали лишь с прошлой недели.
Для ввоза популярных фургончиков и микроавтобусов из Европы остались только нелегальные схемы
Непосредственно перед началом праздников парламентарии ограничились тем, что поддержали инициативу Министерства доходов и сборов обложить со следующего года акцизом автомобили, которые из грузовых переоборудуются в пассажирские. Раньше жители Западной Украины тысячами ввозили из Европы подержанные «каблуки» наподобие Renault Kangoo и микроавтобусы типа Mercedes Sprinter. Растаможивались они «по дешевке» как грузовой транспорт, а затем после установки в грузовом отсеке дополнительных сидений на машину оформлялся новый «пассажирский» техпаспорт. Таким образом удавалось экономить 3—4 тысячи евро акциза. Теперь эту лазейку прикроют — при получении в ГАИ новых документов автовладельцу придется доплатить сэкономленную сумму. Впрочем, ввоз в страну подержанного коммерческого транспорта — неприхотливых и экономичных дизельных бусиков, фургончиков — сейчас и так фактически заморожен: по сравнению с летним периодом «благодаря» утилизационному сбору импорт этих машин снизился на порядок. Перегонщики говорят, что осталась лишь одна схема ввоза таких авто в Украину: границу на машине просят пересечь иностранца. Правда, по закону он не может оставлять авто в Украине и обязан вывезти его обратно. Однако 300 долларов творят чудеса, и в документах не оказывается отметки, что иностранец въезжал в Украине на автомобиле. В итоге он уезжает, а машина остается. Теперь на нее нужно купить свидетельство о регистрации от такого же (разбитого, сгоревшего, разобранного на запчасти) автомобиля, зарегистрированного в Украине. По словам перегонщиков, документы ввиду востребованности схемы уже резко подорожали — за техпаспорт приходится выкладывать 3—4 тысячи долларов.
Увы, давно разработанные Кабмином (по указанию Президента) поправки в закон об утилизации автомобилей так и зависли в воздухе. В следующем году автоимпортерам и дальше придется платить огромный и ничем не оправданный экологический налог (его размер зависит от объема мотора и возраста машины: скажем, для новых иномарок с двигателями от 1 до 2 литров это 7,4 тысячи гривен, а для аналогичных автомобилей старше трех лет — порядка 14 тысяч гривен). Хотя разумно предлагалось сделать ставку экологического сбора одинаковой для всех типов авто и остановиться на уровне 5,5 тысячи гривен.
Похоже, в правительстве посчитали, что снижать налоги нет смысла, поскольку иномарки и так неплохо покупают. В частности, уверяют в Министерстве доходов и сборов, импорт новых автомобилей в Украину после резкого падения в сентябре начал восстанавливаться. И, вероятно, по итогам декабря уже не будет уступать показателям прошлого года.
Из России к нам поставляют многие бюджетные иномарки, и россияне заинтересованы в снижении пошлин
В свою очередь, автоимпортеры сетуют на резкое падение продаж (в целом авторынок в Украине обвалился на треть). Причем в последнее время к экономическому фактору прибавился политический: по словам продавцов, если раньше люди ждали, что после ассоциации с Евросоюзом пошлины снизят, а драконовский экологический налог отменят, то теперь не хотят тратить припасенные в кубышках доллары, так как боятся общей нестабильности в стране.
Активизировать продажи — по крайней мере, отечественных авто — могла бы программа выкупа старых автомобилей, о которой еще два месяца назад гордо рассказывали представители Министерства промышленной политики. В частности, планировалось, что уже со следующего года автовладельцы смогут сдавать свои дряхлые, но еще полнокомплектные машины на утилизацию в обмен на сертификат в 12 тысяч гривен. Что в итоге? В проекте госбюджета на следующий год средства на это действительно заложены. Причем немалые — почти миллиард гривен! Однако они пойдут не хозяевам сданных в утиль автомобилей, а центрам, оказывающим населению услуги по переработке машин. Как пояснил глава ассоциации Укравтопром Михаил Резник, деньги потратят на создание производства по утилизации кислот, отработанного масла и всего остального, что не подлежит вторичному использованию. Но какой смысл закапывать в землю сотни миллионов, если в Украине сегодня работают десятки лицензированных фирм, которые выкупают (!) у автомастерских старое масло? По словам экспертов, ни в подобных производствах, ни в центрах по утилизации машин нет никакой надобности, так как автовладельцам сейчас намного выгоднее продать автомобиль на разборку или металлолом, чем дарить его «центру». Однако у чиновников, видимо, есть свои соображения по этому поводу.
Чего автомобилистам ждать в следующем году? Многие уверены, что из-за отказа от евроинтеграции нам теперь не видать дешевых европейских иномарок. Однако в договоре об ассоциации речь об открытии границы для автомобилей (в особенности подержанных) не шла. Соглашение с Европой предполагало лишь поэтапное снижение пошлины на 1 процент в год, а ведь, кроме пошлины, с импортных авто берут еще акциз, НДС, экологический сбор, налог при первой регистрации.
Между тем в сближении с Россией для украинских автолюбителей есть свои плюсы. Пусть говорят, что наши северные соседи живут лишь за счет продажи нефти и газа, однако вместе с тем они смогли привлечь к себе в страну почти всех крупнейших мировых автопроизводителей. Популярные легковушки Hyundai Accent, Kia Rio, Volkswagen Polo, Peugeot 301, Renault Logan и многие другие авто среднего класса мы получаем с российских заводов — а значит, Россия будет стараться убрать препятствия при их продаже. По слухам, одним из условий выделения «путинского» кредита в 15 миллиардов долларов стала отмена введенных Украиной в апреле прошлого года спецпошлин на машины с бензиновыми моторами от 1 до 2,2 литра. В отмене барьеров, к слову, заинтересовано и украинское автомобильное лобби, которое хочет восстановить замороженный сейчас экспорт «Ланосов» и «Вид» на российский рынок. О том, что варианты отмены пошлин рассматриваются, заявил министр экономического развития и торговли Украины Игорь Прасолов. Так что есть надежда, что в следующем году цены на иномарки среднего класса могут несколько снизиться.
1844Читайте нас у Facebook